ТЕМА №1: ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
Экономика предприятия – курс, в рамках которого изучается, каким образом предприятия используя ограниченные ресурсы, принимают решение что, как и для кого производить.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, организованная для выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Основные черты предприятия:
- • организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
- • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
- • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
- • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
- • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
- • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
- • оперативно – хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
В соответствии с принципами менеджмента перед руководителями предприятий стоят следующие задачи:
- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
- обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей;
- обеспечение экономичности осуществления технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии;
- максимизация прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и обеспечение её эффективного использования;
- минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия;
- обеспечение возрастания рыночной стоимости торгового предприятия и другие.
Рисунок 1. Взаимосвязь внутренней и внешней среды
Современные предприятия находятся в двустороннем постоянном взаимодействии с окружающей средой. Они забирают из внешней среды ресурсы, добавляют к ним стоимость и поставляют их обратно в виде товаров и услуг.
Внутренняя среда предприятия– это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) .
Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам. Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.
Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. К числу поставщиковпредприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения – банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно – техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти.
Существует несколько признаков, по которым классифицируются предприятия:
1. По целям деятельности:
- коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации.
2. По форме собственности[1]:
- государственная (2,4% от всех предприятий)
- частная (85,6%)
- муниципальные (4,9%)
3. по масштабам деятельности
- крупные
- средние
- малые
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся[2] потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет:
а) до 15 человек включительно - для микропредприятий ;
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий;
в) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
3) выручка от реализации товаров или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ[3]:
а) для микропредприятий - 60 млн. рублей;
б) для малых предприятий - 400 млн. рублей;
в) для средних предприятий - 1000 млн. рублей.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием
4. по виду деятельности:
С 2003г. по данному признаку предприятия подразделяются согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) на 17 сфер деятельности и 99 классов.
5. по принадлежности стране:
- национальные
- транснациональные
- совместные (более 12%)
Классификация организаций (предприятий):
Организационно-правовые формы
Предприятия (организации) носят статус юридического лица, и могут иметь различные организационно-правовые формы, установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
Рисунок Организационно-правовые формы ЮЛ
Юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ) признается организация, которая:
- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
- отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
- несет обязанности;
- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
- выступает истцом и ответчиком в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету;
- имеет собственный расчетный счет;
- внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации в отличие от некоммерческих создаются с целью получения прибыли. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ.
К некоммерческим организациям (рис. 1.3) относятся:
- фонды;
- учреждения;
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации;
- ассоциации и союзы.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций включают:
1) хозяйственные товарищества:
- полные товарищества (ПТ);
- товарищества на вере или иначе коммандитные товарищества (ТНВ, КТ);
2) хозяйственные общества:
- общества с ограниченной ответственностью (OOO);
- общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
- акционерные общества: закрытые акционерные общества (ЗАО), открытые акционерные общества (ОАО);
3) производственные кооперативы (ПК);
4) унитарные предприятия:
- государственные унитарные предприятия (ГУП);
- муниципальные унитарные предприятия (МУП).
Организационно-правовая форма юридического лица указывается в его наименовании, например ОАО «Ижсталь», ООО «Восточный» и т.д.
Выбор организационно-правовой формы зависит от размеров первоначального капитала, масштабов предполагаемой деятельности, возможностей установления партнерских отношений, особенности налогообложения и многих других обстоятельств.
Каждая организационно-правовая форма имеет набор характерных только для неё признаков.
Хозяйственные товарищества и общества близки по своей организационно-правовой форме хозяйствования, это коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Едиными и единственными собственниками имущества, созданного за счет этих вкладов, а также произведенного и приобретенного в процессе производственно-хозяйственной деятельности, становятся сами юридические лица.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (иначе коммандитного товарищества).
Полным товариществом (ПТ) является коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товариществом на вере (ТНВ), иначе именуемым коммандитным товариществом (КТ), является коммерческая организация, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников– вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Организационная структура— это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.
Основные факторы, определяющие тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры:
- масштаб производства и объем продаж;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- сложность и уровень унификации продукции;
- уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
- степень развития инфраструктуры региона;
- международная интегрированность предприятия (фирмы, организации) и др.
Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой.
Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения.