Тема. Ответственность за нарушения налогового законодательства

Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом общих признаков характерных для любого вида юридической ответственности:

1)она является средством охраны порядка.

2)состоит в применении мер государственного принуждения.

3)наступает за нарушение правовых норм.

4)наступает на основе норм права.

5)является следствием виновного деяния.

6)заключается в применении санкций.

7)реализуется в соответствующих процессуальных формах.

По общему принципу срок давности у налоговых правонарушений составляет 3 года, однако по некоторым налогам применяются другие сроки давности.

Ответственность за нарушение налогового законодательства – это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность, как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Другие говорят о налоговой ответственности, как комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленных на защиту налоговых правоотношений.

Помимо налоговой ответственности за правонарушения и преступления в налоговой сфере предусмотрена административная и уголовная ответственность. Составы налоговых преступлений и административных правонарушений определены в соответствующем законодательстве. Ответственность за налоговые правонарушения, установленные налоговым кодексом РФ, проявляются в виде применении к нарушителям мер государственного принуждения, именуемых налоговыми санкциями.

Налоговая санкция – это установленная налоговым законодательством мера государственного принуждения в виде денежного взыскания в доход государства, применяемая на основании решения налогового органа в добровольном или судебном порядке к лицу виновному в совершении налогового правонарушения.

Единственным видом налоговой санкции является денежное взыскание или штраф.

Размеры и способы установления штрафов по НК РФ различны и в значительной мере определяются характером тех нарушений, за которые штраф устанавливается.

В числе налоговых санкций можно выделить штрафы, установленные в твёрдой денежной сумме и денежные взыскания, установленные в процентном отношении к определённым суммам. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пенни. Те же особенности установлены и в отношении налогового агента. При наличии хотя бы одного из указанных в ст.112 НК РФ смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй 16 главы НК.

При наличии отягчающего обстоятельства, такого как совершение налогового правонарушения, лицо ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика в судебном порядке. При нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов законодательство предусматривает возможность их защиты. В зависимости от характера нарушенного права налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент могут использовать предусмотренный теми или иными отраслями законодательства конкретные способы защиты своего права.

Под способом защиты субъективного права следует понимать совокупность правовых средств, применяемых в связи с совершённым против этого права правонарушением и направленных на восстановление и защиту права его обладателя. Например, в налоговых правонарушениях, налогоплательщики могут использовать такие способы защиты своих прав, как признание недействительным решение налогового органа о взыскании недоимок и пени по налогу, возврат из бюджета денежных средств списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований налогового законодательства. От способа защиты права следует отличать порядок защиты права, который определяет процедуру применения того или иного правового средства в целях восстановления и защиты нарушенного права.

НК РФ традиционно различают административный и судебный порядки защиты нарушенного права налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Административный порядок обжалования действий, бездействий налогового органа широко используется как более оперативный. К тому же в этом случае, т.е. используя административный порядок защиты своих прав налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент не лишается права обратиться в суд.

Жалоба на акт действия или бездействия налогового органа или его должностного лица подаётся соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трёх месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины его пропуска. Если лицо, подавшее жалобу, отзовёт её до принятия решения, то оно лишается права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному (налоговому) лицу.

Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня её получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трёх дней. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия, но налоговый орган или должностное лицо вправе приостановить полностью или частично их исполнение, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.

Судебный порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц основывается на Конституции РФ гарантирующей судебную защиту прав граждан.

Сущность судебной защиты прав налогоплательщиков ни чем не отличается от сущности судебной защиты всех остальных. Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются предусмотренные законодательством гарантии возмещения убытков причинённых неправомерными действиями или бездействием работников налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Эти убытки должны возмещаться за счёт средств федерального бюджета.

НК РФ закрепляет основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Данная статья не носит исчерпывающий характер.

В частности в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ могут применяться иные меры обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством РФ. Закрепляя, основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов НК использует, как гражданско-правовые способы обеспечения, так и специфические способы обеспечения характерные для властных отношений, которыми являются налоговые отношения. Например, приостановление операций по счетам кредитных организаций и арест на имущество налогоплательщика.

Наши рекомендации