Общая характеристика специальных налоговых режимов.

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, пред­ставляющих собой особый установленный Налоговым кодек­сом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.

Налоговым кодексом предусмотрены четыре таких нало­говых режима.

Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функцио­нирования организаций, относящихся к сфере малого предпри­нимательства, а также индивидуальных предпринимателей.

Действовавшие еще до принятия Кодекса единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения начиная с 2003 г., с принятием двух новых глав Кодекса, стали функциониро­вать в обновленной редакции в виде специальных налоговых режимов.

В качестве нового элемента налоговой системы с 2002 г. введен специальный режим налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в ко­тором учтены особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

Цель введения особого режима налогообложения - увели­чение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса ук­лонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках кото­рого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов ма­лого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

Принципиальным отличием особого режима налогообложе­ния с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий (в том числе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства) является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе оп­ределенной расчетным путем доходности различных видов биз­неса в соответствующих местных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финан­совый год. Вместе с тем для законопослушных налогоплатель­щиков эта форма налогообложения создает дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном оп­ределяется не по отчету, а по косвенным натуральным показате­лям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.

2. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей

(единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, которым признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

Система ЕСХН представляет собой юридическую форму проявления государственной политики, направленной на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в части создания для них особого порядка исчисления и уплаты налогов, уменьшающего совокупную фискальную нагрузку и позволяющего в большем объеме реинвестировать полученные доходы в осуществляемую предпринимательскую деятельность.

По ДАННЫМ Минсельхоза России после введения в действие главы 26 НК РФ всего по России на уплату ЕСХН перешли 51 процент сельскохозяйственных производителей.

Редакции главы 26 НК РФ 2001 года и 2003 года значительно отличались друг от друга. С введением в действие Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 147-ФЗ произошли настолько принципиальные изменения в элементах налогообложения ЕСХН, что фактически можно сказать, что у налога осталось только одно название.

ЕСХН, действующий с 1 января 2004 года имеет схожее правовое регулирование с упрощенной системой налогообложения.

Прежде чем перейти к условиям установления налога следует отметить, что применение системы ЕСХН имеет некоторые особенности, закрепленные нормами главы 261 НК РФ.

- во - первых налогоплательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства;

- во – вторых система ЕСХН предназначена только для тех товаропроизводителей, которые производят сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу и осуществляющих первичную и последующую ее переработку. Причем, доля дохода от указанной деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе от реализации товаров (работ и услуг).

Наши рекомендации