Таб. 6.4.2. В какой степени крупные компании в вашем регионе создают препятствия доступу в отдельные отрасли?
регион | сильно мешают | мешают, но не очень сильно | в основн. не мешают | совсем не мешают | Затр. Отв. | Инд. | ||
Республика Ингушетия | 8,5 | 10,6 | 17,0 | 63,8 | 161,7 | Нетипично преуспевающие регионы | ||
Республика Алтай | 6,0 | 12,0 | 26,0 | 40,0 | 16,0 | 148,0 | ||
Костромская область | 5,8 | 17,3 | 42,3 | 25,0 | 9,6 | 144,2 | Преуспевающие регионы | |
Республика Калмыкия | 4,0 | 18,0 | 28,0 | 34,0 | 16,0 | 140,0 | ||
Алтайский край | 2,0 | 26,0 | 28,0 | 40,0 | 4,0 | 140,0 | ||
Ямало-Ненецкий АО | 4,0 | 22,0 | 26,0 | 40,0 | 8,0 | 140,0 | ||
Республика Северная Осетия | 2,6 | 18,4 | 36,8 | 21,1 | 21,1 | 136,8 | ||
Республика Марий Эл | 16,0 | 14,0 | 24,0 | 40,0 | 6,0 | 134,0 | ||
Самарская область | 13,7 | 15,7 | 45,1 | 13,7 | 11,8 | 129,4 | ||
Кабардино-Балкарская республика | 14,0 | 20,0 | 44,0 | 18,0 | 4,0 | 128,0 | ||
Камчатская область | 6,0 | 26,0 | 42,0 | 14,0 | 12,0 | 124,0 | ||
Новгородская область | 8,0 | 6,0 | 10,0 | 28,0 | 48,0 | 124,0 | ||
Архангельская область | 10,0 | 24,0 | 24,0 | 32,0 | 10,0 | 122,0 | ||
Брянская область | 10,0 | 22,0 | 24,0 | 30,0 | 14,0 | 122,0 | ||
Вологодская область | 10,0 | 24,0 | 24,0 | 32,0 | 10,0 | 122,0 | ||
Ульяновская область | 16,0 | 8,0 | 16,0 | 30,0 | 30,0 | 122,0 | ||
Мурманская область | 16,3 | 18,4 | 26,5 | 28,6 | 10,2 | 120,4 | Типичные регионы выше среднего | |
Приморский край | 24,0 | 16,0 | 30,0 | 26,0 | 4,0 | 116,0 | ||
Коми-Пермяцкий АО | 13,5 | 16,2 | 32,4 | 10,8 | 27,0 | 113,5 | ||
Рязанская область | 11,5 | 23,1 | 30,8 | 17,3 | 17,3 | 113,5 | ||
Чувашская республика | 10,2 | 30,6 | 26,5 | 26,5 | 6,1 | 112,2 | ||
Курганская область | 16,0 | 20,0 | 34,0 | 12,0 | 18,0 | 110,0 | ||
Владимирская область | 16,3 | 14,3 | 22,4 | 16,3 | 30,6 | 108,2 | ||
Краснодарский край | 12,0 | 26,0 | 28,0 | 18,0 | 16,0 | 108,0 | ||
Тверская область | 15,7 | 29,4 | 45,1 | 7,8 | 2,0 | 107,8 | ||
г. Санкт-Петербург | 16,4 | 21,9 | 26,0 | 19,9 | 15,8 | 107,5 | ||
Республика Коми | 22,0 | 22,0 | 32,0 | 16,0 | 8,0 | 104,0 | ||
Иркутская область | 8,0 | 30,0 | 24,0 | 18,0 | 20,0 | 104,0 | ||
Республика Хакасия | 10,2 | 32,7 | 24,5 | 20,4 | 12,2 | 102,0 | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 20,0 | 18,0 | 18,0 | 22,0 | 22,0 | 102,0 |
Удмуртская республика | 8,0 | 42,0 | 30,0 | 20,0 | 100,0 | |||
Ивановская область | 13,7 | 35,3 | 15,7 | 33,3 | 2,0 | 100,0 | ||
Кировская область | 8,0 | 30,0 | 28,0 | 10,0 | 24,0 | 100,0 | ||
Пензенская область | 8,0 | 36,0 | 32,0 | 12,0 | 12,0 | 100,0 | ||
Псковская область | 15,7 | 29,4 | 21,6 | 23,5 | 9,8 | 100,0 | ||
Республика Карелия | 17,0 | 28,3 | 34,0 | 9,4 | 11,3 | 98,1 | ||
Республика Бурятия | 8,0 | 30,0 | 24,0 | 12,0 | 26,0 | 98,0 | Средние регионы | |
Омская область | 13,7 | 33,3 | 21,6 | 21,6 | 9,8 | 96,1 | Типичные регионы ниже среднего | |
Ставропольский край | 10,0 | 32,0 | 24,0 | 14,0 | 20,0 | 96,0 | ||
Республика Башкортостан | 6,3 | 35,4 | 16,7 | 20,8 | 20,8 | 95,8 | ||
Магаданская область | 11,6 | 34,9 | 30,2 | 11,6 | 11,6 | 95,3 | ||
Волгоградская область | 13,5 | 34,6 | 23,1 | 19,2 | 9,6 | 94,2 | ||
Ленинградская область | 14,0 | 26,0 | 6,0 | 28,0 | 26,0 | 94,0 | ||
Смоленская область | 20,0 | 20,0 | 14,0 | 20,0 | 26,0 | 94,0 | ||
Оренбургская область | 18,0 | 32,0 | 26,0 | 16,0 | 8,0 | 92,0 | ||
Тамбовская область | 20,0 | 32,0 | 36,0 | 8,0 | 4,0 | 92,0 | ||
Республика Мордовия | 4,3 | 38,3 | 23,4 | 10,6 | 23,4 | 91,5 | ||
Астраханская область | 19,2 | 30,8 | 23,1 | 17,3 | 9,6 | 90,4 | ||
Хабаровский край | 14,0 | 34,0 | 26,0 | 12,0 | 14,0 | 90,0 | ||
