Понятие и сущность управления с позиций современных наук

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

3.Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Основная задача – разработка универсальных принципов. Выделил 14 принципов управления: разделение труда – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях за счет сокращения числа циклов; неотъемленность власти и ответственности – право отдавать приказ и отвечать за результат его исполнения; дисциплина – обязательно для работников всех уровней. Справедливое применение всех санкций; единоначалие – т е единство распоряжения; единство направления – каждая группа должна быть объединена едиными целями и планами; подчиненность; вознаграждение персонала по справедливости; централизация, уравновешенная децентрализация; иерархия; все должно быть на своих местах; справедливость; стабильность; инициативность; корпоративный дух. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности. Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

4.2Модель «самообучающейся организации».сам орг - это группа людей, которая постоянно стремится развивать свои способности, чтобы самим сформировать свое будущее.В сам орг должны присутствовать 5 важнейших компонентов. Первый - это совершенствование личности. Чтобы орг могла расти, выживать, добиваться успеха и обучаться, необходимы известные нам компетенции, навыки управления, но это еще не все. Для истинного обучения необходимо так же расти духовно, то есть быть открытым постоянно меняющемся миру - и жить, стремясь творить, а не выполнять работу механически. Здесь два основных момента: постоянно учится ясному видению окружающей реальности и учится делать выводы из разницы между реальностью и своим видением. Этот разрыв делает возможным творческое напряжение, которое делает возможным обучение. Второй компонент - интеллектуальные модели - тесно связан с совершенствованием личности. Это основные ценности и принципы, которые определяют деятельность организации. Третий компонент - это общее видение. Общее и личное видение должно перекрываться. Общее видение должно быть создано только на основе личного в результате общей работы сотрудников организации. Общее видение появляется тогда, когда задачи, определяемые этим видением, больше не рассматриваются членами организации как нечто отдельное для себя. Четвертый - групповое обучение. Эта дисциплина включает в себя навыки ведения диалога и дискуссии. Эти два вида навыков взаимно дополняют друг друга, но извлечь выгоду из комбинации можно извлечь лишь в том случае, если они будут разделены. Большинству коллективов не хватает умения различать их и осознанно переходить от одного к другому. Пятый - это системное мышление - то есть осознание того, что все взаимосвязано. Организации - это сложные системы с различными моделями, связями и взаимозависимостью. Руководители, которые хорошо понимают характер систем, имеют больше шансов заметить повторяющиеся тенденции, такие, как сохранение определенных проблем или то, что системы имеют свои собственные внутренние ограничители роста.

Для традиционной организации превращение в самообучающуюся организацию представляет собой огромную проблему. В самообучающихся организациях руководители - это не контролеры и надсмотрщики, а скорее исследователи и конструкторы. Руководители обязаны поощрять служащих к тому, чтобы они были открыты новым идеям, откровенно общались друг с другом, хорошо понимали, как функционируют их компании, создавали коллективные ценности и вместе работали для достижения цели. Этого сложно добиться и этому не учились большинство менеджеров.

5.Школа эмпирического анализа П.Друкера, Н. Акоффа.В процессе развития управленческой мысли произо­шел поворот к практике управления.Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса Главным направлением исследований в эмпирической школе яв­ляется изучение содержания труда и функций руководителей. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями: 1)менеджер должен создать из имеющихся разно­родных ресурсов подлинно целое единство; 2) каж­дое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.У представителей эмпирической школы сложились и свои взгля­ды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что не­зависимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет сле­дующие главные функции: определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия; классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров; использование меры поощрения и принуждения для стимулиро­вания и координации деятельности работников, установление конт­роля на основе постоянных связей между руководителями и подчи­ненными; установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа; мотивация работников в зависимости от результатов их деятель­ности. Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный ха­рактер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных на­ук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практиче­ские приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов: стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем при­ступить к коммуникации; проанализируйте подлинную цель каждого сообщения; принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение; планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами; обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них; следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие коррек­тирующие меры; устанавливайте коммуникации не только для достижения бли­жайших целей, но и перспективных; убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сооб­щения; стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старай­тесь понять сами. Будьте хорошим слушателем. Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и та­кие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распрост­ранение получила одна из рекомендаций школы - целевое управле­ние, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер.

Наши рекомендации