Анализ среды и выявление рисков. методы анализа и оценки риска. выбор областей и нахождение граничных условий допустимых значений риска
Тема 9
АНАЛИЗ СРЕДЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА. ВЫБОР ОБЛАСТЕЙ И НАХОЖДЕНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ РИСКА
Понятие и сущность риска и неопределенности.
Функции предпринимательского риска.
Риски при финансировании недвижимости.
Анализ и методы оценки риска.
Критерии приемлемости риска.
Основы вероятностного моделирования риска в рыночной ситуации.
Функции предпринимательского риска.
Основные понятия
Функция.
Предприниматель.
Инновация.
1. Инновационная – стимулирует поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предприятием.
2. Регулятивная – выступает в 2 формах:
– конструктивная (способность рисковать – один из путей успешной деятельности предприятия);
– деструктивная.
3. Защитная – проявляется в том, что если риск – естественная составляющая, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам.
4. Аналитическая – наличие риска предполагает необходимость выбора 1 из множества, следовательно необходим анализ альтернативных возможностей, выбор самого выгодного варианта.
Расчет риска продавца
Решение уравнения Колмогорова (В.6) представляет собой нормальный закон распределения со следующими параметрами: независимая переменная ζ с математическим ожиданием равным нулю, дисперсия τ. Из этого уравнения также следует, что с течением времени дисперсия распределения плотности вероятностей увеличивается, т.е. само распределение как бы «расплывается», что можно наблюдать на рис. В.10. Следовательно, чем больше промежуток времени, на который осуществляется прогноз, тем больше неопределенность полученного результата.
Подставляя в (В.5) х0 = 0, а вместо х — закупочную цену на товар, увеличенную на торговые издержки, и решая это уравнение относительно ζ, получим оценку критической цены (точки безубыточности) — точка А на рис. В.10. Принимая во внимание формулы (В.2), (В.6), можно рассчитать вероятность того, что цена на товар будет меньше или равна цене приобретения, увеличенной на торговые издержки в соответствии с формулой, показывающей риск продавца (В.7).
Следовательно, различным прогнозируемым ситуациям на рынке соответствуют различные вероятности. Отсюда также вытекает, что прогноз экономического положения различных субъектов хозяйствования является величиной вероятностной.
Как уже сказано выше, риск продавца заключается в том, что отпускная цена на товар окажется ниже закупочной. Для расчета этого риска необходимо определить зависимость вероятности от отпускной цены на товар, для чего следует вычислить интеграл (В.7).
Используя рис. В.10 для различных моментов времени, можно рассчитать зависимость риска, т. е. вероятности того, что доход от продажи товара не компенсирует затрат на его покупку и хранение, от времени — заштрихованный участок на рисунке. В этом случае продавец, ориентируясь на изменение риска во времени и учитывая то, что при длительном хранении растут расходы и происходит омертвление капитала, сам вправе выбирать момент продажи своего товара.
Оценка риска производителя
Для оценки риска производителя удобно использовать калькуляцию себестоимости производства продукции. В калькуляции указаны основные статьи расходов: затраты на материалы, заработную плату, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. По каждой из калькуляционных статей расходов можно написать уравнение (В.3) и найти его решение (В.4), т. е. определить изменение распределения вероятностей с течением времени. Таким образом, для каждой статьи расходов в калькуляции себестоимости существует свое распределение с соответствующими средними значениями и дисперсией распределения. Поскольку себестоимость производства той или иной продукции определяется как сумма статей расходов, то общее математическое ожидание распределения себестоимости будет равно сумме средних значений слагаемых — статей расходов, а дисперсия себестоимости — сумме дисперсий статей расходов.
Цена на производимый продукт также рассчитывается с помощью уравнения (В.3), для которого находится решение (В.6). В результате имеются два распределения: плотности вероятности себестоимости и плотности вероятности цены на производимый продукт. Риск производителя будет заключаться в определении вероятности того, что полученная прибыль окажется меньше запланированной, т.е. себестоимость окажется равной цене товара или превышающей ее. В этом случае производитель товара будет нести убытки от своей деятельности. Для того чтобы рассчитать вероятность риска, необходимо рассчитать условную вероятность того, что цена будет иметь определенное значение при условии, что полученная прибыль принимает другое значение. Эта вероятность рассчитывается по формуле условной вероятности для зависимых событий (В.8).
В этом случае критическая цена (С*), равная себестоимости производимого продукта, увеличенной на торговые издержки, находится способом, аналогичным нахождению критической цены при расчете риска продавца (см. выше). А при расчете риска предпринимателя в качестве подынтегральной функции в (В.7) берется распределение, рассчитанное по формуле условной вероятности. Таким образом, риск предпринимателя, который занимается производством и реализацией продукции, складывается из риска получить высокую себестоимость производимого продукта и низкую цену при его реализации.
Тема 9
АНАЛИЗ СРЕДЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА. ВЫБОР ОБЛАСТЕЙ И НАХОЖДЕНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ РИСКА