Тема 1. КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ

1. Автор «административной доктрины»:
а) А.Файоль;
б) Д.Муни;
в) А.Райли;
г) Л.Урвик;
д) Э Мейо

2. В чем заключается цель создания философии предприятия?
а) создание имиджа предприятия;
б) формирование устава фирмы;
в) снижение издержек производства;
г) регистрация в налоговых органах;
д) составление учредительского договора

3. В чем заслуга классической школы управления?
а) создание систематизированной теории управления, выделение управления как особого вида деятельности;
б) создание «философии практики»;
в) разработка штабного принципа управления;
г) разработка моделей компетенций;
д) создание гуманистического подхода к управлению

4. Выделите элемент системы контроля на предприятии
а) план;
б) макроэкономическое равновесие;
в) возраст работников;
г) лояльность;
д) ценность

5. Генри Форд знаменит тем, что:
а) написал «Двенадцать принципов производства»;
б) сформулировал 14 универсальных принципов управления;
в) разработал штабной принцип управления;
г) первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников;
д) создал на предприятии социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников

6. Делегирование полномочий является составной частью:
а) бюрократии;
б) децентрализации;
в) централизации;
г) концентрации;
д) кооперации

7. Из перечисленных авторов – 1.Ф.У.Тейлор, 2.А.Файоль, 3.М.П.Фоллет, 4.Ф.Гилбрет, 5.С.Черчмен, 6.Г.Гант – представителями школы научного управления являются:
а) 1, 3, 6;
б) 2, 3, 5;
в) 2, 4, 6;
г) 1, 2, 4;
д) 3, 5, 6

8. Из перечисленных принципов: 1.Научность, 2.Дисциплина, 3.Экономичность, 4.Иерархия, 5.Ответственность, 6.Инициатива - принципами администрирования являются:
а) 2, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 2, 4, 6;
г) 3, 4, 5;
д) 1, 5, 6

9. Использование методов научного анализа, отбора и обучения персонала, отделение плановой и организационной работы от производственной является вкладом в развитие управленческой мысли:
а) школы научного управления;
б) бихевиоризма;
в) школы человеческих отношений;
г) классической;
д) количественной школы

10. К какой группе административных методов управления можно отнести процедуру нормирования труда?
а) организационные методы воздействия;
б) распорядительные методы воздействия;
в) материальная ответственность и взыскания;
г) методы дисциплинарного воздействия;
д) экономические методы

11. К организационным методам воздействия на персонал относится:
а) должностная инструкция;
б) приказ;
в) распоряжение;
г) удержание из зарплаты;
д) увольнение

12. Какая из перечисленных концепций управления утверждает, что эффективность работы руководителя определяется не его личными качествами, а манерой поведения по отношению к подчиненным, «стилем руководства»?
а) структурный подход;
б) интерактивный подход;
в) поведенческий подход;
г) процессный подход;
д) административный подход

13. Какие выделяют способы распорядительного воздействия на персонал?
а) приказы;
б) устав предприятия;
в) инструкции;
г) штатное расписание;
д) должностные инструкции

14. Какой из перечисленных ниже аспектов управления персоналом в наименьшей степени зависит от национальной культуры?
а) стиль лидерства;
б) трудовая мотивация;
в) системный подход;
г) подбор персонала;
д) отношение к власти

15. Какой из элементов не входит в модель «7С»? 1 -структура; 2 – стратегия; 3 - сумма навыков персонала; 4 - состав персонала; 5 - стиль управления; 6 – системы; 7 – символы; 8 - совместно разделяемые ценности?
а) 2;
б) 7;
в) 4;
г) 6;
д) 8

16. Какая концепция управления является превалирующей в современной России?
а) нет четких концепций управления;
б) бихевиористическая модель;
в) модель, ориентированная на человека;
г) административная;
д) гуманистическая

17. Какой из принципов относится к классической школе управления?
а) принцип вертикального разделения труда – за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником – функция исполнения поставленной задачи;
б) принцип разработки рациональной структуры организации и построения на её основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель;
в) принцип измерения труда, суть которого заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения;
г) производство рассматривается как «социальная система»;
д) человек - это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации

18. Какой из современных подходов к управлению рассматривает все процессы в виде целостных систем, обладающих новыми качествами?
а) системный;
б) ситуационный;
в) процессный;
г) кейсовый;
д) интеграционный

19. Контроль в организации, с точки зрения менеджмента, это:
а) процесс обеспечения достижения организацией своих целей;
б) совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целя их осуществления;
в) способность сознательно регулировать и изменять условия;
г) фундаментальные идеи,правила, нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием;
д) система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата)

20. Кто не является представителем школы человеческих отношений?
а) А.Файоль;
б) Г.Мюнстербер;
в) Э.Мэйо;
г) М.П.Фоллет;
д) А. Маслоу

21. Кто сформулировал новые обязанности администрации?
а) Ф.Тейлор;
б) Э.Мэйо;
в) Н.Винер;
г) Д. Карнеги;
д) К Маркс

22. Метод экспертных оценок наиболее адекватен для:
а) принятия решений в условиях неопределенности;
б) применения критерия «затраты-эффективность»;
в) принятия программируемых решений;
г) осуществления контроля с обратной связью;
д) построения математических моделей

23. На чем основаны административные методы управленческого воздействия на персонал?
а) на власти, дисциплине, взысканиях;
б) на власти;
в) на власти, дисциплине;
г) на моральных ценностях;
д) на системе поощрений и наказаний

24. Один из принципов «школы научного управления»?
а) принцип вертикального разделения труда;
б) принцип равенства возможностей;
в) принцип оплаты по труду;
г) персональная ответственность;
д) признание различия между индивидами

25. Основной современной идеей развития системы управления является создание:
а) полной автономии подразделений;
б) неформальных организаций;
в) внутриорганизационного рынка;
г) благоприятной внешней среды;
д) рост централизации управления

26. Основателем школы научного управления считается:
а) Э.Мэйо;
б) Н.Винер;
в) Ф.Тейлор;
г) Г.Ганнт;
д) У.Оучи

27. Основной недостаток системы научного управления Ф.Тейлора?
а) оторвана от реальных проблем управления;
б) рассчитана на дисциплинированных работников;
в) вознаграждение работника не зависит от результатов труда;
г) оплата по результатам труда (меньшие результаты — меньше оплата, большие результаты — больше оплата);
д) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления

28. Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется:
а) подходом с точки зрения научного менеджмента;
б) системным;
в) ситуационным;
г) процессным;
д) кейсовый

29. Правило Парето представляет зависимость:
а) 20-80;
б) 30-70;
в) 80-20;
г) 50-50;
д)) 1-100

30. Представителем какого направления является А.Маслоу?
а) школа человеческих отношений;
б) школа научного управления;
в) классическая школа;
г) количественная школа;
д) ситуационный подход

31. Привлечь клиента в компанию могут наши товары, услуги, имя, технологии, цены, условия. А как удержать клиента, чтобы он в условиях выбора мог вновь и вновь приходить именно к нам:
а) удержать клиента могут низкие цены;
б) удержать клиента может руководство;
в) удержать клиента может квалифицированный персонал;
г) удержать клиента может маркетинг;
д) удержать клиента может новое оборудование

32. Приказ является формой:
А) распорядительного воздействия;
Б) организационного воздействия;
В) дисциплинарного воздействия;
г) экономического воздействия;
д) психологического воздействия

33. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями организации подразумевает, что:
а) функции управления персоналом, ориентированные на развитие организации, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования организации;
б) функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями организации;
в) необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий деятельности организации;
г) функции управления персоналом прямо не связаны с целями производства;
д) цели производства носят подчиненный характер по отношению к функциям управления производства

34. «Принцип ориентации» Файоля заключается в группировке элементов менеджмента по:
а) субъективному признаку (авторитетам руководителей);
б) территориальному признаку;
в) видам выполняемой работы;
г) норме управляемости;
д) уровню оплаты труда

35. Принципы Э.Мэйо, иерархия потребностей У.Маслоу, Хоторнские эксперименты являются вкладом в теорию управления:
а) бихевиористов;
б) школы человеческих отношений;
в) классической школы управления;
г) школы научного управления;
д) количественной школы

36. Причинами сегментации персонала на «ядро» и «периферию» в организации являются:
а) различия в результатах труда, значимость персонала для организации;
б) финансовое положение организации;
в) воля руководства организации;
г) стаж работы;
д) семейное положение

37. С именем какого ученого связано возникновение школы человеческих отношений?
а) Г.Минстбергер;
б) Г.Ганнт;
в) Э.Мэйо;
г) А Маслоу;
д) Д. Карнеги

38. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):
а) ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;
б) распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;
в) ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры;
г) с расширением границ частного бизнеса;
д) с необходимостью увеличения численности аппарата управления

39. Сегодня успех в бизнесе во многом зависит от:
а) методов работы руководителя;
б) творческой активности всех работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения;
в) экономической политики государства;
г) количества выполняемых работниками функций;
д) этапа жизненного цикла, на котором находится организация

40. Сколько сотрудников должно быть в эффективной службе персонала компании:
а) 1 сотрудник службы на каждые 50 сотрудников компании;
б) 1 сотрудник службы на каждые 100 сотрудников компании;
в) 1 сотрудник службы на каждые 150 сотрудников компании;
г) численность зависит от поставленных задач;
д) не менее 10 сотрудников

41. Существование и развитие классической школы управления охватывает следующий временной период:
а) 1930-1960;
б) 1920-1950;
в) 1885-1920;
г) 1950 – по настоящее время;
д) 1970-1991

42. Характеристиками «ядра» персонала как правило не являются:
а) защищенность рабочего места от влияния рынка;
б) гарантия занятости на длительную перспективу;
в) неудобные дни и часы работы;
г) гарантированное пенсионное обеспечение;
д) гарантированное обучение и переквалификация за счет работодателя

43. Что из перечисленного является видом организационного воздействия и чаще всего направлено на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и предназначено для ограниченного числа сотрудников?
а) приказ;
б) распоряжение;
в) инструкция;
г) наставление
д) выговор

44. Что означает «иерархия» в системе контроля организации?
а) означает наличие различных видов информации на различных уровнях иерархии для осуществления контроля;
б) означает наличие автоматически действующих средств при отклонениях в трудовом поведении;
в) означает расчет в финансовых показателях целей, составление смет, издержек;
г) бюрократическая контролирующая надстройка;
д) цепь регламентирующих ограничений

Наши рекомендации