Объект, предмет и функции политологии.

Объект, предмет и функции политологии.

Объект политологии – политика, полит. жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях.

Основные подходы к пониманию предмета:

1. Интегративный (есть много дисциплин с понятием «политический», политология изучает их все):

ü Теория и история политической науки

ü Политические инструменты - социально-политическая система

ü Политическое участие (например, коллоквиум Юнеско)

ü Международные отношения

2. Институциональный (политология отождествляется с политической социологией – рассматривать политическую систему нужно, рассматривая политические институты и проблемы взаимодействия гражданского общества и государства).

В дискуссиях о предмете политологии существуют следующие понимания науки:

Политология — наука, традиционно занимающаяся иссле­дованием государства, партий и других институтов, осуществля­ющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

Политология — единая наука о по­литике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы.

Политология — общая, интеграль­ная наука о политике во всех ее про­явлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и общест­вом: политическую философию, политическую социологию, по­литическую психологию, теорию политических институтов и преж­де всего государства и права и т.д.

Можно сделать вывод:

Предмет политологии – объективные закономерности возникновения и эволюции полит интересов, взглядов, теорий, закономерности становления, функц-я, изм-я полит власти, полит отн-й и полит деят-сти, развития полит процесса.

Функции политологии:

1. Гносеологическая (политология позволяет получать новые знания и формализовать существующие)

2. Аксиологическая ( пол-я формирует систему ценностей)

3. Политической социализации ( пол-я позволяет людям разобраться в сути полит процессов)

4. Прогностическая ( пол-я прогнозирует полит процессы)

5. Теоретико-методологическая ( пол-я разрабатывает теории и методологии иссл-я полит явлений)

Политика как сфера общественной жизни и объект научного анализа.

А) как сфера

Объектом политологии является политика, как сфера общ. жизни. Пронизывает все остальные сферы (экономическую, духовную, социальную). (Пр.: Политич режим влияет на тип экономич системы (плановая при тоталитаризме), духовные ценности общества, на соц дифференциацию). +функции (как сферы): согласование общих и частных интересов, осуществление власти, поддержание соц порядка, управление людьми, осуществление общезначимых целей, регулирование ресурсов.

Б) Политика как объект научного анализа.

Этапы анализа политики: (динамика изменений взглядов на политику как объекта науч анализа)

1)Античный (полис) Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний; В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Полис - городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации, вершина развития полит мысли. С 6 до 3 в до н. э. они сущ-ли. Вкл 3 понятия: 1)гражд община 2) гос-во 3) город. Соб-ть делилась на частную и обществ-ую. (По Федоркину: «Политика — это все то, что относится к деятельности полиса»)

2) 15-16 вв –. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей; В гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

3) Первая англ буржуазная революция ( с 19 в в полит жизнь стало включаться больше людей) Макс Вебер (1864 – 1920): политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

4) Сер. 19 в (изучение конституц права, исслед-е полит. поведения)

5) Бихевиоральный (В центр исследования бихевиорализм ставит политические факты; единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике.)

6) Постбихевиоральный (главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений)

Как разные науки рассматривают политику:

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Философия изучает политику как феномен мирового развития и артефакт человеческой цивилизации. Социологию интересует воздействие социальной среды на политическую сферу. Юриспруденция исследует 'стыковую' область правовых и государственных норм и институтов. Историю занимают вопросы исследовательски-хронологического сбора и описания эмпирических фактов развития политических институтов и идей. Политэкономия исследует производственные отношения и экономические механизмы как материальную основу политической деятельности людей. Психология обращается к невесомой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, тогда как антропология (или этнография) и культурология интересуются соответственно генезисом властных отношений и политическими традициями, ценностями, нормами.

Многовековой процесс дифференциации (а затем и интеграции) обществоведческого знания, изучающего политические отношения, свидетельствует как о постепенной специализации политической мысли, так и о многократном усложнении содержания и структуры политических институтов, требующем зачастую уже специального изучения лишь одной стороны политических объектов.

Составляющие компоненты полит знания:

1) Нормативный

2) Описательный

3) Причинно-следственный

Методы политической науки.

Наиболее важные методы политики можно разделить на три группы.

