Рассмотрим объект, предмет и функции управления в туризме.
Объектом управления в сфере туризма являются коллектив, персонал, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения туристского продукта.
Важно иметь в виду, что по своей природе процесс управления в сфере туризма затрагивает чрезвычайно широкий круг отношений между людьми. Например, при разработке и реализации туристского продукта целенаправленно взаимодействуют работники гостиничного и ресторанного хозяйства, транспорта, культурно-зрелищных и других составляющих туристского комплекса, как отечественных, так и зарубежных.
Предмет управления в сфере туризма весьма многообразен. Во-первых, это экономический механизм и организационные структуры туристской фирмы, во-вторых, маркетинг и информационно-рекламные технологии, в третьих, персонал, менеджеры, специалисты и, наконец, другие составляющие сферы управления.
Элементы системы управления тесно взаимодействуют между собой, поэтому изменение одного из элементов без соответствующей перестройки других бесперспективно.
Если самые прогрессивные нововведения в действие одного из элементов не дают ощутимого эффекта, то следует использовать комплексное совершенствование всего механизма управления.
Опыт свидетельствует, что управление в сфере туризма неоднородно. Оно является результатом единства взаимосвязи и взаимозависимости отдельных функций в процессе производства, индивидуального и коллективного труда, отношений различных форм собственности и пр.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на службы сервиса с целью ориентировать их работу на удовлетворение потребностей людей в туристских услугах, повышение эффективности труда и обеспечение приемлемого уровня их прибыльности.
Функции управления в туристской фирме можно определить следующим образом:
• целеполагание;
• планирование;
• организация;
• координация;
• контроль и учет.
Стратегия туристской фирмы
Принципы построения туристской фирмы определяются целями и стратегией.
Цель построения туристской фирмы - это желаемое состояние фирмы в будущем. Как только определены цели, вырабатываются направления действий, ставятся задачи, то есть определяется политика фирмы.
Основная задача правильного формирования политики туристской фирмы, состоит в четком определении стратегии, т.е. формулировании краткосрочных и долгосрочных целей туристской фирмы.
В зависимости от юридического статуса, специфики деятельности. состояния рынков услуг и труда, наличия государственной социальной помощи, менталитета предпринимателей цепи туристского предприятия делятся на три класса:
• экономические;
• фирменные;
- социальные.
Экономические цели
К ним относятся: максимизация прибыли в длительной перспективе, определение новых сегментов клиентуры, улучшение сбыта, рационализация продукта и системы распределения, предупреждение устаревания некоторых продуктов и услуг, укрепление рыночных позиций по отношению к конкурентам. Последняя цель может быть выражена в виде финансовых показателей или в цифрах охвата клиентуры (например, 60%-ной иностранной клиентуры и 40%-ной отечественной). В целом же для страны цель укрепления рыночных позиций обозначает последовательное увеличение числа туристов и пропорциональное развитие туризма.
I Административным органом управления туризмом Санкт-Петербур определены три главные экономические цели:
1) добиваться более быстрого роста доходов от туризма;
2) войти в мировую информационную систему туристского бизнеса, г.е. выйти на международный туристский рынок,
3) разнообразить туристскую деятельность.
Фирменные цели
Они включают, во-первых, повышение престижа и улучшение имиджа фирмы, страны, региона или определенной местности. В ряде случаев руководители предприятий ставят перед собой задачу остаться независимыми, любой ценой сохранив контроль над своим делом. Добиваясь расширения клиентуры и устойчивого дохода, туристские фирмы ищут способы сохранения стабильной ситуации на рынке.
Социальные цели
Эти цели предусматривают развитие турпродукта и услуг для разных слоев населения с разным уровнем дохода. Современный туристский рынок России старается учитывать потребности различных социальных групп населения.
Как правило, цели туристского менеджмента направлены:
• на повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
• улучшение оснащения туристских баз;
• повышение рентабельности функционирования в межсезонье;
• повышение процента занятых мест;
• проведение гибкой политики цен в различные сезоны;
• обеспечение оптимального соотношения между ценами и результатами;
• привлечение клиентов путем предоставления им разнообразных услуг;
• постоянную адаптацию к потребностям туристов;
• поощрение сотрудничества между организациями, занимающимися туризмом;
• интенсивное и действенное развитие рекламы.
Если ориентироваться не только на некоторые из перечисленных Целей, а на всю их совокупность, то выстраивается определенная модель, главной функцией которой будет удовлетворение потребностей людей ПРИ рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов 8 гармонии с окружающей средой.
Целенаправленное развитие туристской организации зависит от трех главных факторов:
- выбранной стратегии;
- организационной структуры;
- характера функционирования организационной структуры.
В свою очередь достижение целей менеджмента туристской фирмы требует соответственно решения стратегических, административных и оперативных проблем.
К проблемам, стратегического характера относят выбор производимой продукции и услуг, а также выбор рынков и потребителей, которым можно продать туристский продукт и услуги.
Следует учесть, что в вопросах стратегии необходима гибкость. На устаревание продукции, изменение технологий, изменение социальных и правовых ограничений фирма должна быстро и четко реагировать - совершенствованием номенклатуры, изменением рынка, приглашением новых партнеров к сотрудничеству и т.п.
К административным проблемам относят организацию фирмы, распределение полномочий и ответственности между руководителями, определение объема и последовательности работ, установление направлений потоков информации и отчетности.
Решить оперативные проблемы помогает текущее планирование производственных операций, политика формирования цен, осуществление рекламных проектов, исследование рынка и другие технологические операции.
Система управления должна быть гибкой. Хотя задача фирмы состоит в достижении целей, для решения которых она была создана, тем не менее, под влиянием изменения потребительского спроса, научно-технического прогресса, информационных технологий и других факторов рынка характер целей и способы их достижения могут и должны меняться.
Для адекватного принятия решений фирме необходимо располагать информацией как о внутреннем состоянии дел, так и о конкурентах. Быстрая реакция менеджмента руководителя на изменения внутренних и внешних условий помогает оперативно передавать соответствующую информацию на рабочие места для принятия там нужных решений. Это обеспечивает гибкость управленческого механизма в туристской фирме.
Стратегия - это средства достижения долгосрочных целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для их максимального достижения.
Работа организационной структуры должна обеспечить восприятие гибкости стратегии. Именно на производственной системе лежит функция обеспечения минимального конфликта между текущим производством и внедрением новых видов продукции и услуг. В ней должны быть предусмотрены мощности и средства для освоения и внедрения новой продукции.
Соответственно организационные формы необходимо постоянно приводить в соответствие с меняющейся обстановкой. При этом следует учитывать, что организация выражает единство следующих элементов:
1) цель и задачи;
2) группировка задач для определения видов работ;
3) группировка видов работ в соответствующих подразделениях;
4) делегирование полномочий, распределение ответственности и определение числа уровней в иерархии управления;
5) создание организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации;
6) проектирование системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации;
7) построение единой организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительность к изменениям внешней среды и способность адаптироваться к ним.