Глава 47. О необходимости уважения имен Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этой главе обращается внимание на этикет, который приверженец единобожия обязан соблюдать при обращении к Великому и Могучему Аллаху в мыслях и на словах. В некоторых случаях соблюдение этого этикета и уважения является желательным, а в некоторых случаях – обязательным. Уважать имена и качества Аллаха необходимо также для того, чтобы ими не нарекался и не характеризовался никто, кроме Него.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Абу Шурейх рассказывал, что ему дали прозвище Абу аль-Хакам (“наилучший судья”; букв. “отец судьи”), и однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Воистину, только Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит вся власть». Абу Шурейх сказал: «Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны». Он сказал: «Это прекрасно! А есть ли у тебя сыновья?» Тот ответил: «Шурейх, Муслим и ‘Абдуллах». Он спросил: «А кто из них старший?» Он ответил: «Шурейх». Он сказал: «Тогда ты – Абу Шурейх (“отец Шурейха”)». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. [Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Арабское слово “хакам”, означающее “судья”, принадлежит к именам Великого и Могучего Аллаха, который не родил и не был рожден. Поэтому прозвище “абу аль-хакам”, означающее “отец судьи”, является неподобающим. С другой стороны, оно означает “наилучший судья”, т.е. судья, достигший совершенства в разрешении споров между препирающимися сторонами. Называть таким образом можно того, кто обладает действительной законодательной властью, а им является только Великий и Могучий Аллах. Человек может быть судьей во второстепенном понимании этого слова. Вот почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не одобрил это прозвище и сказал: «Воистину, только Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит вся власть». Это значит, что вся законодательная власть принадлежит одному Аллаху, и поэтому арабское слово “хакам”, подчеркивающее обладание всеми качествами судьи в полной мере, может относиться только к Великому и Могучему Аллаху. Тогда мужчина объяснил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, почему люди называли его таким образом, и сказал: Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это прекрасно!» Мирное разрешение споров между препирающимися сторонами прекрасно, но разрешал ли этот человек споры на основании шариата? Или же он опирался на свое собственное мнение? Конечно же, он опирался на свое собственное мнение, и мы говорим, что из уважения к Аллаху человека нельзя называть судьей, если он не судит людей по законам Великого и Могучего Аллаха. Если же он поступает таким образом, то его можно называть таким образом в широком смысле этого слова. В этом нет ничего плохого, потому что Аллах назвал судьями тех, кто судит по мусульманскому шариату.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Ал­лаха и запрещение присваивать их людям, даже если в этом нет специального умысла.

2. Смена своего имени ради этого.

3. Выбор имени старшего сына для прозвища отца.

___________________________________________

Глава 48. О том, кто издевался над чем-либо, в чем есть упоминание Аллаха или над Кораном или (над) посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Единобожие требует от человека покорности Аллаху, повиновения Ему словом и делом и почтительного отношения к Нему, и поэтому насмешки над поминанием Аллаха, Кораном или Посланником, мир ему и благословение Аллаха, несовместимо с подлинным единобожием. Они являются противоположностью почтительного отношения к Аллаху, разрушают единобожие и являются величайшим неверием, но при определенном условии, т.е. если человек глумится или насмехается над Аллахом, Его Посланником или Кораном. Это правило не всегда распространяется на тех, кто глумится над религией, потому что этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. Если человек насмехается над Исламом, то он совершает неверие. Если же он ругает религию, проклинает ее или насмехается над ней, но не имеет в виду мусульманскую веру, то его поступок не относится к насмешкам над Аллахом, Его Посланником и Кораном.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»Ат-Тауба 9:65-66.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этом аяте говорится о тех, кто насмехается над Аллахом, Его Посланником и знамениями Аллаха. Под этими знамениями подразумеваются коранические аяты. И если человек насмехается над ними, то он является неверующим, и оправдание его поступка тем, что он хотел лишь позабавиться и пошутить, совершенно бесполезны. Такой человек является самым настоящим неверующим. Этот аят был ниспослан по поводу лицемеров. Что же касается истинных приверженцев единобожия, то они никогда не позволят себе насмехаться над такими вещами.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Ибн ‘Умар, Мухаммад ибн Кааб, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: “Не видывали мы более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. Он имел в виду Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: “Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха!”. После этого Ауф отправился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы обо всем ему рассказать. Однако придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы извиниться, он уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О Посланник Аллаха, мы просто болтали и беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Ибн ‘Умар рассказывал: “Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто болтали и забавлялись...” Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему только: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». (Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис).

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.

2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.

3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.

5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.

___________________________________________

Наши рекомендации