Предшественники научной управленческой мысли 18-9вв

Центром упр мысли в период 18-19в становиться Англия Наибольшее влияние оказали А.Смит, Маршалл, Вебер, Маркс В сфере их интересов лежали общ устройство,образование гос-ва, формы разделения труда, основы рыночных отношений. Теории предшеств науч менед обусловлены специфическими современными им эк условиями(рост и развитие пром пр-ва, формирование тов-денеж отношений) Круг их исследований – поиск факторов эффективности, разработка эк теорий, анализ социального общества, повышение производительности труда. Рост пром производства требовал все большего числа рабочей силы, население перебиралось в города, росло число крупных городов. Все это явилось причиной ухудшения условий жизни и труда рабочих. В этот период проводилось много экспериментов, исследований на заводах с целью повышения производительности труда, эффективности производства; развивались различные общ теории. На предпр разрабатывался контроль за операциями, исследования затрат времени и движений на операцию, упр финансами и техникой, планирование и эффективность произ

7.2Теория «человеческих отношений» Э.Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А.Маслоу, Д.Макгрегора, Ф. Герцберга. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность школы научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Элтона Мэйо можно назвать самыми крупным авторитететом в развитии школы человеческих отношений в управлении. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. эксперименты Э. Мейо продемонстрировали значимость мотивации. Он сделал два больших открытия: во-первых, что групповая динамика больше влияет на продуктивность труда, чем физические условия работы; во-вторых, что группа подчиняется неписаным правилам, ею же установленным, даже в очень регламентированной трудовой среде. В результате был сделан вывод, что отношение к персоналу намного важнее физических условий, в которых он работает. Э. Мейо утверждал, что социальный мир взрослых людей очень сложен и ориентирован, в основном, на работу. Он говорил, что жалоба — это не реакция на конкретный факт, а симптом общего недовольства. Неформальные группы на рабочих местах обычно становятся решающей силой. Сотрудничество в команде не возникает само по себе, его следует планировать и развивать. А. Маслоу — самый оригинальный теоретик мотивации XX века. Его знаменитую иерархию потребностей можно представить так: Потребности в самоактуализации; Потребности в самоуважении; Потребности в аффилиации; Потребности в безопасности; Физиологические потребности. Д. Мак-Грегор (1906-1964): теория лидерства и стиля управления. Теория Х и У. Двухфакторная теория Гер. На удовлетворенность работой влияют: трудовые успехи; признание заслуг сослуживцами и руководством;

степень ответственности; продвижение по службе; возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «активными мотиваторами». По мнению Херцберга, наличие активных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы: способ управления; политика организации и администрация; условия труда; межличностные отношения на рабочем месте; заработок; неуверенность в стабильности работы; влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «пассивные факторы», или «гигиенических» факторов. Сами по себе пассивные факторы мотивацию не повышают, но их отсутствие приводит к снижению.