Первая – общие методы (подходы) исследования. Среди них социологический подход предполагает выяснение зависимос­ти политики от общества, социальной обусловленности полити­ческих явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Культуро­логический подход (частное проявление социологического) ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры. Нормативно-ценностный подход пред­полагает выяснение значения политических явлений для обще­ства и личности, их оценку с точки зрения общего блага, спра­ведливости, свободы, уважения человеческого достоинства и дру­гих ценностей. Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обна­руживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня эконо­мического развития и политического строя. Структурно-функциональный подход пред­полагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент ко­торой имеет определенное назначение и выполняет специфи­ческие функции (роли), направленные на удовлетворение соот­ветствующих потребностей системы. Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно орга­низованного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политичес­кие решения и действия) системы. Институциональный подход ориен­тирует на изучение институтов, с помощью которых осуществля­ется политическая деятельность: государства, партий, других ор­ганизаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности. Антрополописский подход требует изучения обусловленности поли­тики не социальными факторами, а природой рода человеческо­го, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одеж­де, жилище и др.). Психологический подход имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает, конечно, и учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Деятельностный подход дает динамическую картину политики. Также выделяют критически-диалектический, сравнительный, субстанциальный, исторический и онтологический методы.

Вторая группа (общелогические методы) относятся к организации и процеду­ре познавательного процесса: индукция и дедук­ция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математичес­кие, кибернетические, прогностические и другие подобные ме­тоды.

Третья группа - методы эмпирических исследований, получения первич­ной информации о политических фактах. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь элек­торальной; анализ документов; анкетный опрос; лаборатор­ные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляе­мое исследователем, являющимся непосредственным участни­ком реальных политических событий, или наблюдение за по­ведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

Демократический.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Прямой демократии практически не существовало, когда говорят о демократии, имеют в виду представительную.

Признаки:

- источник политической государственной власти – народ

- доступ к информации

- конкурентные выборы

- существование различных форм контроля за институтами власти.

- гарантии прав и свобод человека;

- признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

- наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

- построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;

- политический плюрализм;

- публичность власти.

Классификация парламентов.

В основе классификации парламентов лежат его отношения с исполнительной властью.

1) Доминирующие парламенты.

Пример – Национальная ассамблея Франции, современный итальянский парламент.

Доминирующие парламенты, достигнув пика величия, способствуют собственному падению. Играют ведущую роль в национально-политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть. Часты правительственные кризисы. «Крайний плюрализм» - наиболее благоприятная среда для доминирования парламента (Дж. Сартори). В этих условия сформировать правительство, удовлетворительное для большинства, невозможно. Итог таких парламентов – паралич власти. Может существовать лишь в условиях парламентаризма, сочетающегося с фрагментированной многопартийностью.

2) Автономные парламенты.

Конгресс США, шведский риксдаг.

Контролируют законодательные процесс, но нет достаточных полномочий для свержения исполнительной власти. Возникновению автономного парламента может способствовать президентализм и парламентская система в сочетании с многопартийностью.

3) Ограниченно автономные парламенты.

Великобритания – страна классического парламентаризма.

Такой парламент выступает формой конфронтации между правительством и оппозицией. В Великобритании контроль правительства над фракцией большинства обеспечивает ему сильные позиции в парламенте. Главный его механизм – партийная дисциплина. Британские партии внутренне сплоченные, итоги голосований в парламенте предрешены. Роль британской палаты общин – не править. А досаждать исполнительной власти критикой. Кризис может быть вызван «бунтом на корабле» правящей партии.

4) Подчиненные парламенты.

Национальное собрание Франции (VРеспублика) в условия «президентской фазы системы, Кения.

Подчиненный парламент совместим и с либеральной демократией, и с авторитаризмом. Исполнительная власть преобладает над парламентом. В Кении парламенту небезопасно критиковать правительство. Во Франции такой парламент установился после паралича власти IV Республики.

5) Полностью подчиненные парламенты.

Военные (Бразилия начала 80-х), популистские (Танзания), эгалитарно-авторитарные режимы. Исключительно авторитарные страны.

СССР. Редко собираются на сессионные заседания, эти заседания носят формальный характер. Право таких парламентов формировать правительство – фикция.

