Наиболее существенные проблемы, связанные с функционированием права
Основные проблемы, связанные с функционированием права, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, в принципе типичны для хозяйствующих субъектов любого размера. Они связаны прежде всего с низким уровнем законодательства (сложные, непонятные регуляции), частотой вводимых изменений (необходимость постоянно следить за изменениями права, постоянные изменения законов приводят к непоследовательности правил), неэффективными администрацией и судами. Однако в случае МСП эти барьеры особенно обременительны, что вытекает с ограниченных финансовых возможностей этих предприятий, которые не позволяют постоянно пользоваться услугами юристов или налоговых консультантов.
В конце 1998г. в Польше обязывали более чем 600 законов, указов и довоенных постановлений президента имеющих юридическую силу закона, а также почти 5000 постановлений и решений. Правотворческая деятельность в 1998г. это 166 законодательный бюллетеней, содержащих 1267 правовых актов., в том числе 99 законов. Кроме центрального законодательства, предпринимателям необходимо следить также за местными регуляциями, особенно издаваемыми гминами. К примеру гмина Варшава-Центр издала в 1998г. 317 таких регуляций. Часть вносимых изменений связана с необходимостью приспособить польское право к регуляциям, действующим в Европейском Союзе. Чем быстрее пройдет этот процесс тем раньше будет создана стабильная правовая система.
В 1998г. предприниматели связывали большие надежды на упрощение правовой системы с назначением по инициативе Экономического комитета Совета Министров Коллектива по дебюрократизации экономики. После года его работы результаты его деятельности скорее незначительны.
Уже много лет основной проблемой, связанной с исполнением законов является длительность процедур, как административных так судебных. Длительность процедур, которые по мелким вопросах могут продолжаться годами, связанные с этим затраты и потеря времени приводят к тому, что предприниматели часто отказываются от своих притязаний, а связанные с этим затраты МСП трудно оценить.
Согласно отчету Госдепартамента США, касающемуся соблюдения прав человека в мире, именно неэффективная судебная система является основной причиной проблем Польши с соблюдением прав человека[88]. Этот отчет указывает на низкий уровень доверия общества к судам, неэффективную судебную администрацию и слишком маленький бюджет судов. Постановления судов, особенно административных, часто не выполняются, а простые гражданские дела продолжаются в Польше даже два-три года, кода для сравнения подобные дела в США решаются в течение нескольких недель. Согласно данным Министерства Юстиции, в 1998г. в суды поступили 6444 тыс. дел, т.е. на 1426 (28%) больше чем годом раньше.
Таблица 7.3 Поступление некоторых видов дел в течение последних лет.
Вид дел | |||
Уголовное | |||
Гражданское | |||
Трудовое | |||
Экономическое |
Значительно возросло число поступающих экономических дел. Это связанно с расширением полномочий судов на вопросы реестровых залогов.
Дополнительные обязательства судов приводят к тому, что все быстрее растет количество нерассмотренных, просроченных дел. В 1998г. суды рассмотрели 6057 тыс. дел, т.е. на 998 тыс. (19,7%) меньше чем годом раньше. Это также на 387 тыс. дел меньше чем поступило. Таким образом значительно (на 26,3%) возросло количество дел, ожидающих рассмотрения в 1999г. Одни эти оставшиеся дела составляют приблизительно количество дел, которые поступили в суды в 1989г. В общем количестве не рассмотренных дел целых 40% составляют дела, касающиеся прав собственности (766 тыс. дел), а 9,0% (170 тыс.) дела касающиеся реестра залогов, т.е. дела очень важны для предпринимателей.
Экономические судебные дела
В 1998г. число поступающих экономических дел составило 927 тыс. и это было на 187% больше чем в 1997г. Одновременно на 258% возросло число нерассмотренных экономических дел.
Диаграмма 7.1 Число рассмотренных экономических дел
В прошлом году был отмечен значительный рост количества дел, поступающих в Антимонопольный суд. Раньше в течение года в этот суд поступало около 70-80 дел, а в 1998 поступило 155 дел (рост на 42,2%). В 1998 на рассмотрение ожидали 6247 дел касающихся банкротства и договоров, на 505 больше чем год назад, а были рассмотрены в целом 3229 дел, что составляет ок. 51,7% дел которые должны быть рассмотрены. Средняя продолжительность производства дела касающегося договоров составляла в районных судах 5,4 месяца, дела по банкротству - 12,3 месяца в районных судах и 163,2 месяца в воеводских судах. В 1998 г. поступило в пять раз больше чем год назад дел, касающихся реестровых вопросов, т.е. 638,7 дел, из чего были рассмотрены 467,2 тыс. В связи с этим количество дел, ожидающих рассмотрения возросло до 181,5 тыс. В воеводские суды поступило также 388 кассаций касающихся экономических вопросов, из чего 140 остались нерассмотренными. В апелляционные суды поступило 856 кассаций, из чего 325 не были рассмотрены.
