Таб. 6.4.1. Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого бизнеса кем-либо искусственно затруднен?

  регион да нет затрудняюсь ответить индекс  
Республика Северная Осетия 18,3 67,3 14,3 149,0 Нетипично преуспевающие регионы
Тульская область 10,2 57,1 32,7 146,9
Омская область 27,5 51,0 21,6 123,5 Преуспевающие регионы
Ярославская область 19,6 43,1 37,3 123,5
Ханты-Мансийский АО 26,0 44,0 30,0 118,0
Рязанская область 26,9 36,5 36,5 109,6
Республика Ингушетия 40,0 48,0 12,0 108,0
Московская область 40,0 48,0 12,0 108,0
Смоленская область 18,0 26,0 56,0 108,0
Республика Башкортостан 28,0 34,0 38,0 106,0
Республика Калмыкия 32,0 38,0 30,0 106,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 32,0 38,0 30,0 106,0

Владимирская область 31,4 37,3 31,4 105,9  
Тверская область 27,5 33,3 39,2 105,9
Республика Марий Эл 40,0 42,0 18,0 102,0
Республика Дагестан 40,0 36,0 24,0 96,0 Типичные регионы выше среднего
Республика Коми 44,0 38,0 18,0 94,0
Новосибирская область 40,0 34,0 26,0 94,0
Калужская область 35,3 25,5 39,2 90,2
Республика Бурятия 40,0 24,0 36,0 84,0
Приморский край 42,0 26,0 32,0 84,0
Ставропольский край 36,0 20,0 44,0 84,0
Томская область 44,0 28,0 28,0 84,0
Краснодарский край 46,0 28,0 26,0 82,0
Курганская область 42,0 24,0 34,0 82,0
Коми-Пермяцкий АО 45,7 26,1 28,3 80,4
Пензенская область 42,0 22,0 36,0 80,0
Ростовская область 46,0 26,0 28,0 80,0
Республика Саха (Якутия) 53,1 32,7 14,3 79,6
Ивановская область 43,1 21,6 35,3 78,4
г. Москва 52,7 30,0 17,3 77,3
Архангельская область 44,0 20,0 36,0 76,0
Вологодская область 44,0 20,0 36,0 76,0
Ульяновская область 40,0 16,0 44,0 76,0
Ямало-Ненецкий АО 52,0 28,0 20,0 76,0
Удмуртская республика 58,0 32,0 10,0 74,0
Мурманская область 50,0 24,0 26,0 74,0
Тюменская область 44,9 18,4 36,7 73,5
Псковская область 52,9 25,5 21,6 72,5 Средние регионы
Амурская область 48,0 18,0 34,0 70,0 Типичные регионы ниже среднего
Брянская область 54,0 24,0 22,0 70,0
Магаданская область 52,4 21,4 26,2 69,0
Республика Мордовия 50,0 18,0 32,0 68,0
Новгородская область 52,0 20,0 28,0 68,0
Нижегородская область 39,5 7,0 53,5 67,4
Хабаровский край 60,0 26,0 14,0 66,0
Сахалинская область 52,0 18,0 30,0 66,0
Республика Адыгея 51,0 16,3 32,7 65,3
Калининградская область 48,0 12,0 40,0 64,0
Камчатская область 56,0 20,0 24,0 64,0
Липецкая область 50,0 14,0 36,0 64,0
Республика Хакасия 60,0 20,0 20,0 60,0
Пермская область 60,0 20,0 20,0 60,0
Свердловская область 54,0 14,0 32,0 60,0
Ленинградская область 50,0 8,0 42,0 58,0
г. Санкт-Петербург 54,4 11,6 34,0 57,1
Республика Карелия 56,6 13,2 30,2 56,6
Кабардино-Балкарская республика 56,0 12,0 32,0 56,0
Карачаево-Черкесская республика 60,0 14,0 26,0 54,0
Чувашская республика 70,0 24,0 6,0 54,0
Оренбургская область 66,0 20,0 14,0 54,0
Кемеровская область 59,3 13,0 27,8 53,7
Читинская область 65,3 18,4 16,3 53,1



Иркутская область 67,3 16,3 16,3 49,0  
Челябинская область 68,0 16,0 16,0 48,0
Орловская область 63,3 10,2 26,5 46,9
Республика Татарстан 70,0 16,0 14,0 46,0
Костромская область 61,5 5,8 32,7 44,2 Отстающие регионы
Самарская область 66,7 9,8 23,5 43,1
Кировская область 62,0 4,0 34,0 42,0
Саратовская область 69,4 6,1 24,5 36,7
Республика Алтай 72,0 8,0 20,0 36,0
Красноярский край 70,0 6,0 24,0 36,0
Белгородская область 72,0 6,0 22,0 34,0
Курская область 72,0 6,0 22,0 34,0
Волгоградская область 77,4 11,3 11,3 34,0
Тамбовская область 74,0 6,0 20,0 32,0
Астраханская область 72,5 3,9 23,5 31,4
Алтайский край 84,0 8,0 8,0 24,0
Воронежская область 80,0 4,0 16,0 24,0

Наиболее свободная конкуренция, по мнению предпринимателей – в Северной Осетии и Тульской области. Эти регионы существенно опережают своих ближайших преследователей: Омскую, Ярославскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, которые тоже имеют достаточно высокий уровень свободы конкуренции. Хуже всех с конкуренцией в Алтайском крае и Воронежской области. В этих регионах порядка 80% респондентов, заявили, что есть отрасли «свободные от конкуренции». Очевидно, что разные регионы находятся на разных стадиях развития региональных рынков и для некоторых субъектов высокое значения этого показателя может говорить скорее об отсутствии сложившихся отраслей, в которых доминировали бы отдельные агенты. Это в первую очередь относится к таким республикам как Ингушетия, Северная Осетия, Калмыкия, а также Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Интересно, что аутсайдер по условиям конкуренции с точки зрения доступа в отдельные отрасли республика Алтай занимает при этом наряду с Ингушетией самое высокое место по условиям конкуренции с точки зрения влияния крупного бизнеса. В этих регионах крупные компании практически не мешают работать малым предприятиям и связано это, скорее всего, с отсутствием крупного бизнеса как такого. Та же самая логика по всей видимости может быть распространена на такие регионы как Костромская, Брянская, Ульяновская области, республики Калмыкия, Северная Осетия, Марий Эл, Кабардино-Балкарская республика, Алтайский край, Камчатская область, Ямало-Ненецкий автономный округ («Газпром» явно не может быть конкурентом малого бизнеса). А вот такие области как Самарская, Новгородская, Вологодская, Архангельская могут действительно оцениваться как регионы, в которых удалось решить проблему доминирования крупного бизнеса. Хотя надо понимать, что в этих субъектах предприниматели могут вкладывать разный смысл в понятие «крупные компании».

Наши рекомендации