Особенности современного менеджмента в туризме

За последние два-три десятилетия менеджмент претерпел более глубокие изменения, чем за весь предшествующий период. Возникнове­ние персонал-ориентированных технологий, бурное развитие и экспансия технологии public relations, внимание к имиджевым факторам и т.п. при­дают современному менеджменту все более выраженный «культурологи­ческий» характер.

То, что сегодня происходит в теории и практике управления, назы­вают «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступ­лением западного общества в информационную стадию. В результате на смену старой, рационалистической философии управления приходит но­вая, суть которой заключается в отходе от убеждения, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. От управленческих ре­шений самой фирмы зависит:

• рациональная организация производства продукции;

• снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов;

• рост производительности труда;

• эффективность использования всех ресурсов.

Сегодня фирма рассматривается как субкультура в буквальном смысле слова. При таком подходе цели и задачи любой организации (фирмы, предприятия) считаются заданными и стабильными в течение длительного времени. При этом основа стратегии предприятия проявля­ется не только в непрерывном росте и углублении специализации произ­водства, контроле всех видов деятельности, четком выполнении кадрами управления указаний сверху, но и в создании системы ценностей и норм, в корпоративной культуре и фирменном стиле, в формировании и про­движении репутации фирмы и ее первых лиц. В определенной мере эво­люция менеджмента коснулась и туристской деятельности.

Если обратиться к анализу основных исходных посылок новой кон­цепции в менеджменте, то нужно принять во внимание следующие изме­нения:

- ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

- фирме должно быть присуще постоянное обновление, пи­тающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспо­собление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия основана на системном, ситуационном подходе.

Успех фирмы как открытой системы связывается с тем, насколько удачно она вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-тех­ническую, социально-политическую, социально-культурную) и приспо­сабливается к ней.

Системность в решении проблем фирмы означает, что при иссле­довании предприятия определяются и учитываются как внешние (макро­экономические), так и внутренние (микроэкономические) связи данной фирмы.

Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое дополняет планирование потенциала фирмы планированием ее стратегии. Основа планирования - прогноз будущего состояния среды, в которой будет функционировать фирма. Предусматриваются также спе­циальные меры для уменьшения сопротивления переменам со стороны внутренней среды компании (фирмы).

Современное управление требует от менеджеров и персонала тури­стской фирмы стремления к постоянным переменам, готовности к риску, ориентации на творческий поиск новых возможностей и т.п. (рис. 21).

Рис. 21. Этапы процесса управления

Специалисты в области туризма справедливо полагают, что сущест­вуют общие принципы (этапы) управления (рис. 21), но нет единой, иде­альной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна и должна искать свой собственный стиль работы (модель).

Выбор управленческой модели обусловлен:

• размерами фирмы;

• характером продукции (услуг);

• характером среды, в которой работает фирма.

Последний фактор особенно важен. Именно внешняя обстановка на рынке способствует выбору фирмой одной из следующих моделей управ­ления:

• управление, которое дает успех в спокойных рыночных условиях;

• управление в условиях достаточно динамичного и разнообразно­го рынка;

• управление в условиях динамичного научно-технического про­гресса;

• управление в условиях приспособления к проблемам, возникаю­щим спонтанно, неожиданно под воздействием изменений усло­вий рынка.

Для того чтобы выжить, фирма должна находиться в процессе по­стоянного совершенствования своей модели управления. Меняется среда, меняется фирма - таков процесс совершенствования. Так, большинство американских компаний осуществляет отдельные организационные из­менения не реже одного раза в год, а крупные проводят реорганизацию каждые 4-5 лет.

.Современная система управления должна быть простой и гибкой, что, конечно, взаимосвязано. Ее главными критериями являются дейст­венность, с одной стороны, и конкурентоспособность, с другой. Сегодня система управления должна иметь следующие характеристики:

- небольшие подразделения, укомплектованные минимальным чис­лом работников, но имеющих высокую квалификацию;

- небольшое число уровней управления;

- структура, основанная на работе отдельных групп специалистов;

- ориентированные на потребителя характер и качество продукции, графики и процедуры работы.

Наши рекомендации