Формирование региональной нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям
Наряду с федеральным уровнем регулирования лизинговых отношений, имеют место попытки принятия аналогичных по сфере действия нормативных документов регионального уровня. Целый ряд региональных законов по развитию и поддержке малого предпринимательства, принятых в 1995-1997 г.г., содержат формальные отсылки к лизингу как одной из возможных форм поддержки, при этом часто отождествляя последний с арендой с правом выкупа арендуемого имущества. Однако формальное и фрагментарное уточнение в законах не в состоянии создать на местах адекватную нормативную базу развития лизинговых услуг для малого бизнеса, что и служит одной из причин неудовлетворительного состояния этой составляющей внешней среды развития малого бизнеса.
В качестве позитивного примера можно указать на нормативное обеспечение развития лизинговых операций в г. Москве. В городе с 1993 г. действует Московская лизинговая компания (МЛК[48]). На оборудовании, поставленном при содействии МЛК как лизингодателя, работают ряд предприятий города, в частности, минипекарни, линии по разливу напитков, магазины, кафе и прочее. Сроки контрактов финансового лизинга составляют до 2-3 лет. МЛК приступила к лизингу автомобилей АМО «ЗИЛ» и с 1996г. заключает договоры по лизингу недвижимости. Для деятельности МЛК органами власти и управления города Москвы подготовлена соответствующая нормативная база.
Так, было принято Распоряжение Премьера Правительства Москвы «Об использовании промышленного потенциала города по обеспечению предприятий малого бизнеса производственными площадями и оборудованием» (№ 504-РП от 28 марта 1994 г.), в котором был зафиксирован ряд моментов, важных для развития организационно-правовых основ лизинговой деятельности в интересах малого предпринимательства. В частности, МЛК было предоставлено право размещения на договорной основе городского заказа по изготовлению оборудования для малого бизнеса приоритетных направлений деятельности на предприятиях города, имеющих долю государственной собственности г. Москвы в уставном капитале не менее 30%. Такая форма регулирования делает лизинг формой государственной поддержки не только малых, но и определенной группы крупных предприятий-поставщиков оборудования, передаваемого по лизингу.
Распоряжение закрепляло возможность использования лизинговых отношений с целью обеспечения малых предприятий производственными площадями и в целом - более эффективного использования свободных производственных площадей, находящихся в государственной собственности г. Москвы. Для решения этой задачи намечалось прежде всего создание банка данных о наличии свободных площадей на государственных промышленных предприятиях и в организациях государственной собственности г. Москвы для предоставления их на договорной основе в аренду под развитие приоритетных направлений малого бизнеса с согласия балансодержателей.
Важным в системе нормативных документов г. Москвы по развитию лизинговых отношений является то, что здесь четко выделяется компонент «поддержки» в отношении малых предприятий, в том числе с задействованием экономических ресурсов города как в виде бюджетных средств, так и в виде собственности Москвы как субъекта Федерации. В этом смысле показательно Распоряжение Премьера Правительства Москвы «Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества), являющегося собственностью города Москвы» № 101-РП от 6 февраля 1996 г. Документ наделяет Комитет по управлению имуществом города Москвы исключительным правом представлять интересы Правительства Москвы при передаче в лизинг оборудования (имущества) являющегося собственностью г. Москвы. В частности, определяется порядок использования в лизинговых отношениях (на основе конкурса лизингополучателей) имущества г. Москвы, закупленного за счет средств валютного фонда города. Документ допускает передачу объекта лизинга из государственной собственности города в собственность лизингополучателя по возмещении им в бюджет города средств, затраченные на приобретение данного оборудования (имущества). До перехода права собственности лизинговое имущество может оставаться на балансе МЛК или перейти на баланс лизингополучателя (в последнем случае он освобождается от уплаты налога на имущество). Авансовый платеж при заключении договора лизинга установлен в 6-10% от суммы сделки.
Используется право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу (до 3-х кратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной части основных фондов), что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3 годами, в течение которых происходит полное возмещение лизингового имущества и переход права собственности к лизингополучателю[49]. Имеют место также региональные льготы, ориентированные на лизинг отдельных видов имуществ[50].
В настоящее время МЛК при большой номенклатуре предлагаемого оборудования реализует лизинговые проекты стоимостью от двадцати-тридцати до нескольких сот тысяч долл. США. Вместе с тем, МЛК сохраняет достаточно жесткие условия доступа к лизинговым услугам, которые включают в себя не только экспертизу лизингового проекта и финансовой отчетности предприятия, но также его имущественного положения и, главное, предоставление гарантий. В качестве таких могут выступать:
· банковские гарантии (по перечню банков, согласованному с МЛК);
· залог высоколиквидных ценных бумаг;
· залог высоколиквидных объектов недвижимости;
· поручительство юридических лиц, имеющих устойчивое финансовое состояние;
· гарантия обратного выкупа оборудования поставщиком;
· гарантии Московского фонда поддержки МП.
По данным МЛК, объем потребности малых предприятий Москвы в оборудовании составляет в настоящее время примерно 2,5 млрд. долл. В течение 1994-1997 гг. в МЛК было зарегистрировано более 2 700 обращений, рассмотрено свыше 1 600 заявок от МП и проведена оценка 190 проектов. За счет кредитов правительства Москвы были подготовлены и реализованы 54 проекта по передаче оборудования в лизинг малым предприятиям на общую сумму более 300 млрд. руб.
Анализ финансовой структуры затрат на реализацию лизинговых проектов обнаруживает тенденцию к увеличению средней стоимости проекта: с 80 тыс. долларов. в 1994 г. до 260 тыс. долларов в 1996 г., а также к увеличению срока лизинга (в 1994 г. все проекты имели продолжительность до 1 года, сейчас 46% из них рассчитаны на срок до 3 лет). Размер процентной ставки МЛК в течение трех лет снижался в соответствии с изменением общеэкономической ситуации в России. В 1996 г. она составила 10-30% в рублях.
Защита лизинговой сделки обеспечивается совокупностью различных механизмов, включая правовое регулирование, а также анализом финансовых, управленческих, социальных и иных последствий принятия на себя обязательств по той или иной сделке. Обычной практикой для МЛК являются анализ развернутого бизнес-плана, изучение финансового состояния МП, инспекционные посещения малых предприятий для контроля за использованием оборудования. Для обеспечения арендных платежей в МЛК используют страховой залоговый платеж, осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества, в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи позволяют контролировать динамику поступлений и вовремя принимать необходимые меры. Отслеживается также финансовое состояние лизингополучателя по периодически предоставляемым им финансовым документам. В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель может вновь бесспорно вступить во владение имуществом (объектом лизинга) при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение определенного времени.
МЛК распространяет опыт лизинговой деятельности среди малых предприятий в различных регионах страны путем предоставления имеющихся методических материалов, организации и участия в проведении семинаров и конференций, выпуска ежемесячного журнала «Лизинг-ревю», создания информационно-методических лизинговых центров, региональных лизинговых компаний. Опыт МЛК свидетельствует о высокой эффективности лизинга как механизма поддержки МП. Прибыльность малых предприятий и соответственно прямая экономическая отдача от инвестиций лизинговой компании, выражаемая через рост налоговых отчислений в бюджет, а также социальный эффект за счет создания новых рабочих мест имеют большое значение для развития города. На оборудовании, полученном в лизинг у МЛК, сегодня производят продукты питания, строительные материалы, полиграфическую продукцию, оказывают медицинские, стоматологические, фотографические и другие услуги. В результате было создано около тысячи новых рабочих мест.[51]
Рассмотренные выше нормативные документы Правительства г. Москвы также легализовали предложения МЛК об организации лизинга малых предприятий «под ключ» по приоритетным для города направлениям развития малого и среднего предпринимательства в столице. Лизингом МП «под ключ» является сдача во временное пользование или долгосрочную аренду созданного арендодателем (при необходимости по согласованию с будущим арендатором) МП, всесторонне подготовленного к началу самостоятельной хозяйственной деятельности. В данном случае предметом лизинга (финансовой аренды) выступает целостный хозяйственный комплекс (основной капитал - продукт строительных работ - земля). Пока подобная форма лизинговых отношений но скорее, экспериментально-пилотный характер (достоверно известен только один реализованный проект), однако весьма перспективна для малых предприятий.
Состав имущественного комплекса малого предприятия, передаваемого в лизинг «под ключ», определяется договором с учетом специфики отрасли, функциональными задачами, возможностями арендатора и т. д. При этом минимальный набор имущественного комплекса включает в себя технологию и оборудование, производственные помещения и (или) земельные участки. Набор объектов лизинга в данной модели может быть дополнен также запасом сырья и материалов, «ноу-хау», а при необходимости - и заемными оборотными средствами. Указанная модель выходит за рамки законодательного образца финансового лизинга, по его объектам, в частности там, где это касается относительно продукции строительства и земли, что требует соответствующего развития нормативно-правовой базы лизинговых услуг. По окончании лизингового соглашения арендатор вправе выкупить малое предприятие по его остаточной стоимости. В данной модели в основу разработки проектных предложений по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства должны быть положены следующие принципы:
· совершенствование и углубление имущественной поддержки МП путем образования фонда нежилых помещений для размещения малых предприятий с оснащением необходимым оборудованием для их профессиональной деятельности и подготовки их к практическому использованию (передача малых предприятий «под ключ»);
· создание предпосылок по привлечению инвестиционных кредитов для реконструкции и строительства нежилых помещений на возвратной основе под гарантии бюджета города в целях увеличения числа малых предприятий, рабочих мест и эффективного использования (на принципах окупаемости) помещений.
Идеи развития практики лизинга малых предприятий «под ключ» получили развитие в Постановлении Правительства Москвы № 683 от 16 сентября 1997 г. «О проектных предложениях по развитию малого предпринимательства в «спальных» районах города Москвы». Документ устанавливает, что Московский городской комитет по управлению имуществом и/или Фонд имущества г. Москвы по согласованию с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы формируют список нежилых помещений и передают его МЛК. МЛК после получения списка нежилых помещений, предназначенных для использования в соответствии с условиями настоящего Положения, опубликовывает в средствах массовой информации и/или в специальных информационных бюллетенях: перечень нежилых помещений, перечень необходимых документов и требования к ним, условия конкурсного отбора, сроки представления заявок и проведения конкурса. Лизинговая компания проводит экспертизу и предварительный отбор представленных заявок. Заявки, получившие положительное заключение лизинговой компании, выносятся в конкурсную комиссию для принятия окончательного решения.
В соответствии с решением конкурсной комиссии МЛК:
· заключает договор с конечным пользователем и производит в соответствии с представленным им бизнес-планом инвестирование средств для подготовки нежилого помещения к производственному процессу, приобретает необходимые оборудование и материалы, производит монтажно-установочные работы и осуществляет передачу имущественного комплекса пользователю;
· заключает договор купли-продажи с Фондом имущества г. Москвы с рассрочкой платежей на каждое нежилое помещение, предназначенное для конкретного конечного пользователя, утвержденного конкурсной комиссией;
· при необходимости также заключается договор долговременной аренды соответствующего земельного участка.
В качестве еще одного примера, хоть и менее удачного, можно указать на попытки развития лизинговых отношений для малого бизнеса в Республике Коми. Здесь помимо регионального целевого закона (см.п.1 ст.11) действует еще ряд нормативных актов в области регулирования лизинговых услуг, в частности, «Положение о порядке проведения конкурсов на право получения в лизинг техники и оборудования с правом их последующего выкупа», утвержденное Указом Главы Республики Коми от 10 декабря 1997 г.№ 348.1.
Положение устанавливает, что к участию в конкурсе допускаются соискатели:
· осуществляющие свою деятельность в приоритетных для республики направлениях: производство товаров народного потребления, промышленной и сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; транспортные перевозки, связанные с заготовкой и реализацией сельхозпродукции; бытовые услуги населению; строительство и ремонт жилья; транспортное обслуживание розничной торговли на селе;
· имеющие стабильное финансовое положение, положительную структуру баланса;
· не имеющие просроченных задолженностей по кредитам банков и обязательным платежам в бюджет;
· своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе и другие необходимые документы и внесшие задаток. Победителями конкурса становятся соискатели, предложившие наибольший размер предварительного платежа, но не менее 30 процентов стоимости объекта лизинга.
