ВР – выручка от реализации продукции

Относительным показателем прибыли является рентабельность. В практике рассчитывают следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемости затрат):

Rз= П/С´ 100%, где

П - прибыль;

С - затраты на производство и реализацию продукции.

2. Рентабельность продаж (оборота):

Rпр = П/В ´ 100%, где

В – ыручка от реализации продукции.

3. Рентабельность (доходность) капитала:

Rк= П / К ´100%, где

К – капитал предприятия (сумма основного и оборотного капитала).

Показатели рентабельности могут рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Уровень рентабельности производственной деятельности (например), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого уровня: структуры реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции и среднего уровня цен реализации. Расчет влияния факторов производится способом цепной подстановки:

Пп

Rп=-------´100%

Сп

Ппфvрп

Rусл.1=-----------´100%; DRстр.= Rусл.1-Rп.

Спфvрп

ВРф-Спфvрп

Rусл.2= ----------------´100% ; DRц= Rусл.2- Rусл.1.

Спфvрп

Пф

Rф=------´100%; DRс= Rф- Rусл.2, где

Сф

П – прибыль;

С – себестоимость;

Ппфvрп – прибыль по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции;

Спфvрп – себестоимость по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции;

ВР – выручка от реализации продукции;

п, ф – плановые и фактические показатели;

DRстр – изменение рентабельности за счет изменения структуры реализованной продукции;

DRц – изменение рентабельности за счет изменения среднего уровня цен;

DRс – изменение рентабельности за счет изменения себестоимости реализованной продукции.

В ходе последующего анализа изучают рентабельность отдельных видов продукции. На рентабельность производственной деятельности отдельного вида продукции оказывают влияние себестоимость единицы продукции (С) и средняя цена (Ц). Факторная модель имеет вид:

Ц-С

R=-------´100%

С

Расчет влияния факторов определяют способом цепной подстановки.

При анализе прибыли большое внимание уделяется вопросу распределения и использования прибыли. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется в фонды потребления, накопления и резервный. Средства фонда накопления используются для производственного развития предприятия (финансирование проектно- сметной документации, пополнение собственных оборотных средств, финансирование ремонта и т.д.), средства фонда потребления используются для социального развития предприятия (материальное стимулирование работников, расходы по содержанию объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурных мероприятий и др.). В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.

В заключение анализа финансовых результатов предприятия определяются основные резервы увеличения прибыли и рентабельности. Таковыми являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и др.

Тема 8. Анализ финансового положения предприятия

При изучении данной темы следует иметь в виду, что анализ финансового состояния предприятия, оценка его устойчивости и платежеспособности является одной из центральных задач анализа хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Если производственный и финансовый план успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате невыполнения плана по реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

Устойчивое финансовое состояние в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. От улучшения финансового состояния предприятия зависят его экономические перспективы, взаимоотношения с поставщиками, покупателями, акционерами, налоговыми органами, банками и другими партнерами.

Изучение финансового состояния предприятия обычно является завершающим этапом анализа его хозяйственной и другой деятельности и позволяет не только правильно оценить эффективность использования экономического потенциала, но и выбрать стратегию и тактику хозяйственного развития.

Основным источником информации для анализа служит бухгалтерский баланс, в активе которого имеются данные о наличии средств предприятия, в пассиве – об источниках их формирования.

Система показателей оценки финансового состояния предприятия включает следующие коэффициенты:

1. Ликвидности;

2. Финансовой устойчивости;

3. Показатели экономической эффективности используемого капитала

Одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность и ликвидность. Платежеспособность – это такое состояние предприятия, когда оно располагает в данный момент денежными средствами, достаточными для уплаты по обязательствам, требующих немедленного погашения. При этом основными признаками платежеспособности субъекта хозяйствования являются: наличие в достаточном объеме денежных средств и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Сущность ликвидности состоит в том, чтобы для покрытия краткосрочных обязательств имелись или могли быть добыты средства, достаточные для предотвращения задержки в платежах.

Ликвидность предприятия – это способность предприятия погасить краткосрочные обязательства при условии преобразования оборотных активов в денежную наличность.

Одно из условий ликвидности предприятия – ликвидность активов, предполагающая их мобильность и способность при необходимости превратиться в наличность, обеспечивающую своевременную оплату обязательств предприятия. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Для оценки платежеспособности предприятия в практике финансового анализа используют три показателя ликвидности, которые отличаются набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Это коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением суммы текущих активов к сумме краткосрочных обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности определяется отношением суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, готовой продукции, товаров отгруженных и дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме краткосрочных обязательств.

