Основные принципы жилищного права, их правовое значение в соблюдении прав граждан.
Основные принципы жилищного права, их правовое значение в соблюдении прав граждан.
Принципы жилищного права - это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, определяющие содержание и основные начала данной отрасли.
• принцип неприкосновенности жилища - никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании суд решения. В соответствии с УК нарушение неприкосновенности признается преступлением, за совершение которого предусмотрена строгая ответственность. Под "жилищем" следует понимать не только жилые комнаты, но и места общего пользования (балкон, коридор), а также жилые помещения, предоставленные гражданину во временное пользование (номер в гостинице).
• недопустимость произвольного лишения жилища (в соответствии с ЖК и ГК РФ Договор найма может быть расторгнут только в суд порядке и только в случаях, предусмотренных законом.
• свобода выбора места жительства (каждый, кто законно находится на тер РФ, имеет право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства. Никто не может быть принужден к проживанию только на определенной территории или местности). Ограничения данного принципа могут быть установлены только ФЗ.
• доступность пользования жилым фондом (гражданин имеет право и возможность реализовать свое право на жилище различными способами: а) по Договору социального найма; б) по Договору коммерческого найма; в) путем приобретения жилья в собственность и т. д. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).
• целевое использование жилого фонда - жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан. При этом размещение в жил домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, организаций и учреждений допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Предмет и метод жилищного права.
Жилищное право (в широком смысле) – это комплексная отрасль, в кот объединяются нормы и правовые институты гражданского, административного и др. отраслей права.
Жилищное право (в узком смысле) – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.
Предмет- общественные отношения, возникающие в связи с использованием и эксплуатацией жилого фонда.
Как комплексная отрасль права, жилищное право использует методы правового регулирования, заимствованные из др. отраслей. Так, для отношений по поводу совершения сделок с жилыми помещениями используется гражданско-правовой метод, основанный на свободе и равенстве сторон, а для отношений по поводу предоставления жилья используется в основном административно-правовой метод.
Взаимодействует с Конституционным правом - Конституция РФ является юридической основой жилищного законодательства РФ. Конституция РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина провозглашает право на жилище. В Конституции также установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища, жилище неприкосновенно и т. д. В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Жилищное право конкретизирует и детализирует положения ГК. Жилищное право взаимодействует с административным правом в вопросах ответственности за нарушение жилищного законодательства, распределения и учета жилого фонда, его эксплуатации и т. д. Жилищное право связано с финансовым правом в вопросах налогообложения в сфере жилого фонда и осуществления коммунальных и иных платежей.
Жилищные фонды и их виды.
Жилищные фонды - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
В зависимости от формы собственности подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, субъектам РФ;
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищнй фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договору социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в т.ч. его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Норма жилой площади.
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
18. Порядок заключения договора социального найма.
В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фондах социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Договор социального найма заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином, на имя которого был выдан ордер.
Предпосылками для заключения договора социального найма являются решение соответствующего органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения (административный акт) и выданный на основе этого решения ордер.
Ордер является единственным основанием для вселения в жилое помещение по договору найма.
Выдача ордера на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенным должностным лицом. Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.
Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.
При получении ордера должны быть представлены паспорта (свидетельства о рождении) на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения или при выявлении других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности.
После выдачи гражданину ордера с ним должен быть заключен собственно договор социального найма. Получив ордер, гражданин вправе требовать от жилищно-эксплуатационной или иной организации, в ведении которой находится жилой фонд, заключения с ним договора найма, а указанная организация обязана этот договор с ним заключить.
Договор социального найма должен быть заключен в письменной форме.
Ордер не является документом, подтверждающим, что договор заключен в письменной форме, поскольку он является односторонним административным актом.
В договоре должны быть указаны наймодатель и наниматель, предмет договора, права и обязанности сторон. Договор должен быть подписан как наймодателем, так и нанимателем.
Отсутствие письменной формы договора социального найма не влечет его недействительность, однако лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, что не лишает их в то же время права приводить другие доказательства (ст. 162 Гражданского кодекса РФ).
