Виды налогов и их классификация

1. В зависимости от плательщика:

а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскивае­мые только с налогоплательщиков — организаций (налог на до­бавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица (в частно­сти, филиалы и представительства);

б) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимае­мые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или дарения и др.);

в) общие налоги для физических лиц и организаций — обяза­тельные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогопла­тельщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

а) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимае­мые в процессе приобретения материальных благ, определяе­мые размером объекта обложения и уплачиваемые производи­телем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.).

Прямые налоги подразделяются на:

· личные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учи­тывающие финансовую состоятельность плательщика (напри­мер, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (до­ход) организаций);

· реальные налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных нало­гов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (на­пример, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);

б) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в про­цессе расходования материальных благ. Они определяются раз­мером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвен­ном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредни­ком между государственной казной и потребителем товара (ра­бот, услуг). Реальным же плательщиком налога является потре­битель. Именно критерий соотношения юридического и факти­ческого плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

3.По территориальному уровню:

а) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дей­ствие федеральным органом представительной власти — Госу­дарственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории России и не мо­гут быть изменены органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, налог на доходы от капи­тала, экологический налог, акцизы);

б) налоги субъектов Федерации — перечисленные НК РФ, новводимые в действие представительными (законодательными)органами государственной власти субъектов Федерации и обя­зательные к уплате только на территории соответствующего субъекта (например, налог на имущество организаций, транс­портный налог, налог на недвижимость);

в) местные налоги — устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправ­ления и обязательные к уплате на территории соответствующе­го муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

4.В зависимости от канала поступления:

а) государственные налоги — полностью зачисляемые в госу­дарственные бюджеты;

б) местные налоги — полностью зачисляемые в муници­пальные бюджеты;

в) пропорциональные налоги,— распределяемые между бюд­жетами различных уровней по определенным квотам;

г) внебюджетные налоги — поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5.В зависимости от характера использования:

а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взи­маемых в Российской Федерации;

б) целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и пред­назначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).

6. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые налоги — уплачиваемые один раз в течение опре­деленного периода при совершении конкретных действий (на­пример, налог на наследование или дарение);

б) регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы фи­зических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов достаточ­ны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учеб­ной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательно­го платежа, взимаемого в обязательном порядке.

4.Правовой механизм налога и его элементы

В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налого­плательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Основные элементы правового механизма налога:

1.Объектом налогообложения - может вы­ступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное эко­номическое основание, имеющее стоимостную, количествен­ную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связы­вает возникновение обязанности по уплате налога.

У каждого налога самостоятельный объект налогообложе­ния. Однако НК РФ прямо не устанавливает, что каждый объ­ект налогообложения может облагаться только одним налогом.

Объект налогообложения должен присутствовать у собст­венника или лица, уплачивающего соответствующий налог. Налоговым кодексом РФ должны быть установлены конкрет­ные формы юридической связи между объектом налогообложе­ния и лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги. Например, лицо получает заработную плату и, следовательно, уплачивает с ее размера налог на доходы физи­ческих лиц; банк осуществляет операции с векселями или об­лигациями и потому уплачивает налог на операции с ценными бумагами.

Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения оз­начает возникновение налоговой обязанности.

2.Налоговая база — это стоимостная или физическая характе­ристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бух­галтерского учета и (или) на основе иных документально под­твержденных данных об объектах, подлежащих налогообложе­нию или связанных с налогообложением.

3.Налоговый период — календарный год или иной период вре­мени, применяемый к отдельным налогам, по окончании кото­рого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налого­вый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продол­жительность (момент начала и момент окончания) каждого на­логового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к соответствующему налогу.

4.Налоговая ставка — величина налога на единицу обложе­ния. Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твер­дые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

5.Порядок исчисления налога представляет собой процессуаль­ное действие, согласно которому налогоплательщик самостоя­тельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налого­вый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случа­ях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возло­жена на налоговый орган или налогового агента.

6.Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответст­вии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу производится разовая уплата всей суммы нало­га в наличной или безналичной денежной форме.

Порядок уп­латы федеральных налогов и сборов определяется НК РФ.

От­носительно порядка уплаты налогов субъектов Федерации и местных налогов приоритет имеют соответствующие регио­нальные законы или решения органов местного самоуправле­ния.

Понятие системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов представляет собой совокупность этих платежей, взимаемых в установленном порядке на террито­рии Российской Федерации.

В настоящее время налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов.

Согласно ст. 12—15 НК РФ в нее входят: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные по­шлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам.

Налоговая система Российской Федерации имеет трехуровне­вое построение со следующим элементным составом:

Принципы построения системы налогов и сборов

В основе построения налоговой системы лежит совокуп­ность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы Российской Федерации. Способность сис­темы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возло­женные на них функции зависит от принципов построения на­логовой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.

Принципы построения налоговой системы подразделяются на две группы в зависимости от их нормативного закрепле­ния:

Первая группа принципы, непосредственно закрепленные законода­тельством о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ не содер­жит специальных терминов и соответствующих формулировок, определяющих принципы построения налоговой системы, поэтому они выводятся путем толкования норм налогового права;

Среди принципов, входящих в 1 группу, необходимо выделить:

1).Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из про­возглашенного Конституцией РФ принципа единства экономи­ческого пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое эконо­мическое пространство страны.

Общефедеральная Конституция (ст. 74) устанавливает, что на территории Российской Федера­ции не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1). А ограниче­ния могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценно­стей (ч. 2).Принцип трехуровневого построения налоговой системы Рос­сии отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов включает: федеральные нало­ги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные нало­ги и сборы) и местные налоги и сборы. В соответствии с дан­ным принципом полномочия в сфере налогообложения долж­ны строго разграничиваться между различными уровнями власти.

3).Принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о нало­гах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знать, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.

Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, спо­собствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприме­нительных органов.

4).Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в те­чение как можно большего периода времени, вплоть до налого­вой реформы.

При этом проведение реформы допустимо в ис­ключительных случаях, в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен интересами, как налогоплательщиков, так и государства и муниципальных образований. Необходимо помнить, что изменение системы налогов и сборов объективно влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджеты, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необхо­димо длительное время.

5). В п. 3 ст. 3 НК РФ предусмотрен принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (принцип организа­ционной простоты налоговой системы Российской Федерации), который имеет два самостоятельных аспекта.

Структура системы налогов и сборов.

В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России мо­гут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, совокупность которых образует систему налогов и сборов.

Структуру системы налогов к сборов в Российской Федера­ции определяют ст. 13—15 НК РФ

Федеральные налоги и сборы (ст. 13):

Региональные налоги и сборы (ст. 14):

Местные налоги и сборы (ст. 15):

Система региональных и местных налогов (сборов) является составной частью национальной налоговой системы. Однако существование региональных и местных налогов (Сборов) должно отвечать в первую очередь интересам субъекта Федера­ции или местного сообщества, поскольку региональные или местные налоги (сборы) являются самостоятельными источни­ками доходной части их бюджетов.

Источники налогового права

1. Общая характеристика источников налогового права

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридиче­ски закрепили:

· два вида податей (налогов): централизован­ные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати;

· субъекты пода­тей;

· объекты податей;

· порядок взимания;

· меры ответст­венности за нарушение норм налогообложения.

· .

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

· международные договоры Российской Федерации (ст. 15);

· федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

· федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

· регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101);

· постановле­ния Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103);

· указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90);

· постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

· конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в со­ставе Российской Федерации,

· уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);

· законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125),

· Федеративный и иные государствен­но-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);

· решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Тема № 2

Наши рекомендации