Неценовые факторы, влияющие на спрос

1. Вкусы или предпочтения потребителей (Z).
2. Число потребителей на рынке (N).
3. Уровень реального дохода (I).
4. Цены на другие товары (товары заменители - Ps и дополняющие товары - Pc).
5. Ожидания будущих цен и доходов (E).
6. Прочие объективные факторы (B).
Тогда функция спроса приобретает вид:
Qd = f(P, I, Ps, Pc, Z, N, B, E).
Введение в функцию спроса неценовых факторов делает необходимым четкое разграничение понятий "величина спроса" и "спрос".
Величина спроса- это количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменных прочих факторах. Изменение величины спроса можно показать движением по кривой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос - student2.ru

Рисунок 2. Изменение величины спроса при росте цены.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов. Оно означает изменение в предельной готовности потребителей покупать данный товар (представление о максимальной допустимой цене). Изменение спроса показывается в графической модели сдвигом кривой:

Неценовые факторы, влияющие на спрос - student2.ru

Рисунок 3. Изменение спроса при изменении
неценового фактора (рост спроса).
По той же цене покупается больше товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос - student2.ru

Рисунок 4. Изменение спроса при изменении
неценового фактора (снижение спроса).
По той же цене покупается меньше товара.


Разберем несколько примеров влияния неценовых факторов на спрос.
Пример 1.Рынок цветов накануне 8 марта.
Здесь действует фактор количества покупателей на рынке. Происходит рост спроса, по той же цене покупается большее количество товара. Кривая спроса сдвигается вправо.
Пример 2.Рынок говядины в условиях угрозы заболевания "коровьим бешенством".
Происходит изменение предпочтений потребителей. Они выбирают другие сорта мяса (свинину, индюшатину, курятину и т.п.). Спрос снижается, по той же цене покупается меньше говядины. Кривая сдвигается влево.
Пример 3.Рост доходов потребителей. Влияние роста дохода на спрос зависит от свойств товара. Выделяют низшие и нормальные товары, а также товары Гиффена, как особую разновидность низших товаров.
Нормальный товар- это такой товар, спрос на который растет при росте дохода (сдвиг кривой вправо). При росте дохода потребителя он замещает в потреблении менее качественный товар.



Например, мясо, овощи фрукты, как нормальные товары при росте доходов вытесняют из
  потребления картофель, лапшу, крупы и т.п. Товары длительного пользования, автомобили, мебель, удовлетворяющие вторичные потребности становятся объектами спроса лишь при достаточно высоком доходе.

Низший (или малоценный товар)- это такой товар, спрос на который при росте дохода сокращается (сдвиг кривой влево).

Например, низкокачественные, подержанные товары, которые удовлетворяют потребности людей
  с низкими доходами. По мере роста доходов люди от них отказываются.

Товар Гиффена- низший товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место, имеющий кривую спроса с положительным наклоном. Рост цен на товары Гиффена пробивает в семейном бюджете такую брешь, что приобретение качественных товаров становится невозможным. Все средства направляются на потребление данного товара.

Например, картофель, который занимает в рационе потребления беднейшего населения основную
  часть. Другие товары только дополняют его (масло, немного мяса). При росте цены на картофель на покупку других товаров обычно не остается средств, а выбывающие из рациона дополнительные товары замещаются большим потреблением картофеля ("ирландский парадокс"). В начале 1990х годов, когда произошло резкое сокращение реальных доходов населения, в РФ товарами Гиффена были картофель, крупы.

Пример 4.Рынок пепси-колы при росте цены на кока-колу. Это - товары заменители (субституты). Поэтому рост цены на кока-колу вызывает сдвиг потребителей в пользу пепси. Происходит рост спроса на пепси (сдвиг кривой вправо).
Пример 5.Рынок автомобильных шин при росте цены бензина. Это - дополняющие товары. Поэтому рост цены на бензин, сокращая поездки автомобилистов, способствует снижению спроса на автомобильные шины (сдвиг кривой влево).
Пример 6.Рынок нефти при угрозе войны в Персидском заливе. Потребители ожидают, что война сократит поставки нефти на мировой рынок, и пытаются сделать запас нефти, пока цены не выросли. Спрос увеличивается (сдвиг кривой вправо). Вслед за эти начинается и рост цен. Эффект "самосбывающегося прогноза".

Предложение.

Наши рекомендации