Рассмотрим объект, предмет и функции управления в туризме.

Объектом управления в сфере туризма являются коллектив, персо­нал, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производст­ва и обращения туристского продукта.

Важно иметь в виду, что по своей природе процесс управления в сфере туризма затрагивает чрезвычайно широкий круг отношений между людьми. Например, при разработке и реализации туристского продукта целенаправленно взаимодействуют работники гостиничного и ресторан­ного хозяйства, транспорта, культурно-зрелищных и других составляю­щих туристского комплекса, как отечественных, так и зарубежных.

Предмет управления в сфере туризма весьма многообразен. Во-пер­вых, это экономический механизм и организационные структуры турист­ской фирмы, во-вторых, маркетинг и информационно-рекламные техно­логии, в третьих, персонал, менеджеры, специалисты и, наконец, другие составляющие сферы управления.

Элементы системы управления тесно взаимодействуют между со­бой, поэтому изменение одного из элементов без соответствующей пере­стройки других бесперспективно.

Если самые прогрессивные нововведения в действие одного из эле­ментов не дают ощутимого эффекта, то следует использовать комплекс­ное совершенствование всего механизма управления.

Опыт свидетельствует, что управление в сфере туризма неоднород­но. Оно является результатом единства взаимосвязи и взаимозависимости отдельных функций в процессе производства, индивидуального и коллективного труда, отношений различных форм собственности и пр.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на службы сервиса с целью ориентировать их работу на удовлетворение потребностей людей в туристских услугах, повышение эффективности труда и обеспечение приемлемого уровня их при­быльности.

Функции управления в туристской фирме можно определить сле­дующим образом:

• целеполагание;

• планирование;

• организация;

• координация;

• контроль и учет.

Стратегия туристской фирмы

Принципы построения туристской фирмы определяются целями и стратегией.

Цель построения туристской фирмы - это желаемое состояние фир­мы в будущем. Как только определены цели, вырабатываются направле­ния действий, ставятся задачи, то есть определяется политика фирмы.

Основная задача правильного формирования политики туристской фирмы, состоит в четком определении стратегии, т.е. формулировании краткосрочных и долгосрочных целей туристской фирмы.

В зависимости от юридического статуса, специфики деятельности. состояния рынков услуг и труда, наличия государственной социальной помощи, менталитета предпринимателей цепи туристского предприятия делятся на три класса:

• экономические;

• фирменные;

- социальные.

Экономические цели

К ним относятся: максимизация прибыли в длительной перспективе, определение новых сегментов клиентуры, улучшение сбыта, рационали­зация продукта и системы распределения, предупреждение устаревания некоторых продуктов и услуг, укрепление рыночных позиций по отноше­нию к конкурентам. Последняя цель может быть выражена в виде финан­совых показателей или в цифрах охвата клиентуры (например, 60%-ной иностранной клиентуры и 40%-ной отечественной). В целом же для стра­ны цель укрепления рыночных позиций обозначает последовательное увеличение числа туристов и пропорциональное развитие туризма.

I Административным органом управления туризмом Санкт-Петербур определены три главные экономические цели:

1) добиваться более быстрого роста доходов от туризма;

2) войти в мировую информационную систему туристского бизнеса, г.е. выйти на международный туристский рынок,

3) разнообразить туристскую деятельность.

Фирменные цели

Они включают, во-первых, повышение престижа и улучшение имид­жа фирмы, страны, региона или определенной местности. В ряде случаев руководители предприятий ставят перед собой задачу остаться независи­мыми, любой ценой сохранив контроль над своим делом. Добиваясь рас­ширения клиентуры и устойчивого дохода, туристские фирмы ищут спо­собы сохранения стабильной ситуации на рынке.

Социальные цели

Эти цели предусматривают развитие турпродукта и услуг для раз­ных слоев населения с разным уровнем дохода. Современный туристский рынок России старается учитывать потребности различных социальных групп населения.

Как правило, цели туристского менеджмента направлены:

• на повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков;

• улучшение оснащения туристских баз;

• повышение рентабельности функционирования в межсезонье;

• повышение процента занятых мест;

• проведение гибкой политики цен в различные сезоны;

• обеспечение оптимального соотношения между ценами и резуль­татами;

• привлечение клиентов путем предоставления им разнообразных услуг;

• постоянную адаптацию к потребностям туристов;

• поощрение сотрудничества между организациями, занимающи­мися туризмом;

• интенсивное и действенное развитие рекламы.

Если ориентироваться не только на некоторые из перечисленных Целей, а на всю их совокупность, то выстраивается определенная модель, главной функцией которой будет удовлетворение потребностей людей ПРИ рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов 8 гармонии с окружающей средой.

Целенаправленное развитие туристской организации зависит от трех главных факторов:

- выбранной стратегии;

- организационной структуры;

- характера функционирования организационной структуры.

В свою очередь достижение целей менеджмента туристской фирмы требует соответственно решения стратегических, административных и оперативных проблем.

К проблемам, стратегического характера относят выбор произво­димой продукции и услуг, а также выбор рынков и потребителей, кото­рым можно продать туристский продукт и услуги.

Следует учесть, что в вопросах стратегии необходима гибкость. На устаревание продукции, изменение технологий, изменение социальных и правовых ограничений фирма должна быстро и четко реагировать - со­вершенствованием номенклатуры, изменением рынка, приглашением новых партнеров к сотрудничеству и т.п.

К административным проблемам относят организацию фирмы, распределение полномочий и ответственности между руководителями, определение объема и последовательности работ, установление направ­лений потоков информации и отчетности.

Решить оперативные проблемы помогает текущее планирование производственных операций, политика формирования цен, осуществле­ние рекламных проектов, исследование рынка и другие технологические операции.

Система управления должна быть гибкой. Хотя задача фирмы со­стоит в достижении целей, для решения которых она была создана, тем не менее, под влиянием изменения потребительского спроса, научно-тех­нического прогресса, информационных технологий и других факторов рынка характер целей и способы их достижения могут и должны меняться.

Для адекватного принятия решений фирме необходимо располагать информацией как о внутреннем состоянии дел, так и о конкурентах. Быст­рая реакция менеджмента руководителя на изменения внутренних и внеш­них условий помогает оперативно передавать соответствующую инфор­мацию на рабочие места для принятия там нужных решений. Это обеспе­чивает гибкость управленческого механизма в туристской фирме.

Стратегия - это средства достижения долгосрочных целей, широкая кон­цепция того, как должны быть использованы ресурсы для их максимального дос­тижения.

Работа организационной структуры должна обеспечить восприятие гибкости стратегии. Именно на производственной системе лежит функ­ция обеспечения минимального конфликта между текущим производст­вом и внедрением новых видов продукции и услуг. В ней должны быть предусмотрены мощности и средства для освоения и внедрения новой продукции.

Соответственно организационные формы необходимо постоянно приводить в соответствие с меняющейся обстановкой. При этом следует учитывать, что организация выражает единство следующих элементов:

1) цель и задачи;

2) группировка задач для определения видов работ;

3) группировка видов работ в соответствующих подразделениях;

4) делегирование полномочий, распределение ответственности и оп­ределение числа уровней в иерархии управления;

5) создание организационного климата, который побуждает работ­ников вносить максимальный вклад в достижение целей организации;

6) проектирование системы коммуникаций, обеспечивающей эф­фективность принятия решений, контроля и координации;

7) построение единой организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительность к изменениям внешней среды и способность адаптиро­ваться к ним.

Наши рекомендации