Свобода хозяйственной деятельности
Из законов, принятых в 1998г., оказывающих влияние на возможности административного вмешательства в экономику, надо прежде всего обратить внимание на изменения закона о противодействии монополистическим практикам. Введенные изменения облегчают объединения хозяйствующих субъектов. Разрешение требуется только в более существенных случаях. Такое решение вопроса должно быть очевидно, так как основная задача закона -противодействовать монополистическим практикам, что не имеет никакого отношения к малым и средним предприятиям. В новой версии закона были увеличены значения показателей, превышение которых возлагает на объединяющихся предпринимателей обязанность сообщить об этом намерении соответствующим органам. Был увеличен с 5 до 25 млн. Евро валовой годовой объем продаж за год предшествующий году объединения. Превышение этой суммы связано с обязанностью сообщить о планируемом объединении Управлению по защите конкуренции и потребителей. Кроме того с 2 на 5 млн. Евро была увеличена общая стоимость имущества покупаемого предприятия, превышение которой также требует заявления в УЗКП о разрешении на слияние предприятий.
В 1998г. вступил в силу закон от 11 декабря 1997г. об управлении оборотом с заграницей товарами и услугами, а также о специальном обороте. Согласно закону оборот с заграницей товарами и услугами свободен от ограничений, в частности от лицензирования, за исключением случаев когда постановления законов или международных договоров устанавливают другое. Такой оборот разрешается любому, на равных правах, при соблюдении условий и ограничений установленных законами или международными договорами. Установление вышеописанных принципов свидетельствует о тенденции устранения административных ограничений из экономики.
Более широкие изменения, касающиеся хозяйственной деятельности могут произойти после принятия проекта закона Право о хозяйственной деятельности, который предполагает ограничение лицензирования следующими видами деятельности: изыскательские работы и добыча ископаемых из месторождений и минерального сырья из отходов горнодобывающей промышленности; производство и торговля взрывными материалами, оружьем, боеприпасами и.т.д.; производство и торговля горючим и энергией; охрана лиц и имущества; авиатранспорт и другие услуги с ним связанные; строительство и эксплуатация платных автострад. Это будет означать существенное уменьшение областей, подлежащих лицензированию, однако в конечном счете оценка этих изменений будет зависеть от сохранения или отмены других ограничений оборота (разрешения, контингенты, выравнивающие доплаты и.т.д.), которые вводятся часто под давлением сильных групп интересов например для защиты крупных промышленных предприятий, что не обязательно совпадает с интересами МСП.
Вступившие в силу и проектируемые регуляции свидетельствуют о важной тенденции к ограничению административного надзора над хозяйственной деятельностью.
Одновременно нельзя не заметить, что в 1998 г. был установлен ряд контингентов и ограничений оборота с заграницей и введены новые разрешения на хозяйственную деятельность. Не надо забывать, что административный контроль за оборотом с заграницей имеет как положительные так и отрицательные последствия для предпринимателей, действующих в Польше. С одной стороны искажает конкуренцию, но с другой создает часто преференциальные условия развития для некоторых отраслей или фирм.
Изменения налогового права
Налоговое законодательство относится к группе регуляций подлежащих наиболее частым изменениям. Почти все законодательные акты, касающиеся налогов были изменены в 1998 г., в некоторые из них изменения вносились многократно. Нестабильность налоговых правил и их значение для хозяйствующих субъектов приводят к тому, что необходимо постоянно следить за изменениями законодательства или пользоваться услугами налоговых консультантов.
В 1998г. было внесено несколько десятков изменений налогового законодательства. Наиболее существенным из них является принятие закона от 20 ноября 1998г. об уплате подоходного налога физических лиц по договорным ставкам в случае некоторых видов приходов. Принятие этого закона связанно с нормой, записанной в ст. 217 Конституции РП, согласно которой обложение налогами и другими общественными платежами, определение субъектов и объектов налогообложения и налоговых ставок может происходить исключительно путем принятия закона.
До сих пор налоги, уплачиваемые в виде налогового листа и налога по договорным ставкам, вводились постановлениями. В принятом законе не изменились основные принципы налогообложения. Следует подчеркнуть, что в едином правовом акте были собраны правила обложения налогами в виде налогового листа и по договорным ставкам, т.е. вопросы. Которые до сих пор регулировались отдельными постановлениями. Также построение закона само по себе (введение словаря, систематизация решений), способствуют облегчению истолкования этого закона предпринимателями.
Законодатель не решился к сожалению ввести более смелые изменения. Была отклонена идея передать гминам поступления от налогов уплачиваемых по договорным ставкам. С точки зрения малых и средних фирм важно, чтобы в распоряжении гмин находилось как можно больше средств. Это именно гмины способны оказывать реальное влияние на большинство условий хозяйственной деятельности. Положительным изменением является снижение договорных ставок налога и повышение уровня дохода, до которого разрешается платить налог по договорным ставкам. Можно также надеяться на то, что изменить закон сложнее чем изменить постановление, что положительно повлияет на стабильность налогового права.