Тема № 7. Административные и уголовные нарушения налогового законодательства
1. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки)
2. Налоговые преступления
1. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки)
Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выступает административная ответственность. Основными характерными чертами применения административных мер воздействия за нарушения законодательства о налогах и сборах являются следующие:
· административная ответственность применяется относительно составов противоправных деяний, не представляющих высокой степени общественной опасности. Противоправные деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, называются административными проступками (правонарушениями). Деяния, содержащие признаки составов нарушений законодательства о налогах и сборах, но представляющие высокую степень опасности для общества, относятся к преступлениям и преследуются в уголовном порядке;
· ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных проступков, представляет собой следствие противоправного (в нарушение
норм налогового права) действия или бездействия граждан или должностных лиц. В правоотношениях по применению административной ответственности всегда на одной стороне выступают публично-правовые субъекты — налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, налагаются только органами (должностными лицами) государства, уполномоченными выступать от его имени в налоговых правоотношениях;
· родовым объектом административных правонарушений в налоговой сфере выступают фискальные интересы государства(Российской Федерации, ее субъектов) или муниципальных образований;
· объективная сторона налоговых деликтов характеризуется формальным признаком, поскольку законодатель не ставит наложение административного штрафа в зависимость от образования вредных последствий для отношений налоговой сферы. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого предусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами.
Нарушением законодательства о налогах сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налоговым проступком), следует считать посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлены меры административной ответственности.
Характерными основными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются:
· общественная опасность (вредность);
· противоправность;
· виновность;
· наказуемость в соответствии с административным законодательством.
По общему правилу административной ответственности подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин может быть привлечен к ответственности за налоговые деликты только в случае, если он к моменту их совершения достиг 16-летнего возраста. Относительно составов налоговых деликтов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, субъектный состав является усеченным. Согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная за нарушения законодательства о налогах и сборах ст. 15.4—15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо, что обусловлено спецификой отношений в сфере управления. Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков:
· постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти;
· наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от его;
· выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Применительно к правовому институту административной ответственности в качестве должностных лиц рассматриваются также руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядителъных или административно-хозяйственных функций.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность:
· раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
· совершение административного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
· совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет;
· совершение административного проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В отличие от смягчающих перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Также не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельства, если аналогичные юридические факты одновременно являются квалифицирующими признаками налогового правонарушения.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
· продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
· повторное совершение однородного административного деликта одним и тем же лицом в течение одного календарного года;
· вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
· совершение административного проступка группой лиц;
· совершение административного проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
· совершение административного проступка в состоянии опьянения.
Назначение административного наказания не освобождает гражданина или должностное лицо, представляющее организацию, от налоговой обязанности, за неисполнение которой и был взыскан штраф.
При неоднократном нарушении законодательства о налогах и сборах штраф взыскивается отдельно за каждое правонарушение. В то же время КоАП РФ предусматривает возможность поглощения санкций в пределах одной суммы штрафа при условии, что налоговый деликт совершен одним лицом и дела о данном правонарушении рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.
Давность привлечения гражданина или должностного лица к административной ответственности не может превышать одного года со дня, когда было нарушено законодательство о налогах и сборах.
2. Налоговые преступления. Преступления в сфере экономической деятельности
(налоговые преступления)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)
Ответственностью по ст. 198 УК охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
.
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы с физических лиц. Однако налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только теми налогоплательщиками — физическими лицами, кто указан в ст. 227 и 228 Налогового кодекса.
Так, в ст. 227 НК указываются: физические лица,
· зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
· частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой.
В ст. 228 НК:
· физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды;
· физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
· физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;
· физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
· физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В большинстве же случаев исчисление налога с доходов физических лиц и его уплата осуществляется российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ (налоговыми агентами), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил соответствующие доходы. Данное обстоятельство освобождает налогоплательщика от необходимости заполнять и представлять налоговую декларацию.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками:
· для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее,
· не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах, в том числе и в виде материальной выгоды. В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться:
· в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов
· уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников,
· завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода
· необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов и др.
Под доходами, как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" от 4 июля 1997 г., понимается совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году, как в денежной форме, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления указал, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199, считаются оконченными с момента фактической неуплаты конкретного вида налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Такое решение этого вопроса влечет ряд серьезных практически значимых последствий. Например, если лицо с умыслом на уклонение от уплаты налога не представило в установленный срок декларацию о доходах или представило ее с искаженными данными о доходах или расходах, оно еще не совершило оконченного преступления, и до истечения срока, установленного законодательством для уплаты налога, оно может добровольно отказаться от доведения преступления до конца, внеся исправления в декларацию или уплатив полностью положенный налог.
Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов преследуется в уголовном порядке по ст. 198 УК лишь в случае совершения деяния в крупном размере (ч. 1) либо в особо крупном размере (ч. 2).
Понятия крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд.
Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 100 тыс. или 300 тыс. руб.
Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 100 тыс. руб., но не превышает 300 тыс. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов.
Соответственно особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 1500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Пленум Верховного Суда РФ в названном постановлении также указал (п. 4), что
"действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ".
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное платить законно установленные налоги и (или) сборы, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный, руководствуясь, как правило, корыстными побуждениями, не представляет налоговую декларацию или иные необходимые документы, понимая, что он обязан это делать, либо включает в них заведомо ложные данные, желая тем самым уклониться вообще от уплаты налога или уменьшить размер обязательного к уплате налога. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.
Работники налоговой службы, умышленно содействовавшие совершению данного преступления, привлекаются к ответственности как соучастники, а в соответствующих случаях и за преступления против интересов государственной службы (ст. 285, 290, 292) по совокупности.