Классификация доходов (прибылей) туристского предприятия
Для принятия внутренних финансовых решений необходимо иметь четкую классификацию доходов, прибылей и расходов как базы для обоснованного определения чистого результата деятельности туристского предприятия за определенный период. Такая классификация необходима также для:
• определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
• разделения производственной себестоимости туристской продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
• разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Классификация доходов и прибылей в системе финансового управления туристского предприятия включает в себя следующие основные показатели:
1) чистая выручка от реализации туристской продукции (туристских услуг)
- (это валовая выручка от реализации туристской продукции (туристских услуг) за вычетом НДС, акцизов, возвращенных туров и ценовых скидок; данный показатель является базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности туристского предприятия);
2) валовая прибыль от реализации туристской продукции (туристских услуг)
(это чистая выручка от реализации туристской продукции (туристских услуг) за вычетом производственных расходов на реализованную туристскую продукцию и туристские услуги (затраты на производство и реализацию, включаемые в себестоимость (1 Себестоимость туристской продукции (туристских услуг) - это стоимостная оценка природных ресурсов, сырья, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, используемых в процессе производства туристской продукции на ее производство и реализацию. Входящие в себестоимость затраты по экономическому содержанию можно сгруппировать следующим образом: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты) туристской продукции); показатель валовой прибыли от реализации позволяет анализировать эффективность производственной деятельности туристского предприятия);
3) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) (это валовая прибыль от реализации туристской продукции (туристских услуг) за вычетом расходов по управлению предприятием и расходов по сбыту; в общем виде данный показатель представляет собой разность валовой прибыли и суммы административных и торгово-комиссионных издержек; показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации туристской продукции (туристских услуг));
4) прибыль от финансовой деятельности (это итоговое сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности предприятия; данный показатель позволяет прибыль от производственно-хозяйственной деятельности туристского предприятия отделить от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов, операции с иностранной валютой и др., то есть от прибыли, полученной от внереализационных операций; прибыль от внереализационных операций представляет собой разность внереализационных доходов и внереализационных расходов;
• к доходам от внереализационных операций можно отнести:
- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов сферы туризма, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту,
поступления от сдачи имущества в аренду (характерно для гостиничных предприятий, которые сдают в аренду имеющуюся свободную (неиспользуемую) площадь, например, крупный отель может сдать помещение в холле на первом этаже эксклюзивному бутику модной одежды или магазину сувенирной продукции и т.д.),
- присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков,
положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах, что особенно характерно для сферы туризма,
- другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией туристской продукции (услуг);
• к расходам на внереализационные операции относятся:
- расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и туристских объектов (речь идет о масштабных туристских предприятиях), например, затраты на содержание недостроенного и законсервированного корпуса гостиничного комплекса,
- убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, а также от других долгов, нереальных для взыскания,
- некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (наводнений, землятресений, ураганов и иных климатических катаклизмов),
- убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены,
- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте, i другие расходы аналогичной природы);
5) прибыль от обычной хозяйственной деятельности (она равняется сумме прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности, облагаемой налогом на прибыль);
6) чистая прибыль (чистый убыток) (это прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налога на прибыль; в условиях рыночной экономики данный показатель является важнейшим при оценке деятельности туристского предприятия, а для финансового менеджера - критериальным, так как от его уровня и динамики (тенденции) зависит само существование туристского предприятия, рабочие места, выплата дивидендов и т.д.).
Таким образом, все вышеприведенные показатели являются составной частью классификации доходности туристского производства.