Влияние факторов на изменение коэффициентов ликвидности определяют способом цепной подстановки и пропорционального деления.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и оптимальности структуры активов предприятия и, в первую очередь, от соотношения основного и оборотного капитала.

Для характеристики суммы собственных средств, участвующих в формировании активов, рассчитывают сумму собственного оборотного капитала, как разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Для характеристики долевого участия собственных оборотных средств в формировании оборотных активов, рассчитывают коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, как отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам.

Важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме; коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей сумме источников); коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое состояние предприятия.

Для характеристики финансового состояния предприятия и его устойчивости служит показатель обеспеченности материальных оборотных активов (З) плановыми источниками их формирования (Ип).

В соответствии с этим различают 4 типа финансовой устойчивости предприятия:

1.Абсолютная устойчивость финансового состояния предприятия

З<Ип

2.Нормальная устойчивость

З=Ип

3.Неустойчивое (предкризисное) состояние

З=Ип + Ивр, где Ивр – временно свободные средства.

4.Кризисное финансовое состояние

З>Ип + Ивр.

При анализе ФСП необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточности). Безубыточность («порог рентабельности») – это выручка, при которой предприятие покрывает постоянные расходы, прибыли в этом случае нет, но нет и убытков. Разность между фактическим объемом реализованной продукции и безубыточным объемом продаж представляет собой зону безопасности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

«Порог» рентабельности (ПР) определяется по формуле:

ПР = (Зпост* ВР)/МД,

где Зпост – постоянные расходы предприятия

ВР - выручка от реализации продукции;

МД – маржинальный доход

Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия.

Запас финансовой устойчивости предприятия (ЗФУ) определяется по формуле:

ЗФУ=((ВР-ПР)/ВР)*100%

Помимо показателей ликвидности и финансовой устойчивости в процессе анализа финансового состояния предприятия изучают показатели эффективности и интенсивности использования капитала.

Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала) и продолжительность оборота капитала (отношение количества дней в анализируемом периоде к коэффициенту оборачиваемости).

Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости можно выразить следующим образом:

ROA = Коб * Rпр , где

RОА – рентабельность оборотных активов;

Коб – коэффициент оборачиваемости;

Rпр – рентабельность продаж

Расчет влияния факторов, производят способом цепной подстановки или абсолютных разниц.

Вопросы для домашней контрольной работы

1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельности.

2. Основные научные принципы анализа хозяйственной деятельности.

3. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения.

4. Предмет и содержание анализа хозяйственной деятельности.

5. Задачи анализа хозяйственной деятельности.

6. Место и связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками.

7. Метод анализа хозяйственной деятельности.

8. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация.

9. Система показателей, используемых в анализе хозяйственной деятельности.

10. Приемы, используемые в анализе детерминированных систем.

11. Методика и организация комплексного анализа хозяйственной деятельности.

12. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация.

13. Принципы организации поиска и подсчета резервов.

14. Методика определения и обоснования величины резервов.

15. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.

16. Анализ ассортимента и структуры продукции.

17. Анализ качества произведенной продукции.

18. Анализ ритмичности выпуска продукции.

19. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

20. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

21. Анализ использования фонда рабочего времени.

22. Анализ производительности труда.

23. Анализ фонда заработной платы.

24. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами.

25. Анализ эффективности использования основных производственных фондов.

26. Анализ обеспеченности предприятия производственным оборудованием и эффективности его использования.

27. Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

28. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

29. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.

30. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

31. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.

32. Анализ прямых материальных затрат.

33. Анализ прямых трудовых ресурсов.

34. Анализ косвенных затрат.

35. Определение резервов снижения себестоимости продукции.

36. Значение, задачи и источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ состава и динамики прибыли отчетного периода.

37. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.

38. Анализ рентабельности предприятия.

39. Методика маржинального анализа прибыли.

40. Методика маржинального анализа рентабельности.

41. Анализ распределения и использования прибыли.

42. Значение и задачи анализа финансового состояния предприятия.

43. Анализ финансовой структуры предприятия.

44. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования. Оценка финансовой устойчивости предприятия.

45. Анализ запаса финансовой устойчивости (зоны безубыточности) предприятия.

46. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса.

47. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств.

Наши рекомендации