Виды налогов и их классификация

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, которая позволяет четко определить содержание налогов, выявить в них общее и особенное, выработать условия обложения налогами и их взимания, т. е. соответствующие административно-финансовые меры. В теории налогообложения критерии классификации могут быть разными.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) субъекту-налогоплательщику;

3) объекту налогообложения;

4) методу обложения (в зависимости от ставки);

5) уровням управления (по органу, который устанавливает и конкретизирует налог);

6) целевому назначению;

7) уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Основу классификации всех налогов составляет способ их взимания, который позволяет делить налоги на прямые и косвенные (такое деление также связано с принципом перелагаемости).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков: подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог. Обложение этими налогами построено на явлениях и признаках постоянного характера, следовательно, такие налоги заранее определены.

Среди прямых налогов выделяют:

1) реальные прямые налоги, которыми облагаются деятельность и товары, т. е. продажа, покупка, владение имуществом, без учета финансового положения налогоплательщика. В основе обложения реальными прямыми налогами лежат внешние признаки. К таким налогам относятся земельный налог, налог на имущество организаций, налог с владельцев транспортных средств и др.;

2) личные прямые налоги, которые устанавливаются на объект налогообложения с учетом возможности их уплаты налогоплательщиком в зависимости от его имущественного и социального положения. При этом принимаются во внимание общий размер объекта налогообложения, общая его стоимость и возможность свободного обращения. Объект налогообложения может меняться в зависимости от конкретного налогоплательщика. Органы государственной власти вправе вводить прогрессивное налогообложение и необлагаемый минимум. К личным прямым налогам относятся подоходный налог, налоги на имущество физических лиц.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг. Это налоги на потребление и обращение: акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

1) на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы товаров);

2) косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за некоторым исключением (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины.

Прямые и косвенные налоги различаются главным образом по месту формирования источника выплаты. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Считается, что прямые налоги труднее перелагаются на других плательщиков. Косвенные налоги, как правило, перелагаются на конечного пользователя. Но возможность переложения косвенных налогов зависит от степени эластичности спроса на те или иные товары и степени развития экономики. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя с помощью механизма роста цен. Вместе с тем косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В этом случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог уменьшает прибыль продавца и становится прямым налогом.

Прямые и косвенные налоги обладают как преимуществами, так и недостатками.

Преимущества прямых налогов заключаются в том, что они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью, точнее и яснее определяют налоговую обязанность каждого налогоплательщика, а поступления по ним в бюджет дают более верный и определенный доход.

Недостатки прямых налогов состоят в том, что в условиях низкой налогооблагаемой базы, невысокого уровня доходов, незначительной имущественной состоятельности они малодоходны для государства.

Косвенные налоги наиболее доходны, так как изъятие части дохода происходит путем налогообложения предметов широкого потребления, т. е. обеспечивает доход государству даже в условиях спада экономической деятельности. Поскольку они включаются в стоимость товара, постольку их уплата наступает тогда, когда у налогоплательщика есть средства, чтобы заплатить эти налоги, и они незаметны для него. Государство способно увеличить уровень доходов за счет увеличения налоговых ставок.

Недостатки косвенного налогообложения заключаются в следующем: оно обратно пропорционально платежеспособности, на взимание косвенных налогов требуются большие расходы и такое налогообложение противоречит интересам предпринимателей. В условиях развития рыночной экономики они могут служить действенным рычагом, используемым государством для снижения затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг.

По субъектуналоги подразделяются следующим образом:

уплачиваемые физическими лицами;

уплачиваемые юридическими лицами;

смешанные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (государственная пошлина, земельный налог).

В зависимости от объекта налогообложенияразличают налоги:

имущественные;

ресурсные;

на потребление;

взимаемые с конечных стоимостных результатов деятельности.

По методу обложения(в зависимости от ставки) различают налоги:

твердые (земельный налог);

пропорциональные (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

прогрессивные (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения);

регрессивные (единый социальный налог).

По уровням управления(в зависимости от органа, устанавливающего сроки уплаты, порядок исчисления и взимания) налоги могут быть:

федеральными, которые регламентируются законодательством Российской Федерации, являются обязательными и едиными на всей ее территории;

региональными, конкретный порядок исчисления и взимания которых устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации;

местными ¾ механизм их исчисления и взимания вводится органами местного самоуправления.

По целевому назначению выделяют налоги:

общие (обезличенные),которые вводятся государством для формирования бюджетов, поступают в общие доходы государства и не имеют целевого направления (НДС, налог на прибыль, имущество, подоходный налог и др.);

целевые, которые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (единый социальный налог и др.).

Еще один классификационный признак ¾ уровень бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по полноте прав использования налоговых сумм). В соответствии с бюджетной системой Российской Федерации налоговые платежи поступают в бюджеты разных уровней, на основании чего налоги можно подразделить так:

виды налогов и их классификация - student2.ru

закрепленные (собственные), которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет (местные налоги) или внебюджетный фонд;

регулирующие, которые поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).

Можно проводить классификацию и по другим признакам.

На приведенной схеме дана классификация, проводимая в налоговой системе Российской Федерации.

Наши рекомендации