Функции парламентов:

1) легитимации

2)представительства

4)рекрутирования и социализации элиты

4)воздействие на исполнительную власть и контроль над ней

Функцию легитимации режима выполняют все парламенты. Парламенту придается большое символическое значение. Парламент придает реальной власти законность в глазах населения. Функция представительства –единственная функция, присущая исключительно парламенту. Есть 4 подхода, при которых члены парламента выступают в ролях «слуг избирателей» (позиции носят местнический характер, США), «опекунов народа»(главное – не местные цели, а общее благо, Великобритания, Франция), «проводников воли партий» (эгалитарно-авторитарные и популистские режимы, либеральные демократии с пропорциональной избирательной системой; на выборах соревнуются политические программы, а не личности => своим избранием парламентарий обязан партии), «зеркала общества».

Работа парламента может быть эффективна, если его члены разделяют разные подходы. Плюрализм здесь необходим.

Функция рекрутирования и социализации элиты.Парламент служит каналом социализации его членов, приобщения их к политической культуре элиты. Тем более успешно справляется с этой функцией, чем более прочная традиция стоит за его спиной.

Функция воздействия на исполнительную власть и контроля над ней. Инструменты парламентариев – дебаты, работа в комитетах над законопроектами, парламентские запросы и расследования, вотум недоверия правительству.

Внутренняя структура парламентов = организационная + политические составляющие.

Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

К сущностным признакам федерализма относятся:

· государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций;

· конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром;

· недопустимость изменений границ без согласия субъектов;

· территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико- административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;

· субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);

· субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами;

· субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;

· в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;

· гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации;

· законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;

· субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;

· федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии.

Партий.

Политическая партия — тип негосударственного института, групповое объединение, обладающее формальной, организационной структурой, осуществляющее специализированную функцию борьбы за официальный контроль над властью, объединенное характерной идеологической доктриной, претендующей на выражение общенациональных интересов, наделенное правовым статусом и включенное в избирательный процесс.

Генезис протопартий восходит к древнейшим временам: в Древней Греции в Афинах были «партии» сельскохозяйственной равнины и городских кварталов, в Древнем Риме — «партии» Мария и Суллы и т. д. М. Вебер выделил три этапа: 1) период аристократических группировок; 2) эпоха политических клубов и 3) современный этап массовых партий.

Процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, вклю­чения в политическую жизнь «третьего сословия», всеобщего из­бирательного права (XIX в.). Первоначально партии представляли собой не спло­ченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различ­ного рода клубы, литературно-политические образования, являв­шиеся формой объединения единомышленников (Клуб корделье­ров времен Великой французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые же партии, боров­шиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.п.).

Таким образом, исторически партии формировались как пред­ставительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. По мере развития парламентских, кон­ституционных основ буржуазной государственности, партии ук­репили свой политический и правовой статус.

Функции политических партий

-Борьба за завоевание и использование полити­ческой власти в интересах поддерживающей ее группы населе­ния. Если группы интересов пыта­ются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося ре­жима правления, то партии,' выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов, могут выдви­гать претензии и на изменение высшей политической власти.

-Отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней по­литической системы. Помимо выдвинутых ими профессиональ­ных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные экспер­ты, аналитики, специалисты.

-Углуб­ление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управле­ния, разнообразными политическими институтами.

-Политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.

Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыбор­ной и избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законо­дательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих предста­вителей, но и на распространение определенных идей, внедре­ние их в массовое сознание граждан.

Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие про­вести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, под­боре и расстановке управленческих кадров, а через них — легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением. Послевыборная фаза деятельности партий обычно сопровождается заклю­чением различных межпартийных соглашений, образованием пар­тийных коалиций, союзов и блоков победивших партий. Одно­временно это дает возможность и населению объединиться в со­ответствующую коалицию большинства, чтобы поддерживать пра­вительство.