Предметом (объектом) договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.
Не могут быть самостоятельным предметом договора социального найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), а также подсобные помещения.
Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Этап: Признание гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма
- малоимущие. Устанавливается законом субъекта РФ порядок отнесения к малоимущим. Орган местного самоуправления осуществляет признание гражданина в качестве малоимущего. Жилые помещения предоставляются только из муниципального жилищного фонда. Норма предоставления жилого помещения определяется органами местного самоуправления.
- иные граждане, установленные ФЗ или законом субъекта РФ. Жилое помещение предоставляется из государственного жилого фонда (как исключение из муниципального). Норма предоставления может быть установлена ФЗ и законом субъекта РФ.
Норма предоставления – это минимальный размер площади жилого помещения исходя из которого предоставляется жилое помещение по договору социального найма.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В г.Москве норма предоставления составляет 18 м2 на 1 человека, учетная норма - 10 м2 общей площади, 12 м2 - коммун. квартира.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (аварийное, не подлежащее реконструкции);
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
2 Этап: Постановка гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
3 этап. Прохождение очереди.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (общая очередь).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
4 этап. Принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
5 этап. Заключение договора социального найма.
Разрешение жилищных споров.
Жилищный спор - это разногласия между участниками жилищных отношений, затрагивающие их жилищные права и обязанности.
Жилищные споры разрешаются судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом, а также другими уполномоченными на то органами.
Основными органами, осуществляющими разрешение жилищных споров, являются суды общей юрисдикции, если одной из сторон участников спора является гражданин. Право на судебную защиту жилищных прав граждан опирается на принципиальные положения Конституции РФ, согласно которым каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
В судах общей юрисдикции разрешаются, в частности, жилищные споры между наймодателями и нанимателями в домах государственного, общественного и индивидуального жилищных фондов, между нанимателями и членами их семей, споры между гражданами и жилищно-строительными кооперативами, связанные с жилищными правоотношениями, и иные жилищные споры. Вместе с тем суды не вправе рассматривать требования граждан, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов: о предоставлении жилого помещения лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; о предоставлении жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого и т. д.
Наконец, в судебном порядке рассматриваются споры, связанные с защитой права собственности граждан на жилище: например, споры между членами общей собственности на жилое помещение о разделе жилого дома, споры, возникающие в связи с приватизацией жилого помещения, и др.
Жилищные споры, сторонами которых являются государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации, разрешаются арбитражными судами. Так, арбитражными судами разрешаются споры, возникающие в связи с передачей застройщиками органам местного управления и другим организациям части жилой площади во вновь построенных домах, распределением жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия и др.
Основные принципы жилищного права, их правовое значение в соблюдении прав граждан.
Принципы жилищного права - это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, определяющие содержание и основные начала данной отрасли.
• принцип неприкосновенности жилища - никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании суд решения. В соответствии с УК нарушение неприкосновенности признается преступлением, за совершение которого предусмотрена строгая ответственность. Под "жилищем" следует понимать не только жилые комнаты, но и места общего пользования (балкон, коридор), а также жилые помещения, предоставленные гражданину во временное пользование (номер в гостинице).
• недопустимость произвольного лишения жилища (в соответствии с ЖК и ГК РФ Договор найма может быть расторгнут только в суд порядке и только в случаях, предусмотренных законом.
• свобода выбора места жительства (каждый, кто законно находится на тер РФ, имеет право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства. Никто не может быть принужден к проживанию только на определенной территории или местности). Ограничения данного принципа могут быть установлены только ФЗ.
• доступность пользования жилым фондом (гражданин имеет право и возможность реализовать свое право на жилище различными способами: а) по Договору социального найма; б) по Договору коммерческого найма; в) путем приобретения жилья в собственность и т. д. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).
• целевое использование жилого фонда - жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан. При этом размещение в жил домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, организаций и учреждений допускается только после перевода такого помещения в нежилое.