Имущественная поддержка малого бизнеса
Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов: излишками площадей на предприятиях, недогрузкой производственных мощностей и оборудования, недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т. д.
Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно- и научно-технического профиля.
Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках предоставленных полномочий Минимущество и МАП России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого бизнеса. По состоянию на 01.10.02 г. субъектами малого предпринимательства используются более 2 млн. кв. м федеральных площадей, из которых 44% задействованы в 2001 г., при этом 90% площадей являются арендуемыми. Общее количество субъектов малого бизнеса, которым предоставлено в аренду федеральное недвижимое имущество, составляет более 16,5 тыс. предприятий, на которых занято около 128 тыс. человек.
Перспективность данного направления подтверждает широкий спектр возможностей для поддержки малого бизнеса, заложенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от сентября 1999 г.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам I Всероссийской конференции представителей малого бизнеса, и поручений Правительства Российской Федерации, Минимущество совместно с МАП России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало программу «Продажа и сдача в аренду субъектам малого бизнеса имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры». Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности.
В апреле 2002 г. состоялось совместное заседание коллегии Минимущества и МАП России по вопросу: «О содействии развитию малого бизнеса». В решении совместного заседания отражены конкретные меры имущественной поддержки малого бизнеса по следующим направлениям: нормативно-методическое обеспечение, учет и контроль над эффективностью использования государственного имущества, переданного и предназначенного для передачи субъектам малого бизнеса; организация конкретных мероприятий по содействию малому бизнесу на федеральном и региональном уровнях.
Имущественная поддержка заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого бизнеса, с другой ¾ обеспечивающих его субъектам режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. Среди первоочередных задач ¾ разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса государственным имуществом (путем сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе.
Минимуществом и МАП России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.
Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается с учетом эффективности его использования субъектами малого бизнеса исходя из следующих критериев:
· увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы;
· увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;
· развитие приоритетных направлений бизнеса, особенно в производственной сфере;
· выполнение условий использования федерального имущества (долговременное хозяйственное ведение, аренда, выкуп, передача оборудования в лизинг).
При формировании механизма ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса ключевое значение приобретают вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам относится построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также уже переданного имущества, обеспечение контроля эффективности его использования.
Эффективность имущественной поддержки субъектов малого бизнеса в существенной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (МАП, Минимущество, Минэкономразвития, МНС, Минфин). В целях согласованности и обеспечения эффективности их взаимодействия необходимо регламентировать эту деятельность нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества.
Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.