Таб. 6.5.5. Если бы собственник вашего бизнеса решил его продать, насколько легко он мог бы это сделать?
регион | очень легко | с некот. Сложн. | с бол. трудом | не смог бы продать | Затр. Отв. | индекс | ||
Нижегородская область | 41,7 | 33,3 | 0,0 | 0,0 | 25,0 | 175,0 | Нетипично преуспевающие регионы | |
Карачаево-Черкесская республика | 46,0 | 38,0 | 8,0 | 2,0 | 6,0 | 174,0 | ||
Республика Северная Осетия | 45,8 | 35,4 | 10,4 | 0,0 | 8,3 | 170,8 | Преуспевающие регионы | |
Ростовская область | 36,0 | 40,0 | 6,0 | 0,0 | 18,0 | 170,0 | ||
Читинская область | 44,0 | 40,0 | 10,0 | 6,0 | 0,0 | 168,0 | ||
Камчатская область | 24,0 | 58,0 | 12,0 | 6,0 | 0,0 | 164,0 | ||
Смоленская область | 34,0 | 46,0 | 18,0 | 0,0 | 2,0 | 162,0 | ||
г. Москва | 19,0 | 51,3 | 7,3 | 4,7 | 17,7 | 158,3 | ||
Тульская область | 18,0 | 46,0 | 6,0 | 0,0 | 30,0 | 158,0 | ||
Республика Хакасия | 12,0 | 60,0 | 8,0 | 8,0 | 12,0 | 156,0 | ||
Владимирская область | 40,0 | 36,0 | 18,0 | 2,0 | 4,0 | 156,0 | ||
Кировская область | 40,0 | 32,0 | 8,0 | 8,0 | 12,0 | 156,0 | ||
Республика Карелия | 15,1 | 58,5 | 17,0 | 1,9 | 7,5 | 154,7 | ||
Республика Саха (Якутия) | 26,0 | 40,0 | 2,0 | 12,0 | 20,0 | 152,0 | ||
Пензенская область | 26,0 | 44,0 | 16,0 | 4,0 | 10,0 | 150,0 | Типичные регионы выше среднего | |
Челябинская область | 28,0 | 40,0 | 14,0 | 4,0 | 14,0 | 150,0 | ||
Республика Башкортостан | 34,0 | 32,0 | 8,0 | 10,0 | 16,0 | 148,0 | ||
Костромская область | 36,5 | 32,7 | 21,2 | 3,8 | 5,8 | 144,2 | ||
Архангельская область | 28,0 | 40,0 | 14,0 | 10,0 | 8,0 | 144,0 | ||
Вологодская область | 28,0 | 40,0 | 14,0 | 10,0 | 8,0 | 144,0 | ||
Липецкая область | 24,0 | 42,0 | 16,0 | 6,0 | 12,0 | 144,0 | ||
Омская область | 27,5 | 37,3 | 19,6 | 3,9 | 11,8 | 141,2 | ||
Новосибирская область | 32,0 | 30,0 | 12,0 | 10,0 | 16,0 | 140,0 | ||
Магаданская область | 39,4 | 25,6 | 25,6 | 14,0 | 139,4 | |||
Самарская область | 21,6 | 43,1 | 13,7 | 11,8 | 9,8 | 139,2 | ||
Коми-Пермяцкий АО | 26,5 | 34,7 | 14,3 | 10,2 | 14,3 | 136,7 | ||
Иркутская область | 27,5 | 35,3 | 19,6 | 7,8 | 9,8 | 135,3 | ||
Псковская область | 15,7 | 49,0 | 25,5 | 3,9 | 5,9 | 135,3 | ||
Сахалинская область | 19,6 | 41,2 | 11,8 | 13,7 | 13,7 | 135,3 | ||
Кемеровская область | 22,2 | 37,0 | 13,0 | 11,1 | 16,7 | 135,2 | ||
Воронежская область | 20,0 | 46,0 | 24,0 | 8,0 | 2,0 | 134,0 | ||
Ярославская область | 25,5 | 31,4 | 19,6 | 3,9 | 19,6 | 133,3 | ||
Ханты-Мансийский АО | 32,0 | 28,0 | 10,0 | 20,0 | 10,0 | 130,0 | ||
Московская область | 10,0 | 40,0 | 10,0 | 12,0 | 28,0 | 128,0 | ||
Рязанская область | 7,8 | 51,0 | 23,5 | 7,8 | 9,8 | 127,5 | Средние регионы | |
