Профили «Региональное управление», «Муниципальное управление»

«Государственная и муниципальная служба»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - БАКАЛАВР

Челябинск

Cодержание

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

4. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

11. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА.

12. БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТАМИ.

1. Цель и задачи дисциплины:

Цель учебного курса политического управления - ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональных компетенций выпускника-бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Задачи курса: формирование способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем; проявлять готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; понимания специфики политической организации общества, владения инструментарием политического анализа и прогнозирования, участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий органов государственной власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс политического управления - значимая составляющая вариативной части профессионального цикла образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление» (все профили).Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями школьного курса обществознания и понятийным аппаратом общественных наук в объёме, предусмотренном требованиями к знаниям выпускника средней общеобразовательной школы, а в ряде случаев освоили и вузовский курс политологии. Курс политического управления создаёт предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной политической теории и теории управления, формирования гражданской активистской политической культуры и качеств политического субъекта у молодого специалиста-бакалавра.

Курс «Политическое управление» имеет как теоретический, так и прикладной характер, и ориентирован на то, чтобы дать студентам знание теоретических подходов, моделей и институтов политического управления, проанализировать изучение его проблем в ведущих западных странах, познакомить с историческими традициями и современной практикой политического управления в Российской Федерации, а также с наиболее востребованными в политической практике социальными, деловыми и политическими технологиями, обеспечивающими процессы политического управления

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

способность принимать решения в условиях неопределённости и рисков (ПК-4);

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);

способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);

понимание основных закономерностей и владение базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);

владение медиативными технологиями, умение организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (ПК-37);

владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК-38);

способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);

способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные теоретические подходы, модели и институты политического управления;
  • характер и степень изученности проблем политического управления в ведущих западных странах;
  • исторические традиции и современную практику политического управления в Российской Федерации;
  • наиболее востребованные в политической практике социальные, деловые и политические технологии, обеспечивающие процессы политического управления.
  • институциональные аспекты политики, сущность, структуру и функции политической власти, основные типы политических систем, политических режимов, политических партий и электоральных систем;
  • политические отношения и процессы, сущность политических конфликтов и способы их разрешения;
  • функции, типологию и способы рекрутирования политических элит, функции и типы политического лидерства, как основных субъектов политического управления;
  • разновидности политических технологий, особенности политического маркетинга и политического менеджмента; сущность и виды экспертного политического знания, политической аналитики и прогностики.

Уметь:

  • самостоятельно анализировать политические феномены и давать им оценку в соответствии со знаниями и принципами, усвоенными в курсе политического управления;
  • творчески применять основные положения политико-управленческих знаний в повседневной практической деятельности:
  • анализировать сходства и различия политических систем в разных странах мира, учитывать их опыт при анализе перспектив формирования политической системы в Российской Федерации;
  • аргументировано обосновывать свой политический выбор, ориентацию на поддержку определённых политических акторов (партии, элиты, лидера);
  • логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию (с опорой на основные принципы диалога);
  • отстаивать свою политико-идеологическую позицию и нравственные убеждения, с опорой на политико-управленческие знания.

Владеть:

  • инструментарием политического анализа и прогнозирования;
  • понятийным аппаратом науки политического управления и важнейшими терминами основных школ и направлений политико-управленческой мысли;
  • навыками поиска и использования политической и управленческой информации;
  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/ часов   Семестры
   
Аудиторные занятия (всего) 1,5/54   2,5/92
В том числе:      
Лекции (Л)  
Семинары (С)  
В том числе ИАФ 12 12
Самостоятельная работа (всего) 2,5/90   1,5/52
В том числе:      
Реферат* *   *
Решение задач, тестов, работа с кейсами  
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям  
Вид итоговой аттестации экзамен   экзамен
Общая трудоемкость: 4/144   4/144

* Факультативно, по согласованию с преподавателем

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

1. Введение в теорию политического управления. Понятие и функции политики

Понятие управления. Сущность и содержание политического управления: дискуссии и подходы. Директивная и коммуникативная модели политического управления. Структура политического управления. Объект и предмет науки политического управления. Функции политического управления как социальной практики, как науки и как учебной дисциплины.

Понятие и функции политики. Понятие и формы власти. Особенности политической власти. Легитимность, легальность и эффективность политической власти.

Понятие политического режима. Типология политических режимов. Политический режим и модели политического управления.

2. Субъекты политического управления.

Понятие политической элиты. «Разделение» управленческих функций между политической элитой и бюрократией. Классические (Г.Моска, В. Парето, Р. Михельс) и современные теории политической элиты. «Железный закон олигархических тенденций» Р. Михельса и его демократические противовесы. Типология политических элит и способы их рекрутирования.

Понятие, особенности, типы политического лидерства. Управленческие стили политических лидеров.

Зависимость трактовки субъекта политического управления (ПУ) от теоретической модели ПУ и характера политической системы. Место системных партий, оппозиции, групп давления, гражданского общества в политическом управлении.

