Глава об оказании уважения родственникам посланника Аллаха (С) и о разъяснении их достоинства.
Сказал Аллах Всевышний: Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением (33:33).Сказал Всевышний: А кто почитает отмеченных для Аллаха...ведь они от богобоязненности сердец (22:33/32).
346 - Йазид бин Хаййан рассказал: Отправились мы с Хусайном бин Сабара и ‘Амром бин Муслимом к Зайду бин Аркаму (Р). И когда мы сидели у него, Хусайн сказал ему: О Зайд, (в своей жизни) ты встретил много доброго. Ты видел Посланника Аллаха (С), слышал его речь, воевал вместе с ним и молился позади него. О Зайд, ты встретил много доброго! Расскажи же нам, о Зайд, что слышал ты от Посланника постарел и забыл кое-что из того, что помнил из (слов) Посланника Аллаха (С), И что расскажу я вам, то принимайте на веру, а что - нет, то не вменяйте мне. Затем он сказал: В один из дней Посланник Аллаха (С) произносил нам проповедь у источника, называемого Хумм между Меккой н Мединой. Он восславил Аллаха, возблагодарил его, он поучал и наставлял [нас], а затем сказал: И еще. О люди! Я - смертный, и очень скоро Посланник Аллаха предстанет перед Господом своим, и я буду держать ответ. И я оставлю вам две драгоценности: первая из них - Книга Аллаха, и в ней - руководство и свет. Следуйте же Книге Аллаха и придерживайтесь ее. И он побуждал [следовать] Книге Аллаха и прельщал ею, а затем сказал: И люди дома моего, я напоминаю вам об Аллахе людьми дома моего, я напоминаю вам об Аллахе людьми дома моего. И тогда Хусайн спросил его: А кто люди дома его, о Зайд? Женщины его - не люди они дома его? И он ответил: Женщины его - из числа людей дома его. Вообще, люди дома его - те, кому после него заповедана милостыня. Он спросил: А кто они? Тот сказал: Это - семья ‘Али, семья ‘Акила, семья Джа’фара, семья ‘Аббаса. Он спросил: Всем ли заповедана милостыня? Он ответил: Да. Это поведал Муслим.
В одном из рассказов:. Истинно, я оставляю вам две драгоценности: одна из них - Книга Аллаха, и это - вервь Аллаха, кто держится за нее, у того есть руководство, а кто оставил ее - тот отклонился от пути.
Глава об уважении к ученым мужам, к знатным и достойным людям, об их приоритете перед другими, о возвышении места, где они сидят, и о разъяснении их положения.
Сказал Аллах Всевышний: Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?" Поистине, вспоминают обладатели ума! (39:12/9).
348 - Абу Мас’уд ‘Укба бин ‘Амр ал-Бадари ал-Ансари (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) сказал: На молитве впереди людей стоит тот, кто лучше других читает Книгу Аллаха, а если они читают одинаково, то - тот, кто лучше других читает сунну, а если они равны в [знании] сунны, то - тот, у кого первенство в хиджре, если и в отношении хиджры они равны, то тот, кто превосходит других в возрасте. И пусть человек не [пытается] встать впереди другого в том, в чем тот властен, и пусть не садится в доме на почтенное место, разве что по его разрешению. Это поведал Муслим.
В его рассказе: Кто превосходит других в благодати’’ - вместо "в возрасте", т. е в исламе. В одном из рассказов: [На молитве] впереди людей стоит тот, кто лучше других читает Книгу Аллаха, превосходит их вчтении’ если же он) читают одинаково [хорошо),то впереди стоит тот, у кого первенство в отношении хиджры, а если н в отношении хиджры они равны, то впереди стоит самый старший из них.
Под словами "би-султанихи" подразумевается то, над чем он властен, или положение, предназначенное (именно] для него. "Так-риматуху" с фатхой над "та’" и касрой под "ра’". Это то, что имеется в единственном числе - постель, кровать или подобное этому.
352 --Джабир (Р) передал, что Пророк (С) (приказал) поместить двоих из убитых в одном [месте], то есть в могиле, а затем спросил: Кто из них двоих больше помнил из Корана? И когда ему указали на одного из них, он [распорядился] похоронить его первым. Это рассказал ал-Бухари.
354 - Абу Муса (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Почитание Аллаха Всевышнего - это уважение к пожилому мусульманину, и к тому, кто имеет Коран, не исключая тех, кто не проявляет чрезмерность по отношению к нему н тех, кто чуждается его, и уважение к тому, кто правит справедливо. Верный хадис, его пересказал Абу Давуд.
355 - ‘Амр бин Шу’айб, со слов его отца со слов его деда (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Нет среди нас такого, кто бы не уважал наших малых, и не признавал достоинство наших старых. Верный хадис, его пересказал Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: Хороший, верный хадис.
В рассказе же Абу Давуда - право наших старых.