Факторный анализ специальных налоговых режимов
Государственная политика, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса, выражается, в том числе, во введении специальных налоговых режимов, которые ускоряют развитие и повышают рентабельность малого бизнеса.
Одним из таких режимов является упрощенная система налогообложения (УСН). Ее введение существенно повлияло на развитие предприятий в том секторе экономики, который особенно важен для всей страны, так как обеспечивает занятость и удовлетворение потребностей значительной части российских граждан.
В России действует несколько специальных налоговых режимов, позволяющих снизить налоговое бремя на определенных экономических субъектов, имеющих особое значение для государства.
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (иначе называемая единый сельскохозяйственный налог, условием его применения режима является производство сельскохозяйственной продукции) (регулируется главой 26.1 НК РФ);
· исследуемая в данной работе упрошенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);
· применяемая малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ).
Также необходимо упомянуть патентную систему и систему налогообложения соглашений по разделу продукции.
УСН как налоговый режим, упрощающий ведение бухучета и снижающий налоговую нагрузку, впервые введен в 2002 году законом №104-ФЗ. Он имеет не очень большую область применения, так как существенно снижает налоговое бремя, что неэффективно для страны и ее бюджета в целом. Так 4 налога заменяются одним, не уплачиваются налог на прибыль, на имущество предприятий, НДС, за исключением отдельных оборотов.. Можно сделать вывод, что такие льготные налоговые режимы имеют более социальную, чем экономическую цель и призваны обеспечивать занятость широких слоев населения и вывод сектора малого предпринимательства из серой налоговой зоны в белую.
Для того чтобы определить степень влияние УСН на развитие экономических субъектов оптимально применять методику факторного анализа, которая позволяет существенные факторы и взаимоотношения между ними. Факторный анализ – анализ влияния отдельных значимых и выделяемых факторов на исследуемый показатель с помощью детерминированных и стохастических методов проведения исследования. В данном случае результирующим показателе может быть увеличение числа экономических субъектов, применяющих УСН в стране, так как именно это является целью государственной политики. Дополнительным показателем может стать увеличение числа вновь создаваемых рабочих мест в этом секторе экономики.
Основным фактором, влияющим на успешность экономического субъекта, применяющего УСН, является налоговая ставка. На сегодняшний день налоговая ставка по методу исчисления налоговой базы Доходы минус расходы равняется 15%, но регионы по своему решению могут снижать ее до 5%. Ставка по доходному методу по тем же принципам может меняться в пределах от 6 до 1%. В первом случае важным фактором является также перечень расходов, которые относятся на снижение налогооблагаемой базы, но этот фактор менее значим, и его влияние практически не поддается учету из-за различия в структуре бизнеса, и соответственно, расходов, у субъектов малого предпринимательства.
Далеко не все регионы воспользовались возможностью снижения налоговой ставки до минимального уровня, в основном, это сделали регионы, заинтересованные в развитии сектора малого предпринимательств. Так Чеченская республика и Ямало-Ненецкий автономный округ снизили ставку по методу взимания Доходы минус расходы до 5%,Ленинградская область – до 7%. Калужская область, ставшая лидером по региональному экономическому развитию, с 2014 года установила три различные ставки для различных видов деятельности – 5%,7% и 10%.
Так, данными, позволяющими определить влияние УСН на развитие малых предприятий будут, прежде всего, цифры, показывающие рост их численности [таблица 1].
Таблица 1. Динамика роста малых предприятий за период 2010-2013 гг.
Год | Количество малых предприятий |
1644,3 тыс | |
1836,4 тыс | |
2003,0 тыс | |
2063,1 тыс |
Таблица 2. Показатели по количеству рабочих мест на малых предприятиях за период 2010-2013 гг.
Год | Количество рабочих мест на малых предприятиях |
9790,2 тыс. человек | |
10421,9 тыс. человек | |
10755,7 тыс. человек | |
10775,2 тыс. человек |
Динамика очень ровная и не оптимистичная, несмотря на множество мер государственной поддержки, в среднем по России малое предпринимательство растет очень осторожными темпами, при этом, по данным Министерства по налогам и сборам, около половины зарегистрированных малых предприятий являются недействующими. Об этом говорит и отсутствие увеличения числа рабочих мест при общем увеличения числа предприятий.
При этом исследуя данные по Калужской области, где налоговая ставка была дополнительно снижена, можно увидеть, что введение более льготных процентных ставок налогообложения, чем по всей стране, дало резкий скачок в создании новых субъектов малого предпринимательства. В планах правительства области увеличить количество субъектов малого предпринимательства с 45 единиц на 1000 человек в 2012 году до 47 субъектов на тысячу человек в 2020 году. (Количество новых рабочих мест в Калужской области именно в секторе малого предпринимательства выросло на 1,23 тыс человек в 2014 и 2015 годах, что также является значимым показателем [2].
Причем именно увеличение этого показателя говорит об успешности государственной политики и политики региона. Здесь можно сделать вывод, что снижение налоговой ставки является важным фактором, обеспечивающим рост малого предпринимательства в отдельном регионе.
Следующим важным фактором, чье влияние невозможно выявить в виде прямой корреляции уменьшения ставок и увеличения числе предприятий становится структура расходной части. Перечень расходов, которые могут относиться на уменьшение налогооблагаемой базы, является закрытым, а это значит, что многие расходы, связанные с развитием и расширением деятельности, в частности, расходы на НИОКР, не всегда могут быть согласованы налоговыми органами. Такой подход к формированию расходной части часто замедляет развитие малых предприятий, выбравших УСН. Кроме того, могут не признаваться расходами суммы, уплаченные контрагентами, которых налоговые службы признают не осуществляющими экономической деятельности [3]. Этот риск минимален в условиях ответственного ведения бизнеса и поверки контрагентов, но он существует и усложняет работу тех субъектов малого предпринимательства, которые стремятся искусственным способов снизит налоги, увеличив затраты. Альтернативой такому методу планирования может быть только уменьшение налоговой ставки.
Также фактором, который сложно поддается учету, но влияет на выбор УСН в качестве основной формы налогообложения является не уплата ими НДС. Многие крупные предприятия предпочитают не иметь в качестве своих контрагентов предприятия применяющие УСН, так как в уплачиваемых ими платежам за услуги или товары суммы НДС не выделяются и их невозможно поставить к зачету, что косвенно увеличивает затраты таких контрагентов по сравнению со сделками, совершаемыми с предприятиями, УСН не использующими. Таким образом, эту форму налогообложения чаще выбирают компании, работающие с населением, а не с бизнесом. Клиентский фактор оказывается не менее значимым.
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что снижение налоговой ставки ниже предела в 15% может обеспечить рост предприятий и рабочих мест, выбор основных клиентов и отношение внимательное отношение регионального правительства. Только совокупность всех этих факторов может привести к тому, что использование УСН как механизма стимуляции бизнес-активности станет по-настоящему эффективным.