Вместе с тем, имеющаяся информация позволяет заключить, что по причинам финансовых и организационных затруднений компания «Комилизинг» сегодня не ведет активной деятельности и не может рассматриваться как значимый фактор ускорения развития малого предпринимательства в регионе.
Ряд регионов России в своих документах по развитию малого предпринимательства также формулировали предложения по развитию лизинга в интересах малого бизнеса. Так в Программе Государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1996-1997 г.г. есть следующие пункты:
· подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, получаемую банками и другими кредитными учреждениями от предоставления ими кредитов хозяйствующим субъектам (лизингодателям) для приобретения имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
· подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, получаемую страховыми компаниями от операций страхования сделок лизинга;
· вывести из-под налогообложения часть прибыли специализированных лизинговых компаний (лизингодателей), направляемую на формирование фондов финансирования лизинговых операций, в части налога, зачисляемого в бюджет области;
· подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по освобождению специализированных лизинговых компаний (лизингодателей) от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, направляемую ими на погашение кредитов, получаемых для приобретения имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
· предоставление специализированным лизинговым компаниям (лизингодателям) целевых инвестиционных кредитов при осуществлении ими операций финансового лизинга в целях реализации региональной инвестиционной политики;
· в целях повышения коэффициента использования производственных мощностей и переструктурирования производства, развития малого предпринимательства, в соответствии с концепцией Программы информатизации Пермской области, во взаимодействии с учрежденной фондом имущества Пермской области, комитетом по управлению имуществом администрации области, областным управлением статистики, заинтересованными предприятиями и организациями необходимо создание банка данных по неиспользуемому оборудованию, простаивающим производственным и складским помещениям;
· в целях обеспечения малого предпринимательства производственно-технологической базой, а также реализации Государственной программы конверсии оборонной промышленности совместно с отделом координации промышленности и конверсии администрации области, при участии других заинтересованных органов власти, разработать концепцию использования лизинговых операций на конверсионных предприятиях. Производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади и оборудования для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать сеть субподрядных малых предприятий;
· совместно с Пермским территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, в соответствие п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 421 «О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций» разработать механизм использования лизинга при продаже имущества ликвидируемых предприятий-должников для поддержки субъектов малого предпринимательства.
Сказанное позволяет заключить:
· действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг федерального уровня не получает за единичным исключением необходимого развития и конкретизации на уровне субъектов РФ. Последнее особенно ущербно для интересов МП, т.к. только на региональном уровне нормотворчества возможно в полной мере учесть и реализовать регионально-особенные предпосылки и стимулы активного включения МП в сферу лизинговых отношений.
Последующие три раздела доклада, посвященные нормативно-правовому регулированию информационных услуг, консалтинга и обучения в сфере МП, несут в себе определенные отличия от регулирования лизинговых отношений и ряда других аспектов деятельности МП и практики их государственной поддержки. Это связано с тем, что:
· во всех трех рассматриваемых ниже сферах объектом деятельности является создание/движение особого «интеллектуального продукта», правовое регулирование которого всегда было более сложным, нежели производства и потребления вещественных благ;
· рассматриваемые ниже сферы деятельности в отношении МП тесно связаны и часто объединены друг с другом или логически и неразрывно следуют друг за другом (например, консалтинг и информационная поддержка - за обучением предпринимателей[52]).
Названные выше особенности трех элементов внешней среды развития малого предпринимательства предопределяют тесную взаимосвязь их институциональной и нормативно-правовой базы, включая ее практическое воздействие на сферу МП. Свидетельством этому может служить опыт реализации ряда проектов международной технической помощи российскому МП; проектов имевших «комплексный» характер и особенно тесно интегрированных по линии «обучение МП - консалтинг для МП». Еще одним свидетельством сказанного может служить и новая идея руководства ГКРП России о создании на местах Региональных центров поддержки предпринимательства (РЦПП), интегрирующих, в частности, процессы обучения, консалтинга и информационной поддержки малого предпринимательства во всех регионах России.