Анализ платежеспособности туристского предприятия

Показатели группы платежеспособности (структуры капитала) ха­рактеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в туристское предприятие. В данной группе выделяют три основных показателя, величина и динамика кото­рых характеризуют способность туристского предприятия погашать свою задолженность:

1. Коэффициент собственности, или доля собственного капитала

Собственный капитал

Коэффициент собственности = —————————————X 100%

Итог Пассива

Данный показатель характеризует долю собственных средств в об­щей структуре пассива туристского предприятия и показывает соотноше­ние интересов собственников туристского предприятия и кредиторов. Коэффициент должен быть достаточно высоким (желательно не менее 50% или 0,5 соответственно). При таком значении он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, что выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обес­печенных собственными средствами. Кредиторы отдают предпочтение такой финансовой структуре предприятия.

Рассматривая структуру пассива туристских фирм, следует отметить, что коэффициент собственности у таких предприятий туризма будет, как правило, менее 50%, что обусловлено значительным заемным капиталом краткосрочного характера, по большей части кредиторской задолженно­стью.

Для предприятий ресторанного рынка данная тенденция, как прави­ло, прямо противоположна. Это обусловлено значительной массой собст­венных средств в структуре пассива. Ситуация меняется в основном только при привлечении заемного капитала на расширение своей деятель­ности в довольно большом масштабе (например, при открытии второго торгового зала ресторана, открытии дополнительного производственного цеха ресторана и его оборудования и т.д.).

Аналогично высокий показатель по коэффициенту собственности наблюдается также при рассмотрении гостиничного сектора туристского рынка, особенно если речь идет о крупных (более 500 номеров) и средних (более 100 номеров) средствах размещения.

На практике чем больше данный коэффициент, тем охотнее креди­торы предоставляют свои средства туристскому предприятию. Если же значение по коэффициенту собственности незначительное, то кредиторы будут неохотно предоставлять кредиты, поскольку защита интересов кредиторов при этом оказывается недостаточной. Универсальных общих правил для оценки позитивности или негативности ситуации по данному коэффициенту не существует. Об этом можно судить, если сравнивать коэффициент в динамике (при ретроспективном анализе) или со средни­ми данными в подотрасли. Последнее сделать крайне сложно из-за за­крытости информации. В любом случае на основе имеющейся базы срав­нения можно обнаружить нежелательные изменения в финансовом со­стоянии предприятия и своевременно принять соответствующие меры.

2. Доля заемного капитала

Это показатель, обратный коэффициенту собственности.

Заемный капитал

Доля заемного капитала = —————————————X 100%

Итог Пассива

При этом данный показатель может быть рассчитан иным способом. Так, если определен показатель собственности, то расчет коэффициента упрощается; для этого необходимо из 100% вычесть долю собственности, и получим то значение, которое приходится на долю заемного капитала. Желательно, чтобы значение данного коэффициента не превышало 50%. Это связано с тем, что риск туристского предприятия не оплатить все свои обязательства увеличивается, если доля заемного капитала в общей сумме средств возрастает. Кредиторы обычно относятся благосклонно к низкой доле заемного капитала, и перспективы получить дополнительный заемный капитал в этом случае намного выше.

3. Коэффициент финансовой зависимости

Данный показатель при расчете финансового рычага называют так­же плечом финансового рычага.

Заемный капитал

Коэффициент финансовой зависимости = —————————————X 100%

Собственный капитал

Следует отметить, что при исчислении данного показателя учиты­вается весь заемный капитал туристского предприятия, представленный суммой текущих и долгосрочных обязательств. Считается, что верхней границей показателя финансовой зависимости является единица.

Возрастание данного показателя свидетельствует об увеличении за­висимости от заемного финансирования к собственному финансирова­нию. Это делает вложения в туристское предприятие более рискованны­ми, потому что любое увеличение долга по отношению к собственному капиталу означает возрастание постоянных финансовых обязательств предприятия и вызывает беспокойство по поводу его платежеспособно­сти. Следует отметить, что основное внимание здесь следует уделять ди­намике данного показателя. Так, стабильная динамика в сторону возрас­тания данного показателя может свидетельствовать о возможном в буду­щем банкротстве туристского предприятия, особенно в условиях неста­бильного туристского рынка.

Например, туристская фирма получила заемный капитал для расши­рения своей деятельности в момент своего финансового благополучия. По прошествии полугода изменяется структура потребностей населения, и происходят непредвиденные форс-мажорные обстоятельства. Доходы туристской фирмы резко сокращаются, и фирма оказывается в очень тя­желом финансовом положении. Это связано с тем, что заемный капитал утяжеляет финансовую зависимость туристского предприятия не только своей массой, но и своей стоимостью, то есть величиной тех процентных платежей, под которые он выдавался. Поэтому задача финансового ме­неджера - систематически отслеживать изменение коэффициента финан­совой зависимости и на основе его значений, а также тенденций рынка принимать соответствующие управленческие решения по достижению желаемой прибыли, причем в условиях с приемлемо допустимой степе­нью финансового риска.

Наши рекомендации