Лекция. Теоретические и исторические аспекты развития МСБ

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Менеджмент»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «ММСБ»

Специальность «5В07000- Менеджмент»

Алматы, 2012

лекция. Теоретические и исторические аспекты развития МСБ

2. Цель лекции:Изучение понятия, роли и истории МСБ.

1. Вопросы лекции:

1. Роль и место МСБ в системе современного менеджмента.

2. Понятие МСБ и СМП.

3. Развитие МСБ в разных государствах. История развития МСБ в РК.

4. Содержание лекции

Малый бизнес - один из краеугольных камней жизнеспособной экономики. Эта форма деятельности создает лучшие возможности для предпринимательства и творчества. Поскольку для малого бизнеса всегда находится место на рынке, он всегда расширяется, поддерживая конкуренцию, что ведет к увеличению производительности и реальному экономическому росту. Все компании помещают капитал в активы, а также ищут средства. Проблемы маленьких компаний непохожи на проблемы, с которыми сталкиваются большие компании, кроме того, ограничен их доступ на финансовые рынки.

С позиций классической экономической теории малый и средний бизнес отличается от крупного бизнеса именно своими размерами. С институциональных позиций малый и средний бизнес качественно определенный общественный институт. На наш взгляд, следует выделить следующие его принципиальные особенности:

- единство отношений собственности и управления: в качестве главного менеджера выступает учредитель или владелец основной части капитала(контрольного пакета и так далее);

- единство объекта управления: экономический субъект (фирма) управляет одним предприятием (согласно Гражданскому кодексу, под предприятием имеется в виду имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество, имущественные права, требования, долги, нематериальные активы (интеллектуальную собственность) и торговую марку);

- численность коллектива допускает прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы (предприятия) с каждым его работником.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).

Одной из форм малого бизнеса является самозанятость - предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского Союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя.

В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота.

Малый и средний бизнес представляет собой в зарубежных странах главную сферу занятости населения. Так, в странах Европейского Союза действует 16,5 миллионов малых фирм, 93 % из них - мелкие (один-пять наемных работников). В Федеративной Республике Германия в легальном малом бизнесе занято 65 % рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет, а не целое десятилетие, как в странах бывшего СССР.

В развивающихся странах 30-70 % экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до 10 человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году по прогнозам эта доля может вырасти более, чем вдвое. До недавнего времени для данного сегмента малого бизнеса была характерна отсталая трудоемкая технология, низкие доходы (на уровне прожиточного минимума), плохие условия труда и высокий травматизм, использование детского труда.

Малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Как будет показано далее, именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса.

Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности.

Во-первых, ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих решений. Это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать нововведения, диверсифицировать производство, то есть осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных видов деятельности.

Во-вторых, малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами. Собственник сам организует производство. Это дает большую экономию на накладных расходах.

В-третьих, малый бизнес благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. При этом работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня и в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату.

В итоге локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. К примеру, в России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов. Так, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,2 %, а в промышленности - еще ниже. Доля убыточных малых предприятий выросла в 1995-1999 годах с 31,6 до 35,2 %, в том числе в промышленности -до 37 %, сельском хозяйстве - до 52,9, строительстве - до 40,6, на транспорте -до 36,6 %. В ряде отраслей (сельское и лесное хозяйство, транспорт, бытовые услуги, финансы и кредит) отрицательным оказался и общий (сальдированный) финансовый результат.

В рыночной экономике предприятие, особенно малое, не имеющее финансовых резервов, не может существовать длительное время, принося убыток. Приведенные данные свидетельствуют о том, что эти предприятия скрывают свои истинные доходы.

Макроэкономический эффект малого бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом и особенно в регионах.

На народнохозяйственном уровне реализуются следующие преимущества малого и среднего бизнеса:

· ориентация на конечного потребителя, учет его нестандартных запросов и интересов при личном контакте;

· быстрота реагирования, простота организации, высокая внутренняя мобильность при изменении спроса с использованием местных ресурсов, неэффективных для крупного бизнеса;

· высокая рентабельность работы на «узких» сегментах рынка, ориентированных на ограниченный и специфичный круг потребителей;

· возможность для самореализации людей с особой инициативой и предприимчивостью, а также ограниченной трудоспособностью (инвалиды, пожилые граждане и так далее).

Менее явная, чем у крупных фирм, зависимость малого и среднего бизнеса от колебаний на мировых финансовых рынках (скачки курса доллара, изменение кредитных ставок), большая выживаемость в периоды кризисов и депрессий. Это связано не только с экономией на накладных (управленческих) расходах, но и с более высокой сплоченностью коллектива и интенсивностью и средний бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка.