М. Дюверже на основе организационного строения политических партий подразделяет их на «кадровые» и «массовые». Кадровые партии - организации, генетически возникавшие вместе с парламентскими выборами в виде избирательных комитетов. В них нет строгого, постоянного членства и статуса индивидуальных участников, а также централизованной структуры, хотя при этом основные рычаги контролируются влиятельными партийными боссами (консервативные партии в англо-саксонских странах). В кадровых партиях есть три «концентрических круга» участия: 1) электорат партий; 2) симпатизирующие, оказывающие партии поддержку и входящие во вспомогательные организации партии: молодежные, спортивные, женские и т. д. ; и наконец, 3) активисты, обеспечивающие организационную и пропагандистскую работу партии.

В массовых партиях эта структура дополняется еще и четвертым «концентрическим кругом», связанным с постоянными членами партии.

Концентрические круги участия и партийной жизни

А — электорат В — симпатизирующие С — члены партии D — активисты

Массовые партии связаны с возникновением системы всеобщего избирательного права и рабочих, социалистических организаций (например, социал-демократических партий) в XIX веке. Они достаточно централизованы, опираются на иерархическую структуру местных организаций и финансирование из членских взносов. М. Дюверже также считает, что важным показателем влияния партии выступает так называемый «индекс членства»: соотношение между числом избирателей и членов данной партии.

Партийная система - совокупность партий в данной стране, которая характеризуется количеством, партий; социально-политическими и правовыми условиями, в которых они действуют и взаимодействуют, и реальными возможностями для того, чтобы стать правящими, то есть сформировать правительство.

В зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности,многопартийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные.

По характеру правления: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные сис­темы. По доминирующим в государстве ценностям — социалистические и буржуазные.

Классическая типология партийных систем была предложена итальянским политологом Дж. Сартори (критерий - движения от властного монизма к политическому плюрализму).

1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, сливающейся с государственным аппаратом.

2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария), в условиях, когда формально существуют партии-сателлиты, реально не влияющие на процессы принятия решений.

3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на наличие множества партий, «контрольный пакет» держит одна и та же партия (Либерально-Демократическая партия в Японии (до 1993 г.), Индийский Национальный Конгресс и др.).

4. Двухпартийная, биполярная система, существующая в основном в англо-саксонских странах, где две основные партии сменяют друг друга в «маятниковом» режиме (Демократическая и Республиканская партии в США).

5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий), где партии довольно фрагментированы (Франция, Бельгия),

6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образование сложных коалиций.

7. Атомизированные системы (свыше 8 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).

В России основы формирования многопартийности были заложены III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. и опирались на богатый исторический опыт начала ХХ века. В действующей Конституции РФпризнается политическое многообразие и многопартийность, что создает условия для постоянного развития и совершенствования партийной системы.

Этапы становления партий в современной России:

1. Неформальные клубы (1987 - 1988) (начался после прекращения уголовного преследования по политическим мотивам. В это время появляются неформальные общественные объединения, не зависящие от властей. В их рамках оттачивались новые идеологические подходы, формировались группы будущих политических лидеров и активистов, которые в дальнейшем формировали новые партии и движения. Напр. «Перестройка», «Демократическая перестройка», Клуб социальных инициатив, Федерация социалистических общественных клубов, Всесоюзный социально-политический клуб, «Община», Московский народный фронт).

2. Клубы избирателей и фракции (1988 – начало 1990) (неформальные политические объединения получили возможность выхода на массовое общественное мнение через участие в избирательных кампаниях).

3. Противостояние распадающейся КПСС и широкого антикоммунистического фронта, этап массового создания легальных политических партий (1990 – конец 1991) (различные некоммунистические организации образуют широкую антикоммунистическую коалицию «Демократическая Россия». Противостояние завершается в августе 1991 года неудавшейся попыткой консервативного переворота. На этом этапе появляются организации, называющие себя партиями. Наиболее видными в этот период были Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации).

4. Этап формирования посткоммунистического политического спектра (После неудавшегося путча новое правительство России начинает коренные экономические реформы. Новая ситуация создает совершенно новую структуру социально-экономических и политических интересов, а это в свою очередь определяет новую расстановку политических сил).

Ведущей тенденцией процесса партийного строительства современной России является создание сильной «партии власти» в центре политического спектра. Это предопределяется целым рядом факторов:

- реалиями демократического транзита, требующего сильного государства для преодоления негативных последствий реформирования страны;

- конституционным устройством РФкак демократического правового государства с сильной президентской властью;

- эволюцией политических и электоральных настроений россиян в направлении центристских и консервативных ценностей.

