Экономическая сущность, состав и структура доходов и расходов бюджета.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Рассмотрим детально каждую из них.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ): 1. Налоговые доходы: а) доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов;б) пени и штрафы по налогам.

2. Неналоговые доходы: а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; б) доходы от продажи государственного имущества; в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации; д) средства самообложения граждан;е) иные неналоговые доходы.3. Безвозмездные поступления: а) дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; б) субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);в) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; г) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;д) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, втом числе добровольные пожертвования.

Виды финансовой помощи: Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии и субвенции, в случаях нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (переводами). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет. Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год. Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований: 1) на оказание государственных услуг, в том числе ассигнования: а) на оплату государственных (муниципальных) контрактов; б) на поставку товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты государственной собственности; закупки товаров в гос. материальный резерв и др.);

2) социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ,услуг); 3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; 4) предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; 5) предоставление межбюджетных трансфертов; 6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7) обслуживание гос. долга; 8) исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Обобщенно структура доходов и расходов бюджета представлена на схеме

Экономическая сущность, состав и структура доходов и расходов бюджета. - student2.ru

Едиными для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона;3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства массовой информации; 9) здравоохранение, физическая культура, спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита.

8. Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило,такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных. Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета.Основными принципами организации бюджетного процесса явл: – единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; – реальность планируемых бюджетных доходов; – гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;

– соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);– периодичность бюджетов;

– отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс можно разделить на 4 этапа

Первый этап: составление проекта бюджета.Проект федерального бюджета РФ составляется и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.Ежегодно Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Фед Собранию РФ бюджетное послание. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.Составление проекта федерального бюджета – исключительная прерогатива Правительства РФ. Однако непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Минфин РФ. Составление проекта федерального бюджета основывается: 1) на бюджетном послании Президента Российской Федерации; 2) прогнозе социально-экономического развития страны; 3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Министерство финансов разрабатывает проект федерального бюджета и в первой половине августа передает его в Правительство РФ в виде проекта закона о федеральном бюджете.

Второй этап: рассмотрение проекта бюджета. Ежегодно составленный и согласованный проект федерального закона бюджета РФ Правительство РФ вносит на рассмотрение в Гос Думу. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период: 1) уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода; 2) утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета. Таким образом, в схеме трехлетнего бюджета каждый год происходит уточнение показателей всего планового периода (3 года) и утверждение показателей бюджета на очередной финансовый год (1 год). ГосДума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях.

Третий этап: утверждение проекта бюджета.

Принятый Гос Думой федеральный закон о фед.бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Сов Федер рассматривает его в течение 14 дней и голосуется на предмет его одобрения в целом.Одобренный Сов Фед ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Четвертый этап: исполнение бюджета. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает счета территориальных отделений в ЦБ РФ.

Наши рекомендации