Республика Адыгея | 20,0 | 40,0 | 28,0 | 6,0 | 6,0 | 126,0 | Типичные регионы ниже среднего | |
Республика Ингушетия | 12,0 | 50,0 | 36,0 | 0,0 | 2,0 | 126,0 | ||
Республика Коми | 18,0 | 42,0 | 26,0 | 8,0 | 6,0 | 126,0 | ||
Брянская область | 32,0 | 30,0 | 28,0 | 8,0 | 2,0 | 126,0 | ||
Калужская область | 21,6 | 35,3 | 21,6 | 9,8 | 11,8 | 125,5 | ||
Кабардино-Балкарская республика | 18,0 | 40,0 | 22,0 | 12,0 | 8,0 | 124,0 | ||
Хабаровский край | 24,0 | 36,0 | 20,0 | 16,0 | 4,0 | 124,0 |
Томская область | 20,0 | 30,0 | 12,0 | 14,0 | 24,0 | 124,0 | Типичные регионы ниже среднего | |
Орловская область | 26,5 | 28,6 | 28,6 | 4,1 | 12,2 | 122,4 | ||
Республика Калмыкия | 18,0 | 40,0 | 24,0 | 12,0 | 6,0 | 122,0 | ||
Алтайский край | 26,0 | 34,0 | 34,0 | 4,0 | 2,0 | 122,0 | ||
Ивановская область | 23,5 | 33,3 | 25,5 | 9,8 | 7,8 | 121,6 | ||
Тверская область | 27,5 | 33,3 | 19,6 | 19,6 | 0,0 | 121,6 | ||
Республика Марий Эл | 26,0 | 28,0 | 24,0 | 10,0 | 12,0 | 120,0 | ||
Удмуртская республика | 26,0 | 34,0 | 32,0 | 8,0 | 0,0 | 120,0 | ||
Республика Татарстан | 20,0 | 38,0 | 26,0 | 14,0 | 2,0 | 118,0 | ||
Приморский край | 32,0 | 22,0 | 8,0 | 28,0 | 10,0 | 118,0 | ||
Тюменская область | 30,6 | 18,4 | 18,4 | 14,3 | 18,4 | 116,3 | ||
Чувашская республика | 28,0 | 28,0 | 24,0 | 16,0 | 4,0 | 116,0 | ||
Ленинградская область | 18,0 | 32,0 | 18,0 | 16,0 | 16,0 | 116,0 | ||
Пермская область | 22,0 | 28,0 | 22,0 | 12,0 | 16,0 | 116,0 | ||
Волгоградская область | 15,4 | 32,7 | 21,2 | 11,5 | 19,2 | 115,4 | ||
Ставропольский край | 32,0 | 18,0 | 12,0 | 24,0 | 14,0 | 114,0 | ||
Оренбургская область | 6,0 | 34,0 | 18,0 | 8,0 | 34,0 | 114,0 | ||
Ямало-Ненецкий АО | 34,0 | 20,0 | 26,0 | 14,0 | 6,0 | 114,0 | ||
Астраханская область | 17,3 | 38,5 | 25,0 | 17,3 | 1,9 | 113,5 | ||
г. Санкт-Петербург | 14,7 | 31,3 | 22,7 | 10,0 | 21,3 | 113,3 | ||
Мурманская область | 20,0 | 32,0 | 16,0 | 24,0 | 8,0 | 112,0 | ||
Калининградская область | 24,5 | 22,4 | 22,4 | 14,3 | 16,3 | 110,2 | ||
Курская область | 12,0 | 36,0 | 22,0 | 16,0 | 14,0 | 110,0 | ||
Ульяновская область | 10,0 | 32,0 | 28,0 | 8,0 | 22,0 | 106,0 | ||
Республика Дагестан | 12,0 | 30,0 | 22,0 | 16,0 | 20,0 | 104,0 | ||
Белгородская область | 16,0 | 32,0 | 34,0 | 10,0 | 8,0 | 104,0 | ||
Республика Бурятия | 14,0 | 30,0 | 26,0 | 16,0 | 14,0 | 102,0 | Отстающие регионы | |
Тамбовская область | 16,0 | 30,0 | 22,0 | 22,0 | 10,0 | 102,0 | ||
Красноярский край | 18,0 | 26,0 | 32,0 | 12,0 | 12,0 | 100,0 | ||
Амурская область | 18,0 | 26,0 | 44,0 | 0,0 | 12,0 | 100,0 | ||
Курганская область | 18,0 | 26,0 | 32,0 | 12,0 | 12,0 | 100,0 | ||