8.2 Теория научного управления Ф.Гилберетта, Л.Гилберетта, Г. Эмерсон, Г.Ганнт. Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Лилиан и Френк Гилберты. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр. С помощью метода стоп-кадров им удалось выявить и описать 17 основных движений кисти руки и их продолжительность, что позволило найти возможность устранить те из них, которые при выполнении стандартных действий на обычном оборудовании были лишними, непродуктивными. Гилберты направили свои исследования на поиск наиболее оптимального режима работы с целью снижения усталости рабочих, разрабатывали удобную комплектацию, стулья, внедряли постоянные периоды отдыха. Френк Гилберт стремился повысить производительность за счет сокращения лишних движений, снижения усталости и был более заинтересован в благосостоянии рабочих. Генри Лоуренс Гантт — американский инженер, консультант в области управления и промышленности. Гантт работал над системой оплаты труда, однако, в отличие от Ф. Тейлора, он считает необходимым при расчете премиальных учитывать все реальные нужды рабочих. Гантт разработал систему мотивации для мастера, основанную на зависимости премии мастера от результатов работы его подчиненных. В 1903 г. Гантт предлагает методику учета производственных потоков (планируемые и фактические объемы выпуска) путем построения графиков — гистограмм. Графики строятся «на человека» и «на работу». В них учитываются две составляющие: запланированная и фактически выполненная работа; объем работы, подлежащий выполнению и фактически выполненный. Гантт был автором системы полной почасовой оплаты, при которой рабочий получает дополнительную плату за сокращение нормы времени или срока выполнения работы на основе установленной шкалы. Г. Гантт по праву признается основателем календарного и оперативного планирования. Инженер-механик Г. Эмерсон придавал большое значение стандартизации. Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в работе «12 принципов эффективности» (1913 г.): точно поставленные идеалы или цели, на достижение которых работают все руководители и их подчиненные; здравый смысл. Немедленная прибыль в ущерб будущей, неоправданная непроизводительная организация. Необходимо рассматривать каждый процесс с позиций будущей, а не сиюминутной выгоды; компетентная консультация, т.е. необходимость в крупном промышленном предприятии иметь специалистов-консультантов по всем ключевым вопросам; дисциплина. Организация важнее отдельного человека; необходимо установить общие правила поведения, обязательные для всех; справедливое отношение к персоналу — точное соответствие работника своей работе, оплата в соответствии с трудом, нормализация условий труда и охрана труда; быстрый, надежный, полный, постоянный учет, необходимый для получения оперативных сведений; диспетчирование, т.е. планирование и регулирование деятельности; нормы и расписание. Установление расписания, стандартов и графиков работы с целью поддержания производительности; нормализация (стандартизация) условий. Нормализация заключается в приспособлении к неизменяемым условиям или изменении условий. Одним из элементов нормализации условия являются технические усовершенствования; научное нормирование операций. Между поставленной целью и результатом существует множество действий, которые должны быть нормированы и определены, т.е. необходимо установление времени и последовательности выполнения операций; письменные стандартные инструкции, т.е. четкое определение традиционных, наиболее успешных правил работы, спецификации; вознаграждение за производительность. Рабочие должны получать вознаграждение за производительность.

9.кодекс поведения менеджера. Корпоративная социальная ответственность. корпоративная социальная ответственность - это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают в это понятие следующие виды ответственности: 1. Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. В отраслях, характеризующихся интенсивной конкуренцией, отношения с партнерами, например, поставщиками, а в некоторых случаях даже с конкурентами, могут иметь решающее значение для достижения преимущества. В результате развития долгосрочных отношений и работы в тесном сотрудничестве с партнерами по бизнесу компаниямудается сократить объем затрат, а также повысить качество.Отбор поставщиков уже не проводится исключительно на основе конкурентных заявок. Нужно учиться рассматривать своих основных поставщиков как истинных партнеров по бизнесу: предлагать разумные цены и условия, чтобы обеспечить рентабельность их работы и даже привлекать поставщиков к процессу разработки новой продукции. Вместо того, чтобы добиваться наиболее низких цен, желательно стремиться к установлению справедливого их уровня. В обмен на это можно настаивать на высоком качестве и надежности поставок.2. Ответственность в отношении потребителей. Вполне логично, что компания должна быть ответственной перед потребителями, ведь именно они приносят деньги. В рыночной экономике основное отличие добивающейся успеха компании - это обычай думать в первую очередь о потребителе. Успешно работающие компании строят длительные отношения с клиентами за счет концентрации своего внимания на их нуждах и обеспечения высокого качества работы с ними. Это означает взгляд на вещи с точки зрения клиента во всех видах деятельности: исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в работе по продаже и маркетингу.При переориентации на нужды клиентов часто появляется сомнение: действительно ли это все окупается - траты времени и денег на клиентов? Опыт показывает, что компании, которые интересы и потребности покупателей не считают затратами, а также обеспечивают качество, надежность товаров и услуг, работают со значительно большей выгодой. Бывает, что этот выигрыш - всего несколько лишних процентов, добавляющихся к норме прибыли. Но зато чем меньше дефектов и недоработок в выпускаемом товаре или оказываемых услугах, тем меньше переделок, и соответственно тратится меньше материалов, времени работников и руководителей и т.д.

10. Классическая теория менеджмента: Слоун, Муни, Рейли, Урвик, Л. Гьюлик. Разработка общих принципов управления организацией.Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эф организация - это система, построенная на строго формальных принципах. С помощью такой логической системы Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом: принцип, процесс, результат, принцип координации, власть, или координация осуществление координации, эффект координации, лидерство, делегирование, функциональный результат.
Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает координация. Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Но для того чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями или властью. Их вклад в развитие менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации. Лютер Гьюлик и ЛиндаллУрвик .Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций. Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей - самый неперспективный путь, полагает Урвик. Второй важный элемент эффективной администрации - принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. «Классическая школа» первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике.Принцип департаментализации (создания новых подразделений - департаментов) тесно связан с принципом разделения власти, который требовал, чтобы каждому подразделению выделялась конкретная область (тематика, круг задач), где он бы обладал исключительной властью.Другой принцип, игравший важную роль в «синтетической» теории, получил название диапазона контроля. Гьюлик считал, что если работа разнообразна по содержанию и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить небольшим числом людей. Значение работ Гьюлика и Урвика состоит в том, что они смогли соединить в единое целое подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнали друг к другу различные принципы управлении. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия.

11. Понятие и эволюция предпринимательских структур.Основа становления предпринимательства в Древнем Египте является развитое ремесленное производство и необходимость обмена товарами. Центры предпринимательской деятельности были ремесленные мастерские. Факторы, способствующие развитию предпринимательства: - выгодное географическое положение; - благоприятные климатические условия. Бурное развитие торговли сопровождалось ростом судостроения и связанных с ним ремесел. Крупнейшим торговым полисом к V веке до н.э. стал город Афины, торговавший с государствами Северной Африки, Западной Азии. В Греции развивались товарно-денежные отношения – весьма необычное явление для древности.
Основа становления предпринимательства в Древнем Риме является развитие товарного производства и установление товарных отношений. Римские предприниматели впервые начали ориентировать свою деятельность на потребительский спрос, находить новые способы и пути его удовлетворения. Основные виды продукции, выпускаемой римскими предпринимателями:предметы широкого потребления, строительные материалы, кузнечные изделия, одежда для рабов. Формы предпринимательства в Древнем Риме: - получение дохода от сдачи собственности в аренду.- торговля товарами собственного производства.
К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров, а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Кантильон подчеркивал, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего и связана исключительно с несением бремени риска. У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий. К.Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. В марксистской классовой теории не отводилось места предпринимательству как отдельной социальной группе (классу), Самой популярной базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепцияЙ.Шумпетера, Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.
Понятие пред структуры предусматривает осуществление пред деятельности, субъектом которой выступает предприниматель, а объектом – процессы производства, распределения, обмена и потребления мат благ. В процессе всей истории эволюции пред-ва предпринимательские структуры меняли свою орг форму, размеры, выстраивали свою деятельность на основе различных факторов эффективности.

12.Понятие формальной и неформальной организации. Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства. Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы – члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом.
Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда. большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп. Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. В организации существует три основных типа формальных групп:
группы руководителей; производственные группы; комитеты. чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана она становится также и социальной средой, где правила взаимодействия людей формируются отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество других объединений - неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

13. Первый период развития управленческой мысли(Древний мир). Отличительной чертой эк и управленческой мысли в Др.мире является то, что ее носители – философы и мыслители, которые разрабатывали концепции, внедряли в повседневную жизнь. Поэтому большое значение в теории управления придавалось вопросам этики и морали. Античные воззрения относительно экономики, ведения хозяйства и управления относились к управлению государством. Основные древние цивилизации, которые внесли вклад в развитие управленческой мысли:Др греция, Римская Империя, Вавилония, ДрЕгипет, ДрВосток. Основные мыслители – Фалес, Платон, Аристотель. Платон – модель идеального общества. Высшее сословие – управляющие аристократы и охраняющие гос-во стражи. К частной соб Платон относился отрицательно. В Др.Греции тов-ден отношения осуществлялись по оределенным правилам. Аристотель предложил принцип «прапорциональной зависимости»: каждому в общественных и тов-ден воздается пропорционально его деятельности. Этика деловых отношений Аристотеля говорит: рынок и обмен должны строиться на оказании взаимных услуг. Услуга должна оплачиваться услугой. В отличии от Платона, Аристотель выступал за частную соб, однако указав ее использование в общих интересах. власть лучшего меньшинства, заботящегося об обществе. Аристотель также утверждает необходимость разделения труда на умственный и физический. Можно сказать, что Аристотелю (как и Платону) принадлежит идея разделения труда, вытекающая из модели государственного устройства.Ксенофонт (430–354 до н.э.) предложил следующие идеи относительно социально-экономических отношений: разделение труда на умственный и физический, у более простого труда может быть более высокая производительность, всякий товар имеет полезные свойства и может быть обменен на другой товарВ упоминаемом уже трактате «Домострой или Ойкономика» Ксе-нофонт рассматривал проблемы эффективного управления домашним хозяйством, сравнивал успешных и нерадивых хозяев. Земледелие провозглашалось почетным занятием, в отличие от ремесленничества, считавшимся недостойным для свободных людей. Одним из величайших древнеримских философов является Марк Туллий Цицерон (106 до н.э. — 43 до.н.э.). В своем образе идеального государственного устройства Цицерон говорит о том, что необхдимо равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий между законодательной и исполнительной властью, при соблюдении основных прав граждан — права избирать и свободы выбора. Итак, первый период развития управленческой мысли характеризуется развитием первых экономических и управленческих теорий, разработкой основ регулирования товарно-денежных отношений, обменных операций, оплаты труда, теорий эффективного управления и руководства хозяйством. Приоритетной сферой деятельности считается земледелие и сельское хозяйство, которое создает добавленную стоимость и тем самым приносит доход землевладельцу. Особое внимание уделялось этике и морали ведения дел, философии, партисипативному управлению и мотивации работников.

14.=7.

15.Второй период развития управленческой мысли (Средневековье и Эпоха Возрождепния). Данный период развития управленческой мысли характеризуется зарождением и становлением феодализма и изменением производственных отношений — от использования рабского труда к использованию наемного в ремесленных мастерских. К XI в. во многих странах Западной Европы ремесленное производство начинает активно развиваться, растут объемы производства, деньги приобретают все большую ценность в товаро-обменных операциях. В этот период происходит отделение сельского хозяйства и ремесла как отдельных отраслей экономики, которые начинают обслуживать нужды друг друга. Развитие ремесленных цехов приводит к росту городов. Развитие научно-технического прогресса и внедрение в производство первых машин привело к росту производительности труда. Особенность данного периода развития управленческой мысли в том, что наиболее известные и дошедшие до нас работы мыслителей носят религиозный (теологический) характер. Для обоснования и описания товарно-денежных отношений, экономических явлений, управления ремесленным производством использовались теологи ческие и морально-этические методы и принципы. Наиболее известные Августин Блаженный и Фома Аквинский. Августин Блаженный развил учение о предопределении, согласно которому поведение человека детерминировано и предопределено волей бога. Августин Блаженный считает умственный и физический труд равноценным, положение в обществе не определяет разделение труда. Богатство может быть накоплено только в результате труда, а ростовщический процент и торговая наценка — грешные способы. Считает деньги необходимыми для упрощения товарообмена, однако сами по себе ценности они не имеют. Фома Аквинский. Основной принцип учения Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Считал, что разум может доказать существование бога. Разработал учение об иерархии, согласно которому все существующее имеет определенный, созданный богом иерархический порядок. В отличие от Августина Блаженного считает, что торговый обмен не всегда справедливый, так как может служить на пользу одному и в ущерб другому. «Справедливая цена» не должна рассчитываться на основе затрат труда и материалов, так как продавец должен получить то количество денег, которое соответствует его положению. Ростовщики и купцы могут получать большие доходы, если они связаны с издержками перевозки и рисками. Торговля считалась занятием, едва ли угодным Богу, так же как и ростовщичество. Предпринимательство с целью получения прибыли было постыдным делом. Одним из мыслителей, оказавшим огромное влияние на развитие практики и теории управления, является Никколо Макиавелли. центральной концепцией учения Макиавелли стала сильная неограниченная власть, основанная на абсолютном подчинении. Макиавелли выдвинул идею разделения политической (т.е. светской) и религиозной власти. Именно эта идея стала основой не только в организации доидустриального и индустриального, но и современного общества. В какой-то степени Макиавелли является основоположником современной теории власти и лидерства, а также теории принятия решений.

16. Основы развития западного капитализмаПятый период развития управленческой мысли охватывает приблизительно конец XIX – 80-е гг. ХХ в. В основном он приходится на ХХ в., в период бурного развития тяжелой промышленности, энергетики, материального производства, т.е. индустриальной эпохи. Индустриальная эпоха характеризуется появлением свободного рынка труда, фирмы-корпорации создавались для производства товаров и услуг, тем самым формировалось и развивалось общество потребления. Основной постулат экономики западных стран — свобода выбора, демократия. Усиление монополистической организации бизнеса в конце XIX в. привел к мировому экономическому кризису 1929–1933 гг. Грянувший кризис мировой экономики опроверг веру в развитие экономики в условиях совершенной конкуренции. В 1933 г. появляются первые экономические теории, исследовавшие проблемы несовершенной конкуренции. Так, в частности, при несовершенной конкуренции рыночная цена товара складывается не под коллективным влиянием участников рынка, так как дифференциация продукции ограничивает информированность покупателей о ценах, а производителей — о наиболее выгодных направления деятельности (т.е. конкурировать друг с другом они не могут). В начале ХХ в. возникает также новое направление экономической мысли, названное социально­институциональным. Институционализм, в отличие от неоклассической теории, в качестве факторов экономического развития рассматривали не только материальные, но и социальные, духовные, моральные, правовые и т.п. факторы. Э. Чемберлен отметил влияние неценовых факторов на конкуренцию, к которым он относил качество товара, рекламу, «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».Кризис 1929–1933 гг. привел также к пониманию того, что экономические исследования должны переходить с уровня микроэкономики (фирма, домохозяйства) на макроэкономический уровень. Стало понятно, что управление и решение экономических проблем методами, предложенными классическими теориями, основанными на постулате невмешательства государства, невозможно. Во второй половине XX в. конвейерная форма организации труда постепенно сменяется бригадной, механический труд все больше заменяется автоматизированным. В конце XX в. активно внедряется полная автоматизация и компьютеризация производственного процесса. XX в. называют эпохой противоборства индивида и организации (вспомним, что в конце XIX в. борьба шла между капиталистами и рабочими, то есть между трудом и капиталом). И наконец, в этот период формируется и активно развивается класс менеджеров («белых воротничков»), ставших реальной силой и самостоятельным классом к концу ХХ века.

17. Принципы построения формальной организации, сформулированные Урвиком. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления. Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц. Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой. Он формулируется следующим образом: 1. Планирование - определение целей, которые должны быть достигнуты, и средств, которые могут при этом использоваться.
2. Организация - создание формальной структуры, в рамках которой происходит распределение обязанностей и полномочий. 3. Подбор персонала - набор и подготовка групп людей, которые исполняют работу, и обеспечение благоприятных условий их труда. 4. Командование - принятие решений и непосредственное руководство подчиненными, а также исполнение прочих обязанностей лидера. 5. Координация - поддержание связи между подразделениями организации.6. Отчетность - информирование тех, кому управленец подотчетен, а также его подчиненных, о ходе работ. Реализация этой функции невозможна без ведения записей, проведения исследований и осуществления проверок.7. Бюджетирование - разработка фискальных мер и ведение финансовых документов.Урвик уделял особое внимание разработке конкретных рекомендаций по управлению, особенно в той части, которая касалась разделения труда. Он выделял три метода создания функциональных подразделений - унитарный (каждая служба работает в своем регионе или со своим списком клиентов), серийный (каждая служба ответственна за одну из операций в общем технологическом процессе) или субъектный (службы группируются вокруг отдельных людей, обладающих необходимой специализацией и возможностями).Урвику также ставят в заслугу популяризацию принципа "зоны регулирования", ограничивающего количество непосредственных подчиненных каждого управленца не более чем 5-6 людьми. Конкретный предел зависит от уровня руководства - на верхних уровнях это число не должно превышать 3, в то время как на нижних их может быть вдвое больше.Несмотря на то что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Даже если они и являются всего лишь соображениями здравого смысла, а не наукой, необходимо признать, что мы не располагаем сегодня ничем лучшим. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.

18.Характеристика содержательных и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует. Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.

Наши рекомендации