Стабилизирующая роль малого и среднего бизнеса обусловлена тремя главными причинами.

Во-первых, в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники.

Во-вторых, малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения.

В-третьих, отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и так далее.

Швейцарские корпорации передали изготовление деталей элитных часов Rollex и Longiness на дом, снабжая работников микротехникой и заготовками и оставив у себя только сборку. По такому же пути пошли корпорации Тайваня.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.

Так, в тех же США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится-86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания -81%, в строительстве -80%, в финансовой сфере -60%, в розничной торговле-55%, в обрабатывающей промышленности -21%.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения. В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний вцелях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособность экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа-судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее I5 чел. составляли здесь 70% всех промышленных компании.

В США 65-70% юридически зарегистрированных предприятий действительно принадлежит малому бизнесу. Но в то же время доля налогов, которые они выплачивают, составляет от 0,2 до 0,5 % от общей суммы налоговых поступлений. Одновременно крупные предприятия составляют лишь 6-15 %, но они выплачивают около 65(1) % всех налогов, поступающих в бюджет страны. Поэтому роль малого бизнеса в экономике заключается только в том, чтобы обеспечить занятость населения.

Великобритания. Интерес к малому бизнесу усилился в Великобритании в начале 70-х годов, когда консервативное правительство Э.Хита сформировало комиссию Болтона (1971 г.) для обследования ситуации в секторе мелкого предпринимательства и выработки соответствующих рекомендаций. Сектор мелких и средних предприятий (96% которого составляют фирмы с числом занятых менее 20 человек) органично вписался в структуру рыночной экономики, став необходимым условием ее существования. Сегодня на долю мелкого бизнеса приходится 21% внутреннего товарооборота, в нем сконцентрировано 36% рабочей силы страны. Каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом.

Значительная роль в стимулировании малого бизнеса принадлежит бюджетной (налоговой и кредитной) политике правительства. К мерам общего характера относятся установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.

Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти разрешить проблему ликвидности.

Отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали четыре категории программ помощи мелкому бизнесу:

- Программы консультаций новым и действующим фирмам.

- Программы оказания финансовой помощи.

- Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии.

- Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм.

Правительство со своей стороны разработало ряд программ под общим названием "Предпринимательская инициатива" с целью стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его конкурентоспособности.

Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов. Правительство предусматривает их создание во всех регионах страны, особенно в Англии и Уэльсе. Кроме того, разработаны "Схемы содействия предпринимательской инициативе". В таможенном комитете, налоговом ведомстве, акцизном управлении, министерстве финансов с этой целью созданы специальные органы.

В развитии малого бизнеса особое значение имеют используемые модели финансирования и в первую очередь тип и состояние банковской системы в стране.

Казахстанской банковской модели, также как и казахстанскому малому бизнесу всего 15 лет. Они только сейчас делают первые шаги навстречу друг другу. Тот опыт, который, на сегодняшний день, имеют банки в области малого бизнеса, очень невелик. И его недостаточно для полноценного развития отношений. Определенное время банки использовали для отношений с малым бизнесом опыт, полученный от работы с корпоративным бизнесом. Однако, этот опыт показал то, что малый бизнес - это отдельное направление, которое требует к себе другого, специфического подхода.

На сегодняшний день, методология работы с малым бизнесом пока лишь формируется.

5. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое МСБ?

2. Какие преимущества малого и среднего бизнеса Вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. Малый бизнес [Текст] : организация, экономика, управление: учеб. пособие / ред. В. Я. Горфинкель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 495 с.

2. Широков, Б. М. Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства [Текст] : учебно-метод. пособие / Б. М. Широков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 496 с.

3. Сирополис, Н. К. Управление малым бизнесом [Текст] : руководство для предпринимателей: пер. с англ. / Н. К. Сирополис. - М. : Дело, 1997. - 672 с.

4. Кэссон, Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент) : пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. - М. : Бином, 1992. - 64 с. –

5.Загулин, М. С. Основы бизнеса и менеджмента [Текст] : учебн.пособие / М. С. Загулин. - М. : Компания Спутник+, 2000. - 176 с.

Қосымша әдебиеттер//Дополнительная литература

6. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан [Текст] : практ. пособие по специальным налоговым режимам Налогового кодекса от 12.06.01 г. - 3-е изд., перераб. - Алматы : LEM, 2005. - 236 с.

7. Маслов, Д. В. Малый бизнес:японский путь к успеху [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М. : Пресс, 2005. - 192 с.

8. Чепуренко, А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Чепуренко. - М. : Издат. дом Международного ун-та, 2006. - 324 с.

Электрондық қорлар//Электронные ресурсы

9. Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электронный учебник / К. М. Пирогов. - Электрон. дан. (683 Мб). - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

Наши рекомендации