Виды налогов и их классификация
1. В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков — организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица (в частности, филиалы и представительства);
б) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
в) общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.).
Прямые налоги подразделяются на:
· личные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
· реальные налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);
б) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Они определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
3.По территориальному уровню:
а) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории России и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы);
б) налоги субъектов Федерации — перечисленные НК РФ, новводимые в действие представительными (законодательными)органами государственной власти субъектов Федерации и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
в) местные налоги — устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).
4.В зависимости от канала поступления:
а) государственные налоги — полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
б) местные налоги — полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
в) пропорциональные налоги,— распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
г) внебюджетные налоги — поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5.В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
б) целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые налоги — уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение);
б) регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.
4.Правовой механизм налога и его элементы
В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый период;
· налоговая ставка;
· порядок исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога.
Основные элементы правового механизма налога:
1.Объектом налогообложения - может выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
У каждого налога самостоятельный объект налогообложения. Однако НК РФ прямо не устанавливает, что каждый объект налогообложения может облагаться только одним налогом.
Объект налогообложения должен присутствовать у собственника или лица, уплачивающего соответствующий налог. Налоговым кодексом РФ должны быть установлены конкретные формы юридической связи между объектом налогообложения и лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги. Например, лицо получает заработную плату и, следовательно, уплачивает с ее размера налог на доходы физических лиц; банк осуществляет операции с векселями или облигациями и потому уплачивает налог на операции с ценными бумагами.
Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения означает возникновение налоговой обязанности.
2.Налоговая база — это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.
3.Налоговый период — календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к соответствующему налогу.
4.Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения. Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
5.Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
6.Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу производится разовая уплата всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме.
Порядок уплаты федеральных налогов и сборов определяется НК РФ.
Относительно порядка уплаты налогов субъектов Федерации и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.
Понятие системы налогов и сборов.
Система налогов и сборов представляет собой совокупность этих платежей, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В настоящее время налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов.
Согласно ст. 12—15 НК РФ в нее входят: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам.
Налоговая система Российской Федерации имеет трехуровневое построение со следующим элементным составом:
Принципы построения системы налогов и сборов
В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы Российской Федерации. Способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.
Принципы построения налоговой системы подразделяются на две группы в зависимости от их нормативного закрепления:
Первая группа принципы, непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ не содержит специальных терминов и соответствующих формулировок, определяющих принципы построения налоговой системы, поэтому они выводятся путем толкования норм налогового права;
Среди принципов, входящих в 1 группу, необходимо выделить:
1).Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
Общефедеральная Конституция (ст. 74) устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1). А ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).Принцип трехуровневого построения налоговой системы России отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов включает: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. В соответствии с данным принципом полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
3).Принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знать, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.
Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.
4).Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы.
При этом проведение реформы допустимо в исключительных случаях, в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен интересами, как налогоплательщиков, так и государства и муниципальных образований. Необходимо помнить, что изменение системы налогов и сборов объективно влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджеты, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необходимо длительное время.
5). В п. 3 ст. 3 НК РФ предусмотрен принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (принцип организационной простоты налоговой системы Российской Федерации), который имеет два самостоятельных аспекта.
Структура системы налогов и сборов.
В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России могут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, совокупность которых образует систему налогов и сборов.
Структуру системы налогов к сборов в Российской Федерации определяют ст. 13—15 НК РФ
Федеральные налоги и сборы (ст. 13):
Региональные налоги и сборы (ст. 14):
Местные налоги и сборы (ст. 15):
Система региональных и местных налогов (сборов) является составной частью национальной налоговой системы. Однако существование региональных и местных налогов (Сборов) должно отвечать в первую очередь интересам субъекта Федерации или местного сообщества, поскольку региональные или местные налоги (сборы) являются самостоятельными источниками доходной части их бюджетов.
Источники налогового права
1. Общая характеристика источников налогового права
Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили:
· два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати;
· субъекты податей;
· объекты податей;
· порядок взимания;
· меры ответственности за нарушение норм налогообложения.
· .
Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ:
· международные договоры Российской Федерации (ст. 15);
· федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
· федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
· регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101);
· постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103);
· указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90);
· постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);
· конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации,
· уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);
· законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125),
· Федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);
· решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).
Тема № 2