Краснодарский край | 18,0 | 16,0 | 34,0 | 6,0 | 26,0 | 94,0 | ||
Свердловская область | 6,0 | 28,0 | 36,0 | 4,0 | 26,0 | 94,0 | ||
Саратовская область | 24,0 | 16,0 | 30,0 | 18,0 | 12,0 | 92,0 | ||
Новгородская область | 20,0 | 18,0 | 32,0 | 16,0 | 14,0 | 90,0 | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 14,0 | 26,0 | 34,0 | 18,0 | 8,0 | 88,0 | ||
Республика Алтай | 2,0 | 36,0 | 40,0 | 20,0 | 2,0 | 78,0 | Нетипично отстающие регионы | |
Республика Мордовия | 6,0 | 22,0 | 20,0 | 38,0 | 14,0 | 70,0 |
69 регионов из рассмотренных 79 имеют относительно благоприятную ситуацию с ликвидностью бизнеса, лучше всего ситуация в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской республике. Как достаточно развитый рассматривают региональный рынок бизнесов в столь разных регионах, как Москва и Северная Осетия. Это объясняется, видимо тем, что Москва уже много лет располагает развитой рыночной инфраструктурой, рыночными институтами и процессами – не идеальными, но в основном отлаженными лучше, чем в остальной России. В первую очередь это относится к крупному бизнесу, однако в плане ликвидности малого бизнеса играет свою роль наличие платежеспособного спроса. Что же касается высокой ликвидности малого бизнеса в Северной Осетии, то ее можно объяснить растущей инвестиционной привлекательностью именно малых предприятий. В регионе почти два года действует специальная правительственная комиссия по помощи МП, малые предприятия, которые непосредственно производят продукцию и оказывают бытовые услуги населению, пользуются налоговыми льготами. В результате чего малый бизнес в последние годы заметно увеличил свою долю в ВРП Северной Осетии (по некоторым данным, она превысила 25%).
Поддержка малого предпринимательства
Под поддержкой малого предпринимательства подразумевалось отношение региональных и местных властей к малому бизнесу. Респондентов просили оценить, как действия и инициативы властей отражаются на функционировании МП региона.
В целом по РФ отношение к политике региональных властей скорее позитивное. Малый бизнес не готов заявить, что власти создают «благоприятные» условия, но, по крайней мере, «приемлемые».
Рис. 6.6.1
Такое отношение можно интерпретировать с позиций текущих экономических результатов малых предприятий. Специфика МП не позволяет им иметь отрицательную рентабельность сколько-нибудь длительное время, поэтому действующие МП, по крайней мере, не убыточны, а значительная их часть обеспечивает владельцам и менеджменту приемлемый уровень жизни. Логично, что и условия существования бизнеса представители таких предприятий оценивают как «приемлемые».
В региональном разрезе ситуация такова: