Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса

Координацию работ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в городском округе осуществляет одноименный Совет при Главе городского округа. В своем составе Совет объединяет следующие структуры:

- Администрацию городского округа;

- ОАО «Фонд развития заречного технополиса» (ФРЗТ);

- Зареченское отделение (филиал) Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства;

- ЗАО «Технопарк»;

- Бизнес-инкубатор городского округа Заречный;

- Совет предпринимателей городского округа Заречный.

Под эгидой Совета администрация городского округа реализует мероприятия следующих государственных и муниципальных программ:

- Областная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы;

- Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе Заречный» на 2012-2015 годы.

К основным достижениям по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса на территории городского округа следует отнести следующие:

- создана инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса – ЗАО «Технопарк», бизнес-инкубатор и ОАО «Фонд развития заречного технополиса» (ФРЗТ);

- реализована схема вовлечения объектов муниципального нежилого фонда городского округа Заречный, находящихся в доверительном управлении ФРЗТ, в инвестиционную деятельность;

- реализованы проекты по ряду муниципальных индустриальных парков для размещения производств малого и среднего бизнеса;

- организована работа по созданию регионального индустриального парка «Муранитный» для размещения производств малого и среднего бизнеса;

- в городском округе создаются перспективные площадки для развития производств малого и среднего бизнеса.

ЗАО «Технопарк» осуществляет образовательную и консультационную работу, направленную на развитие малого бизнеса.

На территории функционирует один из первых в Свердловской области бизнес-инкубатор «Заречный», ориентированный на развитие малых инновационных производственных предприятий, который предоставляет современные оснащённые производственные помещения и осуществляет установленную законом налоговую поддержку начинающим предпринимателям.

Развитая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданная сеть инновационных и наукоемких производств на территории городского округа, делают Заречный привлекательным с точки зрения проведения инвестиционных форумов различного уровня.

Из нерешенных задач в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса следует считать следующие:

- недостаточное финансирование программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы;

- сохранение на достаточно высоком уровне административных барьеров на пути развития бизнеса.

Молодежная политика

Молодежная политика городского округа Заречный представлена системой комплексных мер по формированию условий для патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи и реализации ее потенциала.

Координацию работ осуществляет МКУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики городского округа Заречный».

В настоящее время работают два молодежных объединения:

- Молодежная организация филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция»;

- Детско-молодёжная общественная организация «Развитие» (команда стадиона им. В.П. Невского).

Выполнение программ развития детей и юношества происходит также на базе образовательных и спортивных учреждений, а также на базе учреждений культуры.

Профессиональному развитию подростков и молодежи способствуют ярмарки вакансий и информационные встречи специалистов центра занятости населения с выпускниками учебных заведений.

В целях формирования системы привлечения молодых людей к обсуждению и решению проблем молодежи, а также выявления и поддержки активных молодых людей в городе функционирует молодежная администрация городского округа Заречный.

Социально значимые проекты в муниципалитете реализуют как молодежные объединения, так и образовательные и спортивные учреждения, а также учреждения культуры. Эти организации активно принимают участие в конкурсах среди общественных и некоммерческих организаций по разработке и реализации социально-значимых проектов Российской Федерации, Свердловской области, Госкорпорации «Росатом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом», которые предоставляют гранты на их реализацию.

Формирование комплексного подхода к воспитанию молодежи на уровне государства будет способствовать не только увеличению количества подростков, участвующих в различных молодежных проектах, но и становлению важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей молодежи, формированию у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и городского развития.

Культура

Заречный является одним из культурных центров уральского региона. Востребованность в культурном развитии и приобщению к культурным ценностям у жителей города заложены в основах создания муниципалитета, в высоком образовательном и культурном уровне развития первых строителей Белоярской АЭС и города. Высокий интеллектуальный потенциал жителей города сохраняется и по сей день, что определяется, в первую очередь, высокотехнологичными и инновационными производствами города и, как следствие, требованиям к персоналу этих предприятий.

Инновационность и демократичность в области культурного развития позволили сформировать толерантную полиэтническую городскую культурную среду, которая призвана способствовать не только разносторонней самореализации горожан, но и привлекать кадры и инвестиции в экономическую, политическую, образовательную, научную, религиозную и собственно культурную сферы города.

Сфера культуры городского округа Заречный представлена многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности: музыкальное, изобразительное искусство, музейное и библиотечное дело, культурно - досуговая деятельность. Общая численность организаций культуры различных форм собственности насчитывает 7 единиц, в том числе 2 организации осуществляют образовательную деятельность в сфере культуры и искусства. Сеть муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры представлена 6 учреждениями:

- муниципальное казенное учреждение городского округа Заречный «Дворец культуры «Ровесник» (5 филиалов);

- муниципальное казенное учреждение культуры городского округа Заречный «Централизованная культурно-досуговая сеть «Романтик»» (2 филиала);

- муниципальное казенное учреждение городского округа Заречный «Централизованная библиотечная система» (4 филиала);

- Заречное муниципальное казенное учреждение «Краеведческий музей»;

- муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детская художественная школа»;

- муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детская музыкальная школа».

Более 35 процентов муниципальных учреждений культуры – 3 филиала библиотеки, 3 клуба - расположены в сельской местности.

Гордостью Заречного являются:

- любительский театр «Лицей»;

- хореографические ансамбли: «Радуга», «Движение», «Академия таланта»;

- образцовый детский хор;

- цирковая студия «Арена»;

- театр юного зрителя.

Каждый из коллективов неоднократный участник, победитель и лауреат фестивалей международного, государственного и регионального уровня.

Успех коллективов обусловлен высококвалифицированным составом художественных руководителей и педагогов.

Заречный и сам с успехом организует и принимает у себя фестивали различного уровня на своих сценах и театральных площадках.

Сохраняя традиции Екатеринбурга, который наряду с Москвой и Санкт-Петербургом является центром русского рока, родиной многих известных рок-исполнителей и групп, в Заречном созданы условия для развития данного направления культуры.

В городе проходят традиционные рок-фестивали с участием знаменитых российских музыкальных коллективов.

Визитной карточкой города вот уже более 30 лет является традиционный летний Карнавал. Основателем этого мероприятия является Белоярская АЭС, традицию которого поддержали все жители города. В дни проведения Карнавала, пожалуй, ни один житель города не остается безучастным – либо в составе команды-участника, либо в качестве зрителя на улицах города и трибунах стадиона.

В последние годы активно возрождается и развивается движение «Клуба веселых и находчивых», в котором принимают активное участие молодежная организация Белоярской атомной станции, и команды образовательных учреждений города.

Самую активную поддержку в развитии культуры в городском округе оказывают наряду с Правительством Свердловской области, ГК «Росатом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Основными проблемами последних лет остаются следующие.

На сегодня 75 процентов зданий муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств нуждаются в проведении текущих и капитальных ремонтных работ. Проблема неудовлетворительного состояния зданий муниципальных учреждений культуры связана с недостатком бюджетных средств на данные цели. Парк музыкальных инструментов в детских школах искусств, клубах, домах и дворцах культуры изношен в среднем на 75-100 процентов, требует обновления специальное оборудование культурно - досуговых учреждений и книжные фонды общедоступных библиотек городского округа Заречный.

Недостаточный уровень заработной платы, отсутствие специализированного муниципального жилищного фонда, отсутствие необходимого социального пакета у работников культуры в ближайшей перспективе приведет к кадровому дефициту в сфере культуры, который в данный момент удовлетворяется лишь преемственностью поколений и глубокими традициями творческих коллективов города.

Не удовлетворена потребность в услугах учреждений культуры на сельской территории.

Установленный статус учреждений культуры – муниципальные казенные учреждения - не позволяют в полной мере организовать эффективный процесс ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Участие бизнеса, как потенциальной силы, способной поддержать культуру на местном уровне, осуществляется не в полной мере. Препятствиями для участия бизнеса в делах культуры продолжают оставаться отсутствие правовой урегулированности цивилизованного спонсорства и благотворительности, слабая поддержка общественных творческих инициатив.

Физическая культура и спорт

Заречный обладает инфраструктурой для занятий физической культурой и спортом. Здесь расположено 94 спортивных сооружений, 75 из которых находятся в муниципальной собственности, остальные объекты – в собственности ОАО «Концерн Росэнергоатом».

К объектам ОАО «Концерн Росэнергоатом» относится комплекс спортивных сооружений (КСС БАЭС), включающий в себя 1 стадион с трибунами, крытый спортзал, хоккейный корт, 5 теннисных кортов, водно-моторную станцию с водно-моторными боксами, спортивным и тренажерным залом, тиром, и 1 плавательный бассейн