Проблемы проведения правовой экспертизы

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА — специальное исследование, осуществляемое по специальному полномочию на то органами и лицами и предназначенное для оценки качества законопроекта, определения его соответствия федеральному законодательству и требованиям законодательной техники. Разновидностью экспертизы законопроектов является направление проекта на заключение различным государственным и общественным органам, профилю работы которых соответствует (либо близко) содержание проекта. Экспертиза является необходимым условием качества законов, а, в конечном счете, эффективности их действия.

Цель правовой экспертизы в самом общем виде сводится к экспертной оценке юридической формы законопроекта относительно требований законодательной техники. В действительности правовые экспертизы законопроектов, проводимые отделом правовых экспертиз Правового управления аппарата Государственной Думы, осуществляют, что называется, юридическую «доводку» законопроекта, совершенствуя, таким образом, и обеспечивая тем самым надлежащее юридическое качество проектных норм.

В процессе правовой экспертизы законопроекта на этапе его подготовки к первому чтению уясняются также цели будущего закона, его основные концептуальные положения, достаточность юридических средств тем целям, которые вытекают из данного закона (законопроекта) и др. Тем самым познается социальный смысл закона, его социальная направленность, что имеет важное значение для решения практических задач согласования интересов в процессе законодательной деятельности.

Необходимость и возможность кодификации предпринимательского законодательства.

Поскольку возникла идея разработки предпринимательского кодекса, следует проверить обоснованность этой концепции и необходимость принятия такого закона в Казахстане - в стране, которая по данным международных организаций и экспертов имеет наилучшие показатели экономического роста и правовой стабильности среди стран региона /5/. Возможно, с принятием предпринимательского кодекса у государства возникнет больше проблем, чем онo имеет в настоящее время. Опыт некоторых стран СНГ (например, Украины) показывает, что с принятием хозяйственного кодекса частный бизнес и правоприменительные органы сталкиваются с серьезными правовыми проблемами, которые подрывают основы правовой стабильности, прежде всего, частного бизнеса.

В условиях рыночного хозяйства, свободы предпринимательства, частной собственности и свободы договора, регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности осуществляется в пределах как частного права, так и публичного. Поэтому следует проверить наличие нужды принятия этого закона отдельно по составным частям системы права. Необходимость кодификации предпринимательского права должна существовать или в частном, или в публичном праве.

I. Аргументы из области частного права

Сердцевиной правовой системы, регулирующей предпринимательскую деятельность, является частное право. Оно призвано гарантировать участникам экономических отношений свободу договора, обеспечение исполнения заключенных договоров, свободу распоряжения собственностью и учреждения предприятий и т.д. В условиях плановой экономики все это отсутствовало, что привело к коллапсу данной экономической модели. В этой связи возникает следующий вопрос: соответствует ли частное право Казахстана признанным мировым стандартам рыночной экономики, и способствует ли оно развитию частной инициативы и предпринимательской активности? Если да, тогда автоматически отпадает необходимость разработки предпринимательского кодекса с точки зрения частного права.

ГК Республики Казахстан

Основополагающим законом частного права в Казахстане, как и во всех правопорядках континентальной Европы, является Гражданский кодекс (ГК РК), который содержит фундаментальные положения для предпринимательской деятельности, среди которых центральное место занимает принцип частной автономии. Конкретным выражением этого принципа в ГК РК являются:

- свобода предпринимательской деятельности,

- равноправие всех участников предпринимательства,

- свобода объединения и учреждения юридических лиц, в том числе и для предпринимательской деятельности,

- свобода договора, т.е. возможность заключить договоры свободно и свободно определять их содержание,

- свобода права собственности и др.

ГК РК содержит все правовые инструменты для осуществления и практической имплементации этих принципов: хорошо разработанную Общую часть ГК, соответствующее современному уровню развития вещное право, включая ограниченные вещные права, детально разработанное обязательственное право, которое предоставляет участникам предпринимательских отношений большой спектр отдельных договоров, апробированные средства обеспечения исполнения обязательств и систему деликтных обязательств.

Благодаря принципу свободы договора предприниматели имеют право в Казахстане заключить любой договор, даже такой, который не предусмотрен в ГК. Это полностью соответствует международному стандарту в этой области.

ГК РК давно утвердился в правовой практике, чему существенно способствует поддержка со стороны правовой науки, которая обеспечивает ГК многочисленной юридической литературой, начиная с учебников и заканчивая комментариями. Цивилистическая наука в Казахстане подготовила почву для успешной имплементации нового гражданского права и вносит большой вклад для дальнейшего его развития.

Таким образом, в области гражданского права нет никакой необходимости принятия предпринимательского кодекса, так как заведомо известно, что этот кодекс не может предложить ничего нового для улучшения правового положения предпринимателей или их предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации