Принципы российского трудового права. Свобода труда и равенство трудовых прав граждан.

Принципы трудового права - это базовые идеи, начала, определяющие основные положения данной отрасли права. Перечень фундаментальных принципов трудового права был разработан Международной организацией труда (МОТ) и закреплен Декларацией «Об основопола­гающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации». Эти принципы были закреплены и в ТК РФ в ст.2. Основные принципы: свобода труда (право распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать профессию и род дея­тельности;) запрещение принудительного труда и дискрими­нации в сфере труда; защита от безработицы (содействие в трудоуст­ройстве); обеспечение права каждого работника на спра­ведливые условия труда (условия, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены); право на отдых, пре­доставление ежедневного отдыха, выходных и нера­бочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на свое­ временную и в полном объеме выплату заработной платы (установление справедливой заработной платы не ниже установленного законом МРОТ); обеспечение права работника и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право создавать профсоюзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений; обязательность возмещения вреда, причиненно­го работнику в связи с исполнением им трудовых обя­занностей; обеспечение права каждого на защиту государст­вом его трудовых прав и свобод, в том числе в судеб­ном порядке. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, принципы институтов ТП.

Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности, а также право вообще не заниматься трудом. Запрещение принудит.труда означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Равенство труд.прав, согласно ст.3 ТК РФ, означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих труд.прав.

Система, характеристика видов и особенности источников ТП. Разграничение полномочий РФ и субъектов.

Источники ТП - это НПА, которые регулируют труд.правоотношения. Регулирование труд.отношений и иных связанных с ними отношений в соотв.с Конст.РФ,ФКЗ осуществляется: 1.ТЗ, состоящим из ТКРФ и иных ФЗ и законов субъектов РФ, содержащих нормы ТП. 2.иными НПА, содержащими нормы ТП: указы президента РФ, постановления правительства РФ и НПА фед.органов исполнит.власти, НПА органов исполнит.власти субъектов РФ, НПА органов мсу.

Ст.6 ТК РФ устанавливает компетенцию Федеральных органов гос.власти в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, фактически причисляя к ведению федерального центра регулирование основных вопросов в сфере труда, все прочие вопросы отнесены к компетенции органов гос.власти субъектов РФ. Допускается нормотворческая деятельность субъектов РФ в сфере регулирования труд.отношений по вопросам, неурегулированным ФЗ и иными НПА. Организаионно-правовые формы НПА или НПА субъектов РФ, а также разграничение полномочий по принятию тех или иных региональных актов между соотв. органами и должностными лицами субъектов РФ установлены ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос.власти субъектов РФ». В соотв. с Конст. 1) По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. 2) По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соотв. с ними законы и иные НПА субъектов РФ. 3) ФЗ не могут противоречить ФКЗ. 4) Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. 5) Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ в соотв. с ч.1 и 2. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ. 6) В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным в соотв. с ч.4, действует НПА субъекта РФ.

Наши рекомендации