Законодательная и нормативная база поддержки малого и среднего предпринимательства

Законодательная база поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) формируется на трёх уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.

Если Конституция Российской Федерации декларирует право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, то основополагающим законодательным актом в части поддержки предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ закрепляет следующие основные положения:

· дает определение субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на поддержку со стороны государственных органов, а также коммерческих и некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

· устанавливает формы, виды и условия оказания поддержки;

· определяет полномочия трёх уровней государственной власти в части поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

· устанавливает приоритеты в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон № 209-ФЗ является законом прямого действия, однако, наличие регионального закона позволяет некоторые положения федерального законодательства дополнить положениями, учитывающими специфику субъекта Российской Федерации (региона).

К примеру, Областной закон Ростовской области от 13 мая 2008 года № 20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»:

· конкретизирует полномочия Законодательного Собрания Ростовской области, Правительства Ростовской области и Уполномоченного им органа по развитию малого и среднего предпринимательства;

· вводит дополнительные формы поддержки: организационная и имущественная в виде предоставления льгот по пользованию государственным имуществом Ростовской области

· устанавливает срок оплаты недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства (единовременно или в рассрочку до пяти лет).

Необходимо отметить, что есть ряд федеральных законов, гарантирующих поддержку отдельным предприятиям и организациям, имеющим статус субъекта малого/среднего предпринимательства: крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным кооперативам, социально-ориентированным организациям и так далее. Однако Закон № 209-ФЗ охватывает более широкий круг субъектов малого и среднего предпринимательства, которым гарантирована поддержка на государственном уровне.

Принятие аналогичных законов на муниципальном уровне не требуется по двум причинам: во-первых, местные представительные органы не наделены полномочиями по принятию законов, во-вторых, Федеральные законы от 24.07.2007 № 209-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрели полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления по оказанию государственной поддержки субъектов МСП.

В то же время на муниципальном уровне определение цели и размера финансовой поддержки из местного бюджета, а также предоставление в аренду муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливается Решениями представительных органов муниципальных образований.

Если законы дают основные понятия в оказании поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то более подробные условия и порядок оказания поддержки устанавливается нормативными актами, к которым относят целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и постановления, регламентирующие порядок оказания поддержки, перечень необходимых документов на оказание поддержки, основные условия оказания поддержки.

На федеральном уровне функцию федеральной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства выполняют:

· постановление Правительства РФот 27.02.2009 г. № 178 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

· принимаемые ежегодно приказы Минэкономразвития России по его реализации (в 2015 году действует приказ № 167 от 25.03.2015г.)

Схема поддержки в соответствии с федеральной программой следующая:конкурсная комиссия, созданная Минэкономразвития России, рассмотрев заявки и конкурсную документацию субъектов Российской Федерации, выбирает победителей, с которыми заключает договоры на софинансирование мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса из средств федерального бюджета.

На региональном уровне действуют:

· Государственная программа либо подпрограммы в рамках Государственной программы. В Ростовской области это подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» в рамках Государственной проагрммы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013г. № 599. Также отдельные мероприятия по поддержке субъектов МСП содержатся в подпрограммах «Инновационное развитие Ростовской области», «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и поддержка экспортной деятельности в Ростовской области», «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область» указанной Гос.программы.

· Постановления Правительства Ростовской области по конкретным видам поддержки, принимаемые ежегодно.

На муниципальном уровне также действуют муниципальные программы, включающие подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и постановления органов местного самоуправления по конкретным видам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наши рекомендации