Анализ внутренней среды ТОО «Сервис Авто»
Анализ внутренней и внешней среды ТОО «Сервис Авто» целесообразно провести в несколько этапов:
1) анализ внутренней среды, который прежде всего, включает анализ коммерческого предложения, который включает:
–_исследование товарной номенклатуры услуг и работ;
–_исследование структуры поставщиков;
2) внешней среды, который включает:
–_анализ основных сегментов рынка сбыта;
–_оценка конкурентоспособности как основного критерия успешности коммерческой деятельности предприятия.
Анализ динамики и структуры объемов реализации товаров супермаркета в разрезе основных видов товарного ассортимента приводится в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ динамики и структуры объемов реализации по видам товарного ассортимента ТОО «Сервис Авто»
Вид работ | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Итого прирост, % | |||||
Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Прирост, % | Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Прирост, % | ||
Реализация одежды | 48,71 | 52,06 | 28,20 | 55,81 | 18,05 | 51,35 | |||
Реализация обуви | 25,49 | 24,18 | 13,79 | 23,69 | 7,89 | 22,77 | |||
Реализация инвентаря | 15,18 | 12,28 | -2,96 | 8,06 | -27,72 | -29,86 | |||
Реализация тренажеров | 7,5 | 9,29 | 48,58 | 10,25 | 21,50 | 80,53 | |||
Реализация аксессуаров | 3,12 | 2,19 | -15,8 | 2,19 | 10,12 | -7,28 | |||
Итого: | 19,96 | 10,12 | 32,10 |
ТОО «Сервис Авто» реализует широкий спектр товаров для спорта и спортивного образа жизни ведущих поставщиков и компаний. Товарный ассортимент супермаркета «Сервис Авто» целесообразно разбить на следующие основные виды работ и услуг:
–_реализация одежды;
–_реализация обуви;
–_реализация инвентаря;
–_реализация тренажеров;
–_реализация аксессуаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что за период с 2014 по 2016 год отрицательная динамика наблюдается по реализации спортивного инвентаря, объем продаж которого сократился с 44 491 тыс.тенге до 31 205 тыс.тенге, то есть на -29,86%, а также в реализации аксессуаров, объём продаж которых сократился с 9 144 тыс.тенге до 8 479 тыс.тенге, то есть на -7,28%.
По остальным направлениям товарного ассортимента динамика является положительной.
Так объем реализации тренажеров возрос с 21 982 тыс.тенге до 39 684 тыс.тенге, то есть на 80,53%. Реализация одежды возросла с 142 764 тыс.тенге до 216 073 тыс.тенге, или на 51,35%. Реализация обуви увеличилась с 74 709 тыс.тенге до 91 718 тыс.тенге, то есть на 22,77%.
Согласно данным рисунков 3, 4 и 5, наибольший удельный вес в структуре товарооборота ТОО «Сервис Авто» приходится на реализацию одежды, на долю которой приходится 48,71%, 52,06% и 55,81% по состоянию на 2014, 2015 и 2016 год соответственно.
Удельный вес реализованной обуви по данным за 2014, 2015 и 2016 год составил 25,49%, 24,18% и 23,69%. На долю реализованных аксессуаров пришлось 3,12%, 2,19% и 2,19%, а на долю реализованных тренажеров пришлось 7,50%, 9,29% и 10,25% за период 2014, 2015 и 2016 годов соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что ассортимент реализованных товаров ТОО «Сервис Авто» постоянен и стабилен. Наибольшим спросом среди покупателей пользуется спортивная одежда различных поставщиков и производителей, а также спортивная обувь и инвентарь.
Рисунок 3 – Структура товарного ассортимента ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2014 год
Отметим, что продавцы-консультанты ТОО «Сервис Авто» во многом формируют потребительскую культуру и способствуют популяризации здорового образа жизни среди молодежи.
Рисунок 4 – Структура товарного ассортимента ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2015 год
Рисунок 5 – Структура товарного ассортимента ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2016 год
Клиентская база (заказчики) ТОО «Сервис Авто» охарактеризована с помощью данных таблицы 2.
Таблица 2 - Основные группы заказчиков ТОО «Сервис Авто»
Категории заказчиков | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Итого прирост, % | |||||
Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Прирост, % | Значение, тыс.тенге | Удельный вес, % | Прирост, % | ||
Частные лица | 75,18 | 74,03 | 18,12 | 70,39 | 4,71 | 23,68 | |||
Корпоративные заказчики | 19,65 | 16,28 | -0,62 | 13,52 | -8,55 | -9,11 | |||
Государственные учреждения | 5,17 | 9,69 | 124,83 | 16,09 | 82,85 | 311,10 | |||
Итого | 19,96 | 10,12 | 32,10 |
Основным контингентом покупателей ТОО «Сервис Авто» являются частные лица, объем реализации которым за период с 2014 по 2016 год возрос с 220 345 тыс.тенге до 272 520 тыс.тенге, или на 23,68%. Объём товаров, приобретенных корпоративными покупателями – организациями сократился с 57 592 тыс.тенге до 52 344 тыс.тенге, то есть на -9,11%, в противовес чему с 15 153 тыс.тенге до 62 294 тыс.тенге или на 311,10% возрос объём закупок государственных учреждений.
Структура рынка ТОО «Сервис Авто» по основным сегментам потребителей по состоянию на 2014, 2015 и 2016 год наглядно отражена на рисунках 6, 7 и 8.
Рисунок 6 – Структура клиентской базы ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2014 год
В структуре сегментов рынка преобладают частные лица, удельный вес которых по состоянию на 2014, 2015 и 2016 год составляет 75,18%, 74,03% и 70,39% соответственно. Удельный вес корпоративных заказов снижается с 19,65% до 16,28% в период с 2014 по 2015 год, и далее до 13,52% в 2016 году. Объемы государственных закупок, напротив, возрастает с 5,17% до 9,69% в период с 2014 по 2015 год и далее, возрастает до 16,09% в 2016 году.
Рисунок 7 – Структура клиентской базы ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2015 год
Рисунок 8 – Структура клиентской базы ТОО «Сервис Авто» по состоянию на 2016 год
Таким образом, наиболее перспективным сегментом является работа с частными лицами и государственными учреждениями.