Гражданские дела
В 1998 году в суды всех уровней поступило 3339,5 тыс. гражданских дел, на 20,1% больше чем год назад. В том числе преобладают дела, касающиеся прав собственности, составляющие 62,8% общего числа дел по гражданским вопросам. Били рассмотрены 3254,2 тыс. дел. По сравнению с предыдущими годами это было на 13.9% больше, но еще быстрее возрастало число дел, поступающих в суд. Число оставшихся нерассмотренных дел возросло таким образом на 93 тыс. и составило 1138,6 тыс., т.е. на 8,9% больше чем в 1997г. Дела, касающиеся установления прав собственности составляли 62,8% общего числа гражданских дел в районных судах, на 4,0% меньше чем в 1997г. в 1998 г. в судах ожидали на рассмотрение 2836 тыс. дел по вопросам установления права собственности, это было 35,7% от общего количества всех дел ожидающих на рассмотрение народными судами и 40,7% от всех дел в районных судах.
Поступление дел касающихся вопросов установления права собственности не было остановлено, поэтому число дел, ожидающих на рассмотрение возросло на 27 тыс. т.е. на 4,0%.
Дела, относящиеся к трудовому праву
Общее число дел, поступивших в 1998г., касающихся трудового права было на 9,5% больше чем в 1997г. и составляло 200,2 тыс. дел. Были рассмотрены 203,3 тыс. дел, таким образом количество дел, ожидающих на рассмотрение уменьшилось на 6,8% и составляет 42,7 тыс. Выше представленные данные, касающиеся работы судов в 1998г. подтверждают распространенное мнение, о том что для улучшения работы судов требуется глубокая реформа юстиции, связана с упрощением процедур, увеличением объема средств, предназначенных для судебной системы и улучшением организации работы судов.
Все замечания относительно продолжительности процедур и неэффективности работы судов, актуальны также если речь идет об административных процедурах и барьерах, с которыми сталкиваются предприниматели в органах администрации. В предпринимательских кругах время от времени появляются предложения, чтобы ввести принцип, согласно которому дело административного характера, не рассмотренное в течение установленного срока считается рассмотренным положительно.
Заключение
В 1998г. были подготовлены к введению четыре большие общественные реформы: администрации, пенсионную, здравоохранения и образования. Это несомненно очередной шаг на пути к реформированию государства. Реформа администрации должна быть связана с основными изменениями способов распоряжения общественными финансами, путем передачи большей части средств местному самоуправлению, которое будет более эффективно управлять ими.
Пенсионная реформа должна не только улучшить систему социального страхования, но также приведет к появлению значительных средств на финансовых рынках. Эти изменения в долгосрочной перспективе должны принести укрепление экономики т таким образом положительно повлияют на положение всех хозяйствующих субъектов. Большая часть изменений польского права связана с необходимостью приспособления к стандартам Европейского Союза и чем быстрее этот процесс будет проходить тем раньше будут созданы единые условия конкуренции для польских субъектов.
К сожалению все еще остаются целые области законодательства, имеющие существенное значение для условий хозяйственной деятельности, которые требуют изменений. Особое внимание следует обратить на сохранение фактической государственной монополии во многих секторах экономики (например телекоммуникация, энергетика) и на привилегированное положение крупных государственных предприятий, которые пользуются помощью государства, которая недоступна более мелким субъектам. Естественным решением этого вопроса должна быть приватизация государственных предприятий и демонополизация отельных отраслей хозяйственной деятельности.
Глава 8. Окружение бизнеса
Организации, поддерживающие предпринимательскую деятельность
Представительство предпринимателей
Польский фонд стимулирования и развития малых и средних предприятий
Программы по развитию предпринимательства, реализованные на средства Европейского Союза
Заключение
Окружение бизнеса это коммерческие и некоммерческие организации, работающие в пользу бизнеса и формирующие условия хозяйственной деятельности. Полное описание организаций из окружения бизнеса требовало бы анализа состояния банковского сектора, оценки деятельности консалтинговых фирм, юридических контор и многих других существенных элементов этого окружения. Настоящая глава в силу обстоятельств ограничивается лишь анализом деятельности некоммерческих организаций. Приводятся данные относительно организации, поддерживающих предпринимательскую деятельность, организации., объединяющих предпринимателей и неправительственных организаций. Все эти данные происходят из базы Польского фонда стимулирования и развития малых и средних предприятий. Информации, находящиеся в базе собирались путем анкетного опроса организаций из окружения бизнеса и охватывают лишь организации, ответившие на анкеты. Постоянная актуализация данных является причиной различий между данными приводимыми в очередных изданиях Отчета. Несмотря на то, что база содержит информацию об относительно большом количестве субъектов, настоящая глава не является полной информацией об организациях окружения бизнеса.