Таб. 5.6.7. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет
упростилось | Практически не изменилось | усложнилось | разница между положительными и отрицательными оценками | |
Южный ФО | 37,2 | 45,8 | 13,9 | 123,3 |
Уральский ФО | 28,8 | 45,5 | 19,1 | 109,7 |
Сибирский ФО | 29,4 | 43,7 | 21,5 | 107,9 |
Северо-Западный ФО | 24,1 | 47,5 | 21,6 | 102,4 |
Дальневосточный ФО | 22,2 | 50,7 | 21,3 | 100,9 |
Приволжский ФО | 25,8 | 44,0 | 25,7 | 100,1 |
Центральный ФО | 20,1 | 53,8 | 21,1 | 99,1 |
в целом по РФ | 26,6 | 47,5 | 20,8 | 105,8 |
Наибольший прогресс в плане отношений предпринимателей с налоговыми органами за последние годы, по оценке респондентов, достигнут в Южном ФО. Остальные ФО отстают, при этом в Центральном ФО, как заявляют предприниматели, стало немного хуже.
Степень распространенности практики т.н. «откатов» характеризует уровень коррупции. На графике (рис. 5.6.8) показаны индексы – разница между положительными и отрицательными оценками плюс 100, индекс свыше 100 свидетельствует о том, что ситуация по данному показателю относительно благополучна.
Рис. 5.6.8
На графике видно, что в Центральном ФО ситуация с откатами несколько лучше, чем в среднем по России и отдельным ФО. В остальных ФО положение примерно одинаково.
Поддержка малого предпринимательства
В рамках раздела респондентов просили охарактеризовать отношение органов власти и управления всех уровней к малым предприятиям.
Говоря об отношении к деятельности региональных властей, отметим, что предприниматели в целом оценивают ее скорее позитивно, о чем говорит индекс, отражающий разницу между положительными и отрицательными ответами: он превышает 100 в целом по России и по отдельным ФО. Предприниматели Дальневосточного ФО настроено к своим властям достаточно критично, особенно по сравнению с респондентами из Южного ФО (таб. 5.7.1), данные отранжированы по индексу).
Таб. 5.7.1. Отношение региональных властей к малому бизнесу
создают благоприятные условия | создают приемлемые условия | скорее мешают | очень мешают | разница между положительными и отрицательными ответами | |
Южный ФО | 6,8 | 49,8 | 26,5 | 3,5 | 126,5 |
Приволжский ФО | 4,4 | 50,6 | 25,9 | 4,4 | 124,7 |
Сибирский ФО | 4,6 | 45,2 | 27,4 | 4,8 | 117,7 |
Уральский ФО | 6,5 | 43,8 | 29,5 | 3,8 | 117,1 |
Северо-Западный ФО | 2,9 | 44,7 | 29,7 | 2,4 | 115,4 |
Центральный ФО | 3,5 | 48,0 | 35,0 | 3,2 | 113,3 |
Дальневосточный ФО | 2,9 | 40,1 | 29,4 | 5,8 | 107,8 |
в целом по РФ | 4,5 | 46,9 | 29,2 | 3,9 | 118,3 |
Так же хорошо предприниматели оценивают политику в отношении малого бизнеса федеральных органов власти и управления (таб.5.7.2).
Таб. 5.7.2. Отношение федеральных властей к малому бизнесу
создают благоприятные условия | создают приемлемые условия | скорее мешают | очень мешают | разница между положительными и отрицательными ответами | |
Южный ФО | 6,3 | 48,6 | 23,2 | 3,2 | 128,5 |
Приволжский ФО | 5,6 | 47,7 | 23,1 | 4,3 | 125,9 |
Сибирский ФО | 4,0 | 42,2 | 23,6 | 4,1 | 118,5 |
Центральный ФО | 3,5 | 47,4 | 29,9 | 2,5 | 118,5 |
Северо-Западный ФО | 3,5 | 42,2 | 26,3 | 2,2 | 117,2 |
Уральский ФО | 7,1 | 39,2 | 29,7 | 3,7 | 112,8 |
Дальневосточный ФО | 3,5 | 39,1 | 26,2 | 7,3 | 109,0 |
в целом по РФ | 4,7 | 44,9 | 25,8 | 3,7 | 120,0 |
Что касается деятельности местных властей, то здесь средний показатель несколько ниже, и в одном ФО – Дальневосточном - индекс опустился ниже 100, что говорит об отрицательной оценке политики местных органов власти в отношении малого бизнеса (таб.5.7.3).
Таб. 5.7.3. Отношение местных властей к малому бизнесу
создают благоприятные условия | создают приемлемые условия | скорее мешают | очень мешают | разница между положительными и отрицательными ответами | |
Уральский ФО | 11,6 | 42,5 | 28,4 | 7,5 | 118,2 |
Приволжский ФО | 5,9 | 46,8 | 30,0 | 6,8 | 115,8 |
Южный ФО | 7,6 | 44,4 | 30,9 | 6,8 | 114,3 |
Северо-Западный ФО | 6,0 | 40,8 | 33,1 | 5,1 | 108,6 |
Сибирский ФО | 4,0 | 42,9 | 32,3 | 7,1 | 107,4 |
Центральный ФО | 4,2 | 44,5 | 36,8 | 6,3 | 105,6 |
Дальневосточный ФО | 4,4 | 31,1 | 33,7 | 12,8 | 89,0 |
в целом по РФ | 5,8 | 42,9 | 32,6 | 7,1 | 109,0 |
В этой связи, интересно посмотреть, на какой из уровней власти малый бизнес возлагает наибольшие надежды. Таковыми оказались как раз муниципальные (местные власти): по мнению 42.1% предпринимателей, именно власти муниципалитетов должны больше других уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса (рис. 5.7.1). Это объясняет низкую оценку деятельности местных властей: от них большего ждут, но пока немного получают. На втором месте (28.7%), с небольшим отрывом от третьего власти региона. Затем идут федеральные власти (22.8%).
Эти результаты связаны с тем, что в своей повседневной деятельности, естественно, бизнес контактирует с чиновниками на местах, а не членами федерального правительства. При этом, даже если предприниматели взаимодействуют, например, с пожарной инспекцией или налоговыми органами (которые, вообще-то, относятся к федеральным службам), они во многих случаях воспринимают их как «местные», то есть, «не центральные».
Рис. 5.7.1
Только в Южном ФО региональные власти конкурируют как основной патрон малого предпринимательства с местными властями, во всех других случаях респонденты считают, что именно местные власти должны создавать условия для развития и поддерживать малый бизнес. Напомним, что в ЮФО наиболее высоко оценивают деятельность региональных властей по поддержке малого предпринимательства.
5.8 Деловые сети (преодоление административных барьеров)
Раздел включает в себя один вопрос, посвященный проблеме преодоления административных барьеров. Способы преодоления барьеров можно разделить на формальные (легальные) и неформальные. Не всегда верно возлагать ответственность за развитие малого бизнеса, создание благоприятного бизнес-климата в регионе исключительно на органы власти. Многое зависит от того, каких стратегий взаимодействия с представителями властей придерживаются предприниматели. Если практика обращения к формальным институтам получает широкое распространение, а неформальные подходы, напротив, рассматриваются как маргинальные, малоприемлемые или в принципе неприемлемые – это неизбежно стимулирует дрейф аппарата управления в сторону большего учета интересов предпринимательства.
Основные стратегии преодоления административных барьеров, которые предпочитают в тех или иных ФО, показаны в таб.5.8.1.