Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия (прогнозный баланс) рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта.
Структура прогнозного баланса соответствует структуре общепринятого баланса предприятия. Составить его можно на основе документов, пользуясь «методом пробки», который основан на соблюдении равенства:
Активы = Собственный капитал + Заемный капитал.
Поскольку активы и источники их формирования (собственные и заемные средства) прогнозируются независимо друг от друга, вероятность совпадения активов с пассивами очень мала.
Расхождение между ними и назвали «пробкой».
Когда рост активов прогнозируется более быстрым, чем рост обязательств и собственных средств, отрицательную «пробку» можно выбить с помощью внешнего финансирования, например, увеличения займов. Когда рост активов прогнозируется более медленным, чем рост обязательств и собственного капитала, фирма
будет иметь избыток денежных средств — положительную «пробку». Ликвидируется она через отказ от части займов, доходным инвестированием в ценные бумаги и т.д.
Таблица 14.2 Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия
Общий объем планируемых к выпуску и реализации товаров:
Полная себестоимость в расчете на товарную единицу равна:
Активы | Пассивы | ||||
Группы статей | На начало периода | На конец периода | Группы статей | На начало периода | На конец периода |
1. Внеоборотные активы | 1. Собственный капитал | ||||
2.Текущие активы | 2. Заемный капитал | ||||
2.1. Запасы | 2.1. Долгосрочные кредиты и займы | ||||
2.2. Дебиторская задолженность | 2.2. Краткосрочные кредиты и займы | ||||
2.3. Денежные средства | 2.3. Кредиторская задолженность | ||||
Баланс | Баланс |
Минимально допустимая цена в расчете на единицу товарной продукции составит:
Дополнительные партии товаров могут реализовываться по цене от:
Предполагаемый характер погрешностей по расчетам данного раздела:
15. Формирование минимально допустимой цены
Издержки производства общие:
В том числе постоянные издержки:
В том числе переменные издержки:
Планируемая прибыль составит:
274
Стратегия финансирования
Это один из важнейших разделов бизнес-плана, поскольку любое предприятие сталкивается с необходимостью оперативного и стратегического планирования.
Самый простой и эффективный метод финансового анализа — операционный анализ, называемый так же анализом «Издержки-Объем-Прибыль», и отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объема производства (сбыта).
Данный анализ помогает ответить на все вопросы, возникающие перед финансистами предприятий на всех основных этапах его денежного оборота.
Операционный анализ помогает найти наиболее выгодные комбинации переменных затрат на единицу продукции, постоянных издержек, цены и объемов производства (продаж).
Ключевыми элементами операционного анализа являются финансовый и операционные рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает изменение
прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятий при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.
Сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия, указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки.
Действие финансового рычага заключается в том, что предпри
ятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рента
бельность собственных средств и свои дивидендные возможнос
ти. Сила финансового рычага указывает на степень финансового
риска. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным
издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным сред
ствам сопровождается увеличением силы операционного рычага
и возрастанием предпринимательского риска. •*'
Рассмотрим некоторые моменты подробнее.
а) Переменные издержки меняются прямо пропорционально с изменением объема производства товаров. Это могут быть затраты на сырье, материалы. Издержки по приобретению партий товаров, снабженческие расходы и т.д. (см. рис. 32).
Графически это можно изобразить следующим образом:
б) Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства (см. рис. 33). К ним можно отнести амортизацию основного капитала, расходы на содержание административного и технического персонала, налог на имущество, проценты за кредит и т.д.
Суммарные издержки на весь объем производства выглядят следующим образом (см. рис. 34).
Рис. 32
Рис. 34
Суммарные издержки (руб.) 400 |
Объем производства (шт.)
Чем меньше угол наклона графика издержек, тем выгоднее бизнесу: небольшие переменные издержки на единицу продукции связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль.
Зная суммарные издержки на весь объём производства, можно графическим способом определить точку безубыточности (построить график взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли, используя свои данные) (см. рис. 35).
Рис. 35
Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и
силы воздействия операционного рычага:
другие постоянные затраты | ||
Итого постоянных издержек | д | |
4. Прибыль (А-Ъ-Д)=(В~Д)~(¥хС) | н | |
5. Порог рентабельности (Д/С) | Е | |
6. Запас финансовой прочности (А — Е), руб. В долях к выручке от реализации (F/A) | F G | |
7. Сила воздействия операционного рычага Валовая маржа/прибыль х100%= (В/Н х 100%) | J | |
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько % изменения прибыли дает каждый % изменения выручки; Критический объем (в натуральных единицах) = ЕДцена реализ.); Срок окупаемости Ток = К/П, где К — инвестиции, П — прибыль годовая. |
Подпись исполнителя___________________________
(бизнес-плана)
1. Валовая маржа (маржинальный доход) | ||
Выручка от реализации | А | |
Минус | ||
Переменные издержки | ||
материалы | ||
переменная зарплата | ||
другие переменные издержки | ||
Итого переменных издержек | Б | |
Валовая маржа (А— Б) | В | |
2. Коэффициент валовой маржи (В/А) | С | |
3. Постоянные издержки | ||
оклады, постоянная з/п | ||
арендные платежи | ||
налоги | ||
электроэнергия, газ, вода, телефон, почта | ||
страхование, ремонт, реклама | ||
% за кредит, аренда | ||
амортизационные отчисления |
278\
Глава 30