В настоящее время наблюдается укрупнение существующих политических партий. Электоральная реформа, предусматривающая выборы в Государственную думу по пропорциональной системе должна способствовать формированию стабильного партийного представительства в парламенте в качестве опоры сильной президентской власти.

Группы давления – специализирующиеся группы интересов, ставящие задачу оказать давление на органы политической власти с целью принятия того или иного политического решения. Всегда вписаны в политическую систему.

Группы давления создаются для консультации парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности, поскольку многие из них связаны с конкретными объединениями, действующими в конкретных сферах и располагающие поэтому определенной информацией. Другие, хотя и не связанные с конкретными объединениями, отражают мнения некоторых политических течений. Выражая интересы вполне определенных общественных объединений, группы давления подают информацию в выгодном для них свете. При этом группы давления добиваются своей цели любыми доступными для них способами, оказывая воздействие на парламентариев и членов правительства.

Типич. способами воздействия Г.д. на деятельность аппарата власти являются: 1) непосредственное выдвижение своих ставленников в органы власти, напр, в качестве парламентария члена кабинета или функционера администра" тивного аппарата; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий, подкомиссий ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных "приятельских" контактов между заправилами бизнеса и гос чиновниками на местах.

Одной из наиболее распространенных форм воздействия групп давления является лоббизм– система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов; форма влияния групп давления на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур. Лоббизм – нормальное и необходимое явление в политической жизни, выступающее в качестве института демократического процесса.

Лоббизм выступает в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества и защищает интересы граждан в условиях рыночной системы, когда государство зачастую устраняется от выполнения данной функции.

В то же время, невозможность власти равномерно удовлетворить интересы всех социальных групп, часто приводит к тому, что лоббизм выступает в качестве механизма неправового воздействия на государственные органы и превращает демократические институты, в частности, парламент, в инструменты отдельных групп давления. Лоббизм чрезвычайно способствует развитию клановости различного рода, а в более тяжелых случаях может приобретать такие формы социального паразитизма, как взяточничество и коррупция, а также использовать насилие. Подобного рода недостатки лоббизма настолько серьезны, что государство стремится поставить процесс воздействия групп давления под контроль – в ряде стран лоббизм законодательно регулируется (в России нет).

Любая политическая система представляет из себя точки доступа: личности, механизмы, политические институты, которые имеют возможность влиять на принятие или непринятие политических решений. Механизм лоббистской деятельности состоит в том, что лоббист выходит на такую точку доступа через аналитическую службу. Точка доступа – такой индивид, механизм или институт, который уже проверен аналитической службой. Нужно создать железный треугольник: точки доступа в законодательной и исполнительной власти и группа давления смыкаются, связи становятся систематическими. Для лоббирования интересов необходимо: группа давления, мотив деятельности (интерес) и ресурс.

Группа интересов – это самоорганизующиеся ассоциации граждан, направленные на выражение и представление их интересов во взаимодействии с другими политическими группами и институтами власти. Гражданское общество состоит из многочисленных групп интересов. Группа интересов не ставит задачи завоевания власти, выражает интересы части общества, отсутствует идеология. Группа давления – это специализированная группа интересов, ставящая задачу оказать давление, влияние на органы политической власти с целью принятия или непринятия того или иного решения. Группа интересов, в отличие от группы давления не вписана в политическую систему общества.

Консерватизм. Идеология во многом противоположна либерализму, однако между ними есть определенная зона согласия. Зарождение консерватизма в конце 18-19 века было обусловлено в основном феодально-аристократическом реакцией на Французской революцию и в этом смысле данная идеалогия изначально имела антибуржуазный характер. В консревативной идеалогии центральными признаны следующие ценности и положения: прежде всего превозношение традиционного(того, что нужно сохранять, консервировать в условиях перемен);представление о несовершенстве и греховности человеческой природы и ограниченных способностях разума; понимание общества как продукта органического социально-исторического развития, которому противопоказаны эксперименты, идея о неизбежности и благотворности иерархии, опирающийся на врожденное неравенство людей (отсюда-восхваление общ. авторитета аристократии;

Наши рекомендации