Белгородская область | 10,2 | 42,9 | 32,7 | 8,2 | 6,1 | 87,8 | ||
Калужская область | 11,5 | 38,5 | 21,2 | 15,4 | 13,5 | 86,5 | ||
Новосибирская область | 20,0 | 32,0 | 20,0 | 18,0 | 10,0 | 86,0 | ||
Томская область | 26,0 | 24,0 | 18,0 | 18,0 | 14,0 | 86,0 | ||
Челябинская область | 18,0 | 38,0 | 24,0 | 18,0 | 2,0 | 86,0 | ||
Пермская область | 22,4 | 28,6 | 16,3 | 20,4 | 12,2 | 85,7 | ||
Воронежская область | 18,0 | 38,0 | 28,0 | 12,0 | 4,0 | 84,0 | ||
Красноярский край | 24,5 | 26,5 | 22,4 | 12,2 | 14,3 | 83,7 | ||
Карачаево-Черкесская республика | 14,0 | 42,0 | 26,0 | 12,0 | 6,0 | 82,0 | ||
Калининградская область | 22,0 | 28,0 | 20,0 | 12,0 | 18,0 | 82,0 | ||
Ханты-Мансийский АО | 12,0 | 32,0 | 12,0 | 14,0 | 30,0 | 82,0 | ||
Ярославская область | 15,7 | 33,3 | 23,5 | 5,9 | 21,6 | 80,4 | ||
Республика Саха (Якутия) | 24,0 | 32,0 | 24,0 | 12,0 | 8,0 | 80,0 | ||
Республика Татарстан | 36,0 | 24,0 | 22,0 | 18,0 | 80,0 | |||
Республика Дагестан | 14,3 | 42,9 | 22,4 | 14,3 | 6,1 | 79,6 | ||
Тюменская область | 27,1 | 29,2 | 20,8 | 14,6 | 8,3 | 79,2 | ||
Московская область | 6,0 | 44,0 | 16,0 | 12,0 | 22,0 | 78,0 | ||
Читинская область | 13,0 | 45,7 | 19,6 | 15,2 | 6,5 | 76,1 | ||
Кемеровская область | 13,0 | 46,3 | 16,7 | 18,5 | 5,6 | 75,9 | ||
Ростовская область | 8,0 | 50,0 | 26,0 | 6,0 | 10,0 | 74,0 | ||
Амурская область | 10,0 | 34,0 | 14,0 | 2,0 | 40,0 | 72,0 | Отстающие регионы |
Нижегородская область | 9,5 | 54,8 | 28,6 | 7,1 | 71,4 | |||
Орловская область | 24,5 | 30,6 | 8,2 | 18,4 | 18,4 | 71,4 | ||
Сахалинская область | 10,4 | 41,7 | 20,8 | 2,1 | 25,0 | 70,8 | ||
Республика Адыгея | 24,0 | 34,0 | 12,0 | 12,0 | 18,0 | 66,0 | ||
Свердловская область | 24,5 | 40,8 | 20,4 | 8,2 | 6,1 | 63,3 | ||
Тульская область | 8,2 | 44,9 | 12,2 | 34,7 | 59,2 | |||
г. Москва | 18,0 | 48,3 | 17,0 | 7,0 | 9,7 | 57,7 | ||
Липецкая область | 10,0 | 58,0 | 20,0 | 2,0 | 10,0 | 54,0 | ||
Саратовская область | 38,0 | 30,0 | 8,0 | 14,0 | 10,0 | 54,0 | ||
Курская область | 22,0 | 48,0 | 8,0 | 14,0 | 8,0 | 52,0 |
Среди регионов, в которых крупные компании монополизируют или олигополизируют отрасли экономики конечно первым следует назвать Москву. Московские предприниматели достаточно однозначно оценивать ситуацию, сложившуюся в столице. Две трети респондентов полагают, что крупные компании мешают работать малым предприятиям в своей отрасли.
Еще труднее приходится предпринимателям в Саратовской, Курской и Липецкой областях. Среди прочих аутсайдеров по этому индексу отметим Тульскую область, которая по другим показателям напротив занимает, как правило, высокое место и Нижегородскую область, которая объективно развивается достаточно динамично, но при этом у нее ряд проблем, которые сдерживают ее рост. Интересно, что и в данном случае работает обнаруженная нами ранее похожая закономерность: оценка собственного финансового положения существенно зависит от того, насколько крупные компании мешают работать малым предприятиям.
Что касается Нижегородской области, то она занимает одновременно первое место в рейтинге регионов по показателю, характеризующих уровень использования своего служебного положения администрациями для создания благоприятных условий отдельным фирмам. Но здесь надо учитывать на каком плачевном фоне выделяется данный регион. В среднем по России 65% респондентов считает, что региональные власти «часто» или «иногда» используют административный ресурс для предоставления нелегитимных преференций отдельным бизнесам и предпринимателям. Только 6% предпринимателей полагают, что это никогда не происходит. Не такая плохая ситуация с административным протекционизмом в Новосибирской области и Ханты-Мансийском автономном округе.