3. История становления, основные парадигмы и школы политико-управленческой мысли.

Истоки управленческой мысли: Древний Восток (Египет, Китай, Индия).Проблемы управления в античной мысли. Лидерская концепция управления Н. Макиавелли. Правовые концепции политического управления Нового времени. Волюнтаристские теории управления (руссоизм, марксизм, корпоративизм).Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Теория «административной эффективности» В. Вильсона.

Основные парадигмы и школы управленческой науки в ХХ-ХХI веках. Школа научного менеджмента и административная школа управления. Принципы управления А. Файоля. Школа человеческих отношений в управлении. Эмпирическая школа (менеджеризм) и школа социальных систем. Школа поведенческих наук в управлении. Бихевиоризм и теория рационального выбора.

Системный и структурно-функциональный подходы к политическому управлению. Сущность институционального и неоинституционального подходов к политическому управлению.«Рыночный» и ситуационный подходы в политическом управлении. Сетевая концепция политической реальности и политического управления. Основные принципы и перспективы применения синергетического подхода в политическом управлении.

4. Политическое управление в системе государственного управления

Соотношение политического и государственного управления: теоретические подходы. Политическое управление и государственное администрирование. Государственное управление как механизм реализации государственной политики.

Государство и институт государственной службы в современной России.

5. . Политическое решение.

Политическое решение: понятие, виды, этапы принятия и реализации.

Теория ограниченной рациональности Г. Саймона и инкрементальная модель. Теория рационального выбора и корпоративизм. Институциональный и сетевой подходы к принятию решений в политическом управлении.

Обратная связь в политическом управлении. Мониторинг и корректировка политических решений.

6. Политический менеджмент и PR. Политическая кампания.

Политический менеджмент: понятие, соотношение с политическим управлением и политическим маркетингом. История становления политического менеджмента.

Основные виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг. Политический брендинг. Политический PR. Электоральный менеджмент истратегии избирательных кампаний. Лоббистская деятельность. Заключение политических союзов и соглашений.

Управление мотивацией и манипуляция в политическом менеджменте. Проектирование политической кампании.

7. Политические технологии.

Политические технологии: сущность, особенности, типология.

Технологии формирования государственной политики. Политическое прогнозирование, политическое планирование и программирование. Кризисные технологии.

Технологии управления политическими конфликтами. Основные принципы и технологии управления массами (толпа, митинг и др.) и организации массовых мероприятий.

Компьютерные технологии на информационном политическом рынке.

8. Проблемы эффективности и легитимности политического управления

Эффективность политического управления: понятие, критерии, условия. Взаимосвязь эффективности политического управления и легитимности политической власти.

Рутинное, ситуативное, программно-целевое и стратегическое управление. Бюрократия и альтернативные системы управления.

Клиентелизм (клиентарные связи) и микрополитика в политическом управлении. Коррупция: понятие, виды, стратегии противодействия. Программы противодействия коррупции в РФ.

9. Теория и практика политического управления в России.

Особенности российской ментальности и русской модели управления.

Государственное управление и институт государственной службы в современной России: специфика, степень эффективности.

Трансформация российской модели управления: от директивной к коммуникативной модели.

10. Глобальное политическое управление.

Глобализация: понятие, модели. Понятие глобального политического управления. Подходы и модели глобального политического управления.

Россия в системе глобального политического управления.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

  Политология   Теория организации Основы маркетинга   Методы принятия управленческих решений   Теория управления   Этика государст-венной и муници-пальной службы   Основы ГМУ   Социальная психология   История государственного управления   Связи с общественностью в органах власти   Антикоррупционная политика
1.Введение в теорию политического управления. Понятие и функции политики +           +        
2.Субъекты политического управления. +       +     +      
3.История становления, основные парадигмы и школы политико-управленческой мысли. + +     +       +    
4.Политическое управление в системе государственного управления         +   +   +    
5.Проблемы эффективности и легитимности политического управления         + +   +     +
6.Политическое решение +     + +            
7.Политический менеджмент и PR. Политическая кампания. + + +         +   +  
8.Политические технологии +   + +       +   +  
9.Теория и практика политического управления в России.             +   +   +
10.Глобальное политическое управление. +               +    

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия В том числе ИАФ Консульт., экзамен СРС Всего
1. Введение в теорию политического управления. Понятие и функции политики  
2. Субъекты политического управления  
3. История становления, основные парадигмы и школы политико-управленческой мысли  
4. Политическое управление в системе государственного управления  
5. Политическое решение 2  
6. Политический менеджмент и PR. Политическая кампания. 6  
7. Политические технологии 2  
8. Проблемы эффективности и легитимности политического управления 2  
9. Теория и практика политического управления в России.  
10. Глобальное политическое управление  
  Итого: 12 +

Примерная тематика контрольных работ

На очном отделении выполнения студентами контрольных работ по политическому управлению не предусмотрено.

Планы семинарских и практических занятий

Наши рекомендации