Последовательность анализа показателей розничного товарооборота
Лекция 6 Анализ показателей розничного товарооборота.
Значение и задачи анализа показателей розничного товарооборота.
Последовательность анализа показателей розничного товарооборота.
Виды анализа розничного товарооборота, их характеристика.
Литература та же (см. лек5.)
Значение и задачи анализа показателей розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в торговом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения по увеличению объема продаж и максимизации прибыли. Анализ показателей розничного товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торгового предприятия в текущем периоде.
По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.
Правильная оценка позволяет определить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых предприятий избежать непредвиденных проблем, предусмотреть основные изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план розничного товарооборота. Такой анализ розничного товарооборота позволяет оценить эффективность работы торгового предприятия в целом и каждого отдела, секции, работника в отдельности с точки зрения выполнения поставленных задач, определяет правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период, т.е. оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной реализации товаров.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:
• проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
• изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
• выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
• разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
Информационное обеспечение и подготовка материалов к анализу розничного товарооборота. Для проведения анализа розничного товарооборота необходимо использовать:
1. данные о социально-экономических показателях района деятельности торговой организации;
2. плановые показатели (план розничного товарооборота, нормативы товарных запасов текущего хранения);
3. оперативные материалы, характеризующие состояние торговли;
4. отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности.
3. и 4. являются основными для анализа товарооборота.
В процессе подготовки материалов к анализу необходимо привести все данные о товарообороте в сопоставимый вид в связи с организационными изменениями торговой сети и розничных цен. Это позволит повысить объективность анализа.
Последовательность анализа показателей розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
1) изучается объем розничного товарооборота за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год) по сравнению с планом (с прогнозируемыми показателями за эти периоды) и в динамике. Анализ общего объема товарооборота по кварталам позволяет определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень удовлетворения покупательского спроса по сезонам. Анализ выполнения прогноза продаж по кварталам необходимо дополнить анализом продажи товаров по месяцам, что позволяет оценить равномерность выполнения прогноза товарооборота внутри кварталов, своевременно выявить причины наметившегося несоответствия фактических данных прогнозируемым и принять соответствующие меры.
2) исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи. Анализ товарооборота торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков. Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.
3) изучается взаимосвязь показателей с помощью индексного метода (строится индексная цепочка взаимосвязи показателей) в соответствии с – См. Модели стратегического регулирования…
4) выполняется факторный анализ. Установив изменения в развитии товарооборота, необходимо определить причины, по которым они возникли. Поэтому анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота, является важнейшим моментом анализа розничного товарооборота.
5) выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли. Анализ розничного товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров.
6) определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.