Классификация затрат (издержек) туристского предприятия
В общем виде классификация затрат необходима для операционного анализа деятельности туристского предприятия. На сегодняшний день существуют два основных подхода к их классификации (рис. 30).
1-й ПОДХОД к классификации затрат (издержек) туристского предприятия предполагает их разделение на прямые и косвенные. Такая классификация используется при рассмотрении вопроса о факте отнесения издержек на определенный вид туристской продукции или на определенное подразделение туристского предприятия (отдел (служба) гостиничного предприятия).
Прямые издержки непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного вида туристской продукции (услуги) и потому без труда могут быть отнесены на ее себестоимость.
Характерными статьями прямых издержек являются:
• сырье и основные материалы, например, приобретение продуктов (сырья) для приготовления блюд и напитков на предприятиях общественного питания - ресторанах, кафе, барах и т.д.;
• покупные готовые изделия и полуфабрикаты (если рассматривать ресторанный бизнес, то данные затраты существенно облегчают процесс производства блюд и напитков. Однако они, как правило, очень дорогостоящи и значительно утяжеляют затратный механизм предприятия. При этом следует отметить, что в высококлассных ресторанах практически все блюда и напитки производятся на основе полного производственно-технологического цикла - от нулевой до конечной стадии. То есть производится полный объем работ - от сырья до готового блюда, что очень ценится посетителями, в том числе и туристами);
• силовая электроэнергия;
• основная заработная плата производственных рабочих;
• иные затраты аналогичной природы.
Рис. 30. Принципы классификации видов затрат туристского предприятия
Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов туристской продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид туристской продукции.
К числу косвенных издержек можно отнести:
• ремонт и содержание универсального оборудования;
• общие издержки, отдельной службы туристского предприятия (например, службы приема и размещения в отеле);
• общие издержки туристского предприятия (например, аренда и содержание офиса туристской фирмы, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям и т.д.);
• часть непроизводственных издержек;
• иные затраты аналогичной природы.
Данная классификация помогает в решении одной из наиболее важных и ответственных задач анализа издержек - в оценке себестоимости одного отдельно взятого вида туристской продукции в общей товарной номенклатуре туристского предприятия. Данная себестоимость включает в себя как прямые, так и косвенные издержки. И если в отношении оценки первых вопросов не возникает, так как они непосредственно входят в конкретную туристскую продукцию, то для оценки косвенных издержек следует их распределить по видам продукции согласно выбранному принципу. Например, косвенные издержки можно распределить, во-первых, равномерно по всем видам туристской продукции, а во-вторых, отнести большую часть на один вид продукции (более востребованный покупателем), а оставшуюся распределить между менее конкурентоспособными видами продукции. Последний принцип, конечно, носит условный характер, поэтому произвести в этом случае точную оценку косвенных издержек невозможно.
2-й ПОДХОД к классификации издержек основывается на зависимости их изменения от изменения какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используют объем проданной туристской продукции (например, количество реализованных туров). При этом издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные (нефиксированные, или непостоянные). Основная задача финансового менеджмента - определить, как должны измениться постоянные и переменные издержки при планируемых темпах роста объема реализованной туристской продукции.
К переменным издержкам туристского предприятия относятся такие, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема туристского производства и продаж. Предполагается, что издержки на единицу туристской продукции остаются почти постоянными, стабильными.
К переменным издержкам относятся:
• затраты на закупку сырья и материалов;
• затраты на потребление электроэнергии и коммунальные услуги (используемые в процессе туристского производства);
• транспортные издержки;
• торгово-комиссионные издержки (комиссионные с продаж, если они зависят от объема реализации);
• затраты на заработную плату работникам (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема туристского производства);
• иные издержки аналогичной природы.
К постоянным издержкам относятся такие, которые не меняются при изменении уровня туристского производства и продаж за какой-то определенный период времени (например, год).
Примерами фиксированных издержек являются:
• затраты на амортизацию зданий и оборудования туристского предприятия;
• арендные платежи (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства);
• процентные платежи по заемным средствам туристского предприятия, необходимые для его функционирования и расширения деятельности;
• заработная плата служащим и управляющим (фиксированная оплата, которая оговорена контрактом и не изменяется при изменении уровня производства, например, оклад финансового менеджера туристского предприятия);
• общие административные расходы;
• иные издержки аналогичной природы.
Пример
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Туристское предприятие «Вперед» планирует проект производства (формирования) и реализации нового туристского продукта - тура в Венецию, в котором присутствует обязательная экскурсия по рекам и каналам. Стоимость одной экскурсии составляет 15 $. При изменении количества реализованных туров и условии, что издержки на единицу продукции (экскурсии) остаются неизменными, переменные издержки будут меняться в пропорции с изменением объема туристского производства (табл. 63)
Таблица 63
Динамика переменных издержек в зависимости от объема продаж
Количество реализованных туров | Затраты на одну экскурсию, $ | Общие издержки (затраты) в расчете на реализованные туры, $ |
. 10 | ||
При оценке изменения переменных издержек в зависимости от объема про-, даж (в качестве инварианта) используются затраты, приходящиеся на единицу; продукции, которые не изменяются при изменении объема производства и реализации (графа 2 табл. 64).
Пример
ВЛИЯНИЕ СТОИМОСТИ АРЕНДЫ ОФИСА В КАЧЕСТВЕ ПОСТОЯННЫХ ИЗДЕРЖЕК ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ
Таблица 64'
Изменение постоянных издержек в расчете на объем продаж
Количество реализованных туров | Стоимость аренды офиса туристской фирмы в месяц, $ | Стоимость аренды на единицу туристской продукции, $ |
При увеличении объема производства (количества реализованных туров) общие постоянные издержки (стоимость аренды офиса) остаются неизменными, но их величина в расчете на единицу туристской продукции уменьшается. При анализе постоянных издержек в качестве инварианта будут выступать суммарные затраты предприятия за определенный период времени (в приведенном примере -один месяц) (графа 2 табл. 64).
Необходимо отметить, что постоянные, затраты не зависят от выручки лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего наращивания производства не потребуют увеличения производственных мощностей туристского предприятия. В этом случае постоянные издержки могут существенно меняться. Причем такое изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Так, при увеличении объема туристского производства могут потребоваться аренда дополнительного помещения для офиса фирмы (открытие филиала) и покупка нового оборудования. Это приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию. На основе приведенной ситуации введем понятие релевантного интервала, под которым понимается период времени изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной.
В отличие от переменных, большую часть постоянных затрат при сужении деятельности туристского предприятия и снижении выручки от реализации довольно сложно уменьшить. Например, в периоды спада деятельности туристское предприятие вынуждено начислять в прежних размерах амортизацию (если, конечно, оно не начнет распродавать оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным заемным средствам (досрочное возмещение задолженности крайне проблематично при падении выручки от реализации), оплачивать труд работников (если не применять методику увольнения высвобождающихся кадров, что очень актуально на многих туристских предприятиях, особенно в периоды снижения туристского спроса) и т.д.
Изменение переменных и фиксированных издержек при изменении объема туристского производства в релевантном диапазоне представлено в табл. 65.
Таблица 65
Соотношение изменений постоянных и переменных издержек в зависимости от объема туристского производства
Объем туристского производства | Переменные издержки | Постоянные издержки | ||
суммарные | на единицу продукции | суммарные | на единицу продукции | |
Повышается | Возрастают | Неизменны | Неизменны | Снижаются |
Снижается | Снижаются | Неизменны | Неизменны | Возрастают |
Следует также отметить, что многие виды расходов для одних туристских предприятий могут рассматриваться как переменные, а для других - как постоянные затраты. Например, затраты на оплату труда при сдельной оплате относятся к переменным, а при твердом окладе - к постоянным затратам.
Список переменных и постоянных затрат для каждого туристского предприятия свой, но критерий классификации - зависимость либо независимость от величины объема туристского производства - универсален.
Существуют случаи, когда некоторые издержки могут изменяться не прямо пропорционально объему и не быть постоянными (например, заработная плата или общие административные расходы). Такие затраты называются смешанными. Они состоят из доли постоянных и переменных затрат.
Примерами смешанных затрат могут служить:
• почтовые и телеграфные расходы;
• затраты на текущий ремонт туристского оборудования;
• другие затраты.
Как правило, смешанные затраты невелики, и их величиной можно пренебречь. Но при проведении точных расчетов их учитывают, выделяя постоянную и переменную доли и включая каждую из них соответственно в разряд постоянных или переменных общих затрат.
Для понимания порядка отнесения затрат к той или иной категории необходимо проанализировать издержки (составляющие), включаемые в стандартный туристский продукт. Он определяется как упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров (тур-пакет, пакет туристских услуг, туристский пакет), состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Стандартный туристский продукт (турпакет), как правило, включает в себя:
• размещение;
• питание;
• транспортное обеспечение и трансферт (при необходимости);
• экскурсионное обслуживание;
• визовое обеспечение;
• страхование.
Все из перечисленных выше затрат, на первый взгляд, можно отнести к переменным, поскольку они изменяются пропорционально объему проданных туров. Например, если туристская фирма реализовала 20 туров, то ее затраты соответственно составляют 20 билетов на авиалайнер (другое транспортное средство). Однако на практике очень часто такие издержки относятся не к переменным, а к постоянным затратам. Это обусловлено тем, что туристские фирмы, как правило, работают с чартерными перевозками или выкупают блок мест на чартерных рейсах. Не зависимо от того, заполнен авиалайнер на 100% или только на 58%, туристская фирма оплачивает полностью стоимость всего рейса. В этом случае издержки уже не зависят от объема реализации туристской фирмы и являются постоянными. Аналогичная ситуация прослеживается и с затратами на размещение туристов в отелях. Часто туристская фирма выкупает у отеля блок мест на сезон и вне зависимости от его заполнения оплачивает полную стоимость предоставленных номеров. Таким образом, здесь, скорее, можно говорить о постоянных не возмещенных издержках туристской фирмы.
К постоянным издержкам относятся также затраты и на экскурсионное; обслуживание, то есть проведение экскурсии сотрудниками туристского объекта. Экскурсия - это туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста и экскурсанта. Стоимость экскурсионного обслуживания - часто фиксированная величина. Она устанавливается на экскурсионную группу без учета количества в ней экскурсантов (туристов), но с учетом существующих нормативов, превышение которых недопустимо по целому ряду причин:
• из-за небольшой вместимости интерьерных залов (критерием численности туристов в группе служит самый маленький зал в рамках интерьерного маршрута);
• для создания комфортной атмосферы туристам в рамках экскурсионной группы (каждый турист должен иметь возможность свободного обозрения интерьеров и хорошей слышимости экскурсионного сопровождения);
• для создания комфортной атмосферы экскурсоводу, которому важно найти контакт с экскурсантами («охватить» вниманием всех туристов, заинтересовать их) и иметь возможность контроля за поведением группы;
• иных причин аналогичной природы.
При этом необходимо отметить, что стоимость входных билетов (входная плата) в. объекты культурно-исторического туристского показа - переменная величина, и затраты пропорциональны числу туристов.
В любом случае, для каждого туристского предприятия деление издержек на переменные и постоянные крайне индивидуально. При этом практическая польза от точно произведенной классификации затрат на переменные и постоянные состоит в том, что:
• такое деление помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов;
• можно судить об окупаемости затрат и определить запас финансовой прочности туристского предприятия на случай осложнения конъюнктуры, туристского рынка, иных затруднений.