Классификация налогов по различным признакам. Характеристика отдельных групп налогов
Билет №1
Понятие налога и сбора. Сущность, функции налогов, их роль в рыночной экономике и способы взимания.
Налоги выступают основным средством образования финансовых ресурсов или бдж, и важной формой регулирования. По средствам налогов гос. изымает часть доходов общества и доходов населения и распределяет ее в соотв. с пол, эк, и соц. задачами и целями. Определение налога ст.8 НКРФ.Налог- обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в соотв. с действующим з-вом в целях фин. обеспечения деятельности гос. Сбор- обязат. взнос, взимаемый с юр и физ лиц за совершение в отн. плательщиков юридически значимых действий. Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением гос. Налоги-взносы необходимые на содержание публичной власти и выполнение ею определенных ф-ий. Н/о прошло длит. путь развития. При раб. влад. строе взимались в виде натуральных податей и служили дополнением к трудовой повинности, дань с покоренных народов. По мере развития ТДО налоги приобретают денеж. форму. одним из первых таких налогов был поголовный налог с граждан в Римской империи во 2 в.н.э.-трибут. В докапиталистических формациях глав дох гос был поступ от гос им-ва (домины), от монопольного права монарха на отдельные промыслы и на торговлю определенными товарами (регами), военная добыча. Постепенно денеж нал вытесняли т-е гос дох как домины и регами и при капитализме они стан-ся осн источ фин-ия расх гос. Сущ-ть нал проявл-ся в их ф-иях. Налоги выполняют след ф-ии: фискальная(изъятие части дох в гос казну), распределительная(с пом нал осущ распределение и перераспр-е НД м/у пр-ой и непр-ой сферами, м/у отраслями нар хоз, регионами, видами деят-ти, путем изъятия нал в бдж или внебдж фонды и фин-ния из них), регулирующая(путем установления размера ставок нал-в регул-ся дох предприятий и граждан), стимулирующая(с пом нал пол гос стремится стимулировать развитие пр-ва (ускорить НТП, инвестиционную активность/путем установления нал льгот)), контрольная(при проверке соблюдения нал з-ва осущ-ся финансовый контроль за деят-тью плательщиков), социальная (устан-е необлагаемого минимума при облажении граждан, вычеты на детей, льготы инвалидам и предприятиям использующим их труд, устан пониж ставки косвенных нал на соц значимые товары). Применяются следующие способы взимания налогов: административный -взимание нал у источника дополучения дох (НДФЛ, дивиденды по акциям, по гос цен бум, НДС, налог на прибыль), кадастровый - опред средняя доходность об-та (в % от кадастровой ст-ти земли) земельный налог, декларационный - после получения дох, составл-я отчетности и определения суммы налога (на прибыль, на им-во, НДФЛ с физ. лиц), уведомительный - физ. лица на основе уведомления из нал органа.
Транспортный налог.
Общие положения (356)
Транспортный налог устанавливается и вводится Кодексом и законами субъектов РФ о налоге. Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Могут также предусматриваться льготы и основания для их использования.
Налогоплательщики (357) – лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объект налогообложения (358) – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные.
2. Не являются объектом:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в реестре судов.
Налоговая база (359) определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных - как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, не указанных налоговая база определяется отдельно.
Налоговый период. Отчетный период (360) Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки (361) устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. включительно – 5р.
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 7
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 15
свыше 250 л.с. – 30
2. Налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу (362)
1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
6. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (363)
1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога.
3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговая декларация (363.1)
1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств декларацию по налогу.
2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчет по авансовым платежам по налогу.
3. Декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Билет № 2
Классификация налогов по различным признакам. Характеристика отдельных групп налогов.
В зависимости от объекта обложения и способа изъятия: прямые(устанавливается на собственность или доход, сам налогоплательщик платит из своих дох): реальные - облагается предполагаемый средние дох от того или иного об-та (им-во, земельный, водный), личные - взимается с действительно получаемого дохода (прибыль, НДФЛ). Косвенные (на товары и услуги) - устанавливаются в виде надбавки к цене и перекладываются на потребителя (НДС, акцизы). Объектом служит хозяйственный оборот или отдельные товары. Они не зависят от результатов хоз деятельности. Плательщик налога явл сборщиком нал (нал на потребление или нал на расход), а покупатели-носители налога. Косвенным нал присуще 3 отличительных признака:1.несовпадение объекта нал (реализация) и кон источника уплаты (надбавка). 2.переложение нал на покупателя.3.непосредственное участие нал в формировании цен на тов. В зависимости от Ур-я управления т.е. от органа осущ. взимание. федерал(их 9 ст13), региональные (их 3 ст. 14) и местные (их 2 ст. 15). От субъекта уплаты: с юр лиц(на прибыль орг-ции, на им-во), с физ.лиц(НДФЛ, им-во), смешенные(НДС, земельный, транспортный). От порядка использования: общие-поступая обезличиваются и на любые цели, специальные- на строго определенные нужды (ЕСН). От источника уплаты: относятся на расходы(на с/с) - ЕСН, приросдых рес-в, за счет прибыли- нал на прибыль, на зар/плату- НДФЛ, за счет надбавке к цене- НДС, акцизы. От порядка зачисления в бдж: закрепленные, регулирующие(на прибыль).