Анализ состояния внешней среды

Малого предпринимательства в России

(на примере шести пилотных регионов)

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….7

1. Общая характеристика, этапы разработки и основные результаты Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства в России……………………………….9

2. Государственная поддержка малого бизнеса в оценках предпринимателей…………………………………………….18

2.1. Общая характеристика выборки………………………...18

2.2. Удовлетворенность предпринимателей существующими условиями для бизнеса и влиянием на них со стороны государства……………………………………………….22

2.3. Востребованность организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса со стороны предпринимателей……………………………………….37

2.4. Оценка предпринимателями результативности государственной поддержки предпринимательства по отдельным направлениям……………………………….41

2.4.1. Результативность финансово-кредитной поддержки малого бизнеса…………………………41

2.4.2. Результативность нормативно-правовой поддержки малого бизнеса…………………………53

2.4.3. Результативность предоставления госзаказов малым предприятиям……………………………….60

2.4.4. Результативность мер, обеспечивающих взаимодействие малых предприятий с крупными промышленными предприятиями…………………64

2.4.5. Результативность мер по изменению системы учета и отчетности для субъектов малого бизнеса……………………………………………….66

2.4.6. Результативность мер по социальной защищенности и безопасности предпринимателей…………69

3. Эффективность Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства……………………………71

3.1. Общая оценка предпринимателями эффективности реализации Федеральных программ поддержки предпринимательства разных периодов разработки………...71

3.1.1. Степень знакомства предпринимателей с программами поддержки малого предпринимательства…………………………………….73

3.1.2. Оценка предпринимателями качества Федеральных программ поддержки малого предпринимательства……………………………….76

3.2. Оценка факторов, влияющих на эффективность государственной поддержки предпринимательства…...78

3.3. Оценка качества Федеральных программ как инструмента государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………79

3.3.1. Критерии оценки………………………………….79

3.3.2. Характеристики качества Федеральных программ поддержки, требующие улучшения………………..82

4. Направления повышения эффективности государственной поддержки предпринимательства…………………………….92

4.1. Выявление и учет интересов предпринимателей при формировании программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………….92

4.1.1. Актуальные потребности предпринимателей в сфере государственной поддержки их бизнеса……92

4.1.2. Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса по оценкам предпринимателей…………………………………103

4.1.3. Первоочередные задачи Федеральных программ поддержки малого и среднего бизнеса по оценкам предпринимателей…………………………………107

4.2. Повышение качества разрабатываемых Федеральных программ поддержки малого и среднего бизнеса……..115

4.2.1. Общие требования к структуре Федеральных программ поддержки МП………………………….115

4.2.2. Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса и его результаты в Федеральных программах поддержки МП……….119

4.2.3. Стратегическое планирование поддержки малого бизнеса……………………………………………...121

4.2.4. Планирование мер поддержки………………….123

4.2.5. Планирование ресурсного обеспечения программы………………………………………….125

4.2.6. Определение целей программы………………...127

4.2.7. Проектирование структуры и механизма управления программой…………………………...128

Заключение………………………………………………………..130

ПРИЛОЖЕНИЯ (таблицы распределения ответов респондентов)…………………………………………………….133

Сведения об организации………………………………………..167

Введение

Настоящее исследование было осуществлено автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультацион-ный центр «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, который решением Правительства России в настоящее время ликвидирован.

Между тем результаты исследования, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня, в условиях серьезной трансформации всей системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Именно поэтому мы сочли возможным опубликовать данную работу спустя 4 года после ее проведения.

Исследование посвящено одному из наиболее влиятельных факторов внешней среды – системе государственной поддержки и основному инструменту ее реализации, – Федеральным программам поддержки предпринимательства. К тому времени были разработаны и реализованы три Федеральных программы – 1994-95 г.г., 1996-97 г.г., 1998-99 г.г. и заканчивалась реализация четвертой – периода 2000-2001 г.г. Каждая из этих программ отражала особенности соответствующего периода становления сектора малого бизнеса и специфические задачи, которые ставило государство в эти периоды по созданию условий, наиболее благоприятных для развития предпринимательства.

В качестве целей настоящего исследования ставились оценка качества и результативности реализованных Федеральных программ поддержки малого бизнеса, выявление мнения предпринимателей об эффективности государственной поддержки малого бизнеса и о качестве Федеральных программ поддержки, об их влиянии на изменения в условиях и результатах деятельности малых предприятий.

Кроме того, анализ эмпирических данных, полученных в ходе анкетного опроса, позволил выявить позицию предпринимателей по таким существенным вопросам, как наиболее значимые для них в то время виды государственной поддержки; приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса вообще и на перспективу; субъективная оценка предпринимателями состояния государственной поддержки малого предпринимательства на их территории.

Анализ качества Федеральных программ как инструмента управления процессом поддержки малого бизнеса в России позволил выявить их основные недостатки и сформулировать предложения по повышению этого качества.

Исследование проводилось в 6 регионах России – Москве; Курской, Нижегородской, Новосибирской областях и областных центрах, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и области.

Результаты исследования могут быть использованы при непосредственной разработке и реализации программ поддержки предпринимательства в России (как бы они ни назывались: государственными, целевыми или ведомственными), а также при совершенствовании форм и методов этой работы.

1. Общая характеристика, этапы разработки
и основные результаты Федеральных
программ государственной поддержки
предпринимательства в России

За период с 1994 года по настоящее время было разработано четыре Федеральных программы госу­дарственной поддержки малого предпринимательства, из которых три реализованы полностью, а одна находится на стадии завершения.

В первой Программе на 1994-1995 гг. была предпринята попытка создать основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального и отраслевого уровня должна была привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.

Для этого Федеральной программой предусматривалось выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:

· формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

· совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;

· создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

· содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;

· производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;

· мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Программа содержала мероприятия, реализация которых на начальном этапе развития малого бизнеса считалась наиболее актуальной. Это меры по подготовке и повышению квалификации кадров малого предпринимательства; совершенствованию нормативно-правовой базы; развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей; сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм; переструктурированию производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом осво-бождающихся производственных площадей и оборудования. Ключевым моментом программы стала подпрограмма нормативно-правовой поддержки, ориен­тированная на принятие необходимых законодательных актов. Боль­шинство предусмотренных этой подпрограммой документов было подготовлено и принято, в их числе — закон РФ от 6 июня 1995 г. «О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Первая программа была ориентирована на мероприятия феде­рального уровня, обеспечивающие формирование базисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых, финансо­вых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкре­тизация этих мер с учетом реальных условий должна была осущест­вляться на региональном уровне с частичным финансированием из фе­дерального бюджета. С целью отработки отдельных элементов системы поддержки ма­лого предпринимательства на региональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальной апробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании и др.

Предполагалось, что для выполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. однако на финансиро-вание предусмотренных мер было фактически выделено всего 20-25 млрд. рублей, а сама программа была одобрена практически к концу срока ее реализации. В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось.

Вторая федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. разрабатывалась в период, когда появились первые признаки приближающегося оздоровления экономики и снижения инфляции.

В 1995 го­ду дей­ст­во­ва­ло око­ло 1 млн. ма­лых пред­при­ятий, чис­лен­ность за­ня­тых в ма­лом биз­не­се со­ста­ви­ла око­ло 9 млн. че­ло­век. Наи­бо­лее бы­ст­ры­ми тем­па­ми рос­ла чис­лен­ность лиц, за­ня­тых об­щей ком­мер­че­ской дея­тель­но­стью - в 19 раз, ком­мер­че­ской дея­тель­но­стью в сфе­ре тор­гов­ли и об­ще­ст­вен­но­го пи­та­ния - в 2,3 раза, в сфе­ре про­мыш­лен­но­сти и строи­тель­ст­ва - в 1,3 раза. Ди­на­ми­ка по­ка­за­те­лей раз­ви­тия ма­лых пред­при­ятий в от­дель­ных ре­гио­нах сви­де­тель­ст­вовала о вы­со­ком по­тен­циа­ле и жиз­не­спо­соб­но­сти это­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. Хотя в раз­ви­тии ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва со­хра­ня­л­ся и ряд не­га­тив­ных тен­ден­ций. Зна­чи­тель­ное чис­ло про­шед­ших ре­ги­ст­ра­цию пред­при­ятий ли­бо не при­сту­па­ли к хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, ли­бо вско­ре ли­к­ви­ди­ровались. Осо­бое бес­по­кой­ст­во вы­зы­ва­ли не­дос­та­точ­ные тем­пы раз­ви­тия ма­лых пред­при­ятий в про­мыш­лен­но­сти, строи­тель­ст­ве и ин­но­ва­ци­он­ной сфе­ре. В ря­де ре­гио­нов Рос­сии не уде­ля­лось долж­но­го вни­ма­ния и не ока­зы­ва­лось не­об­хо­ди­мой под­держ­ки раз­ви­тию ма­лых пред­при­ятий.

В это время ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти уси­ли­ли вни­ма­ние к про­бле­мам ин­сти­ту­цио­наль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на ус­ко­ре­ние раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Это на­шло от­ра­же­ние в ря­де за­ко­но­да­тель­ных ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, про­грамм­ных до­ку­мен­тов по уг­луб­ле­нию эко­но­ми­че­ских ре­форм. В этот пе­ри­од про­изош­ли не­ко­то­рые по­зи­тив­ные из­ме­не­ния так­же в об­лас­ти фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской и ин­фор­ма­ци­он­ной под­держ­ки рос­сий­ско­го ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, фор­ми­ро­ва­ния его ин­фра­струк­ту­ры. Были под­го­тов­ле­ны про­ек­ты фе­де­раль­ных за­ко­нов “О ли­зин­ге”, “О ли­цен­зи­ро­ва­нии от­дель­ных ви­дов дея­тель­но­сти”, “Об уп­ро­щен­ной сис­те­ме на­ло­го­об­ло­же­ния для субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва”.

Прак­ти­че­ски на­ча­ла дей­ст­во­вать еди­ная сис­те­ма под­держ­ки ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, вклю­чаю­щая в се­бя Го­су­дар­ст­вен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по под­держ­ке и раз­ви­тию ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, Фе­де­раль­ный фонд под­держ­ке ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ре­гио­наль­ные фон­ды и цен­тры под­держ­ки пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Осу­ще­ст­в­ля­лась фи­нан­со­вая под­держ­ка ма­лых пред­при­ятий за счет средств спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных фон­дов. Вводились льго­ты по ме­ст­ным на­ло­гом, вы­де­ля­лись сред­ст­ва из ме­ст­ных бюд­же­тов на соз­да­ние ин­фра­струк­ту­ры ма­ло­го биз­не­са. Были об­ра­зо­ва­ны и дей­ст­вовали агент­ст­ва под­держ­ки пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, учеб­но-де­ло­вые и ин­фор­ма­ци­он­ные цен­тры, биз­нес-ин­ку­ба­то­ры, юри­ди­че­ские, ау­ди­тор­ские и консалтинговые фир­мы, об­слу­жи­ваю­щие ма­лое пред­при­ни­ма­тель­ст­во.

Однако в этих благоприятных условиях новая программа не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении малого предпринимательства. В ней предполагалось для обес­пе­че­ния ус­той­чи­во­го раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в про­из­вод­ст­вен­ной, ин­но­ва­ци­он­ной и дру­гих сфе­рах эко­но­ми­ки продолжить дальнейшее углубление направлений, содержавшихся в предыдущей программе. Задачи программы были ориентированы, прежде всего, на соз­да­ние пра­во­вых, эко­но­ми­че­ских и ор­га­ни­за­ци­он­ных ус­ло­вий; це­ле­на­прав­лен­ное фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва; соз­да­ние но­вых ра­бо­чих мест, от­кры­тие и под­держ­ка ма­лых пред­при­ятий в про­из­вод­ст­вен­ной, ин­но­ва­ци­он­ной и со­ци­аль­ной сфе­рах для обес­пе­че­ния рын­ка то­ва­ра­ми и ус­лу­га­ми; под­дер­жа­ние де­ло­вой и ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти, раз­ви­тие кон­ку­рен­ции на рын­ке то­ва­ров и ус­луг; ини­ции­ро­ва­ние фи­нан­со­во- кре­дит­ных и ин­ве­сти­ци­он­ных ме­ха­низ­мов, по­иск но­вых ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пре­ж­де все­го за счет соб­ст­вен­ных воз­мож­но­стей эф­фек­тив­но раз­ви­ваю­щих­ся ма­лых пред­при­ятий; ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ти­по­вых эле­мен­тов ин­фра­струк­ту­ры, соз­дан­ных в рам­ках про­грамм­ных раз­ра­бо­ток в 1994-1995 го­дах.

Для отработки новых элементов инфраструктуры и механизмов поддержки МП была поставлена задача подготовить концепцию об­ществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого пред­принимательства в государственных инвестиционных программах. Предполагалось, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будет способствовать формированию необхо­димого стартового капитала для вновь создаваемых МП и преодоле­нию негативной тенденции ухода малого бизнеса от налогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсов намечалось формирование механизма предоставления государственных гарантий по целевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями малым предприятиям.

Наряду с преемственностью основных разделов во второй программе появились и относительно новые направления (научно-методическое обеспечение ориентировалось на обоснование стратегии и тактики развития малого предприниматель­ства с использованием мультипликативных эффектов при оказании поддержки на региональном и федеральном уровнях; особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных регионах).

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью Про­грам­мы яв­лялось бо­лее чет­кое раз­гра­ни­че­ние пол­но­мо­чий и от­вет­ст­вен­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ее субъ­ек­тов за ре­ше­ние во­про­сов под­держ­ки и ре­гу­ли­ро­ва­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва.

Предполагалось, что для финансирования программы в 1996г. потребуется 883 млрд. руб., из которых 707 млрд. должны были составить средства от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности. Финансирование региональных инвестиционных программ и проектов было в основном ориентировано на средства субъектов РФ, в т.ч. на внутренние резервы развивающихся финансовых институтов: фондов, компаний, банков и самых МП. Кроме того, намечалось привлечение средств международных финансовых организаций, а. также финансовых ресурсов по линии технической помощи.

Разработчики программы оценивали результа­тивность мероприятий, предусмотренных ею, следующим образом: обеспечение роста числа МП в 1,5-2 раза с тем, чтобы количество их к концу 1997 г. составило 2-2,5 млн.; соз­да­ние око­ло 1 млн. но­вых ра­бо­чих мест; на­сы­ще­ние то­вар­но­го рын­ка кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми оте­че­ст­вен­ны­ми то­ва­ра­ми и ус­лу­га­ми.

Однако, нечеткая согласованность действий исполнителей, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы, влияние ряда негативных факторов и недостаток ресурсов фактически позволили выполнить Программу 1996-1997 гг. только наполовину. По оценкам из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 53%, частично выполнено 25% и не выполнено - 22% мероприятий.

Разработка третьей федеральной про­граммы государст-венной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. осуществлялась в условиях, когда поддержка малого бизнеса была определена как один из ба­зовых элементов институциональных преобразований в программе правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и эконо­мический рост», имелись благоприятные возможности для выработки новых подходов к государственной политике в этой области.

Цель Программы формулировалась как создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагалось решить следующие задачи: преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых пред-приятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Программа предусматривала реализацию мероприятий по трем основным направлениям.

Первое направление должно было обеспечивать: формирование пакета нормативно-законодательных актов, включая предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, допуск малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; качество, безопасность и конкуренто-способность товаров и услуг, производимых малыми предприя-тиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предпри-ятий; защиту от рэкета; преодоление административных барьеров.

Второе направление предполагало формирование региональных центров поддержки предпринимательства (далее - РЦПП) на базе существующих структур, чтобы обеспечить широкий спектр услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансовые, информационные, консалтинговые, по стандартиза-ции и иные. Было также предусмотрено создание информацион-ной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического, делового характера: о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии на рынке.

Третье направление было ориентировано на создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривалось проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера (на федеральном уровне), а также организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов поддержки малого предпринимательства (в рамках РЦПП).

В рамках механизма управления реализацией Программы предусматривалась система контроля: ГКРП России и Федеральная служба казначейства Минфина России.

Запланированный объем средств на реализацию Программы в 1998 году составлял 100 млн. рублей из федерального бюджета; средства ФСМПНТС на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно-технических проектов - 20 млн. рублей в 1998 году и 25 млн. рублей - в 1999 году; средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан - 80 млн. рублей в 1998 году; средства ФФПМП - 14 млн. рублей в 1998 году и 16 млн. рублей - в 1999 году.

Реализация мероприятий Программы в целом на начало 2000 года, согласно ожиданиям разработчиков, должна была позлить: увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 13,5-14,5 млн. человек и число малых предприятий - до 900-950 тысяч, создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах); расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота; увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13-14%.

С учетом развития системы поддержки малого предпринимательства и преемственности по отношению к ранее выполнявшимся программам основной целью Федеральной программы на 2000-2001 гг. является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Федеральная программа включает в себя шесть разделов, отражающих приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

· нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия по совер-шенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства);

· развитие прогрессивных финансовых технологий (определяет меры по развитию прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов, в том числе создание специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и микрокредитования);

· реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства (определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых в 2000 – 2001 гг. должно стимулироваться развитие малого предпринимательства, в том числе агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационный сервис, инновационная сфера, общественное питание и сфера услуг);

· повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем (повышение эффективности существующей институциональной системы, мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействие информационных систем обеспечения малого предпринимательства);

· научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

· международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Финансирование реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2000 году предусмотрено Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” от 25 декабря 2000 г. размере 50 млн. рублей за счет превышения доходов над учтенными Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год”. В 2001 году финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляется в полном соответствии с объемами бюджетных ассигнований, установленными Федеральной программой на основании Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” от 27 декабря 2000 г. в размере 90 млн. рублей.

По данным Госкомстата России, на начало 2001 года в России было зарегистрировано около 876 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.

Численность занятых на малых предприятиях включая все категории работников, по итогам 2001 года, составила 7,5 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,5 млн. человек. Это в общем количестве экономически активного населения составляет

Анализ состояния внешней среды - student2.ru 2. Государственная поддержка малого бизнеса
в оценках предпринимателеЙ

Сегодня вряд ли кто-либо будет оспаривать мнение, что государственная политика в отношении предпринимательства будет эффективна, если сможет обеспечить увязку целей и интересов государства и самого бизнеса. Для того, чтобы оценить существующее состояние государственной поддержки предпринимательства, ее эффективность, необходимо. прежде всего учесть это обстоятельство, а именно, насколько совпадает ее общая ориентация с внутренними потребностями и логикой развития сектора малого и среднего бизнеса, с ожиданиями предпринимателей в отношении государственной поддержки.

В соответствии с этой позицией в ходе исследования проводилось выявление мнений и запросов предпринимателей к государственной поддержке малого бизнеса, их оценки уже реализованных программ поддержки. Анкетный опрос позволил получить ответы представителей малого бизнеса на вопросы, характеризующие общую результативность государственной поддержки малого бизнеса, доступность и качество отдельных направлений поддержки, которые будут освещены в настоящем разделе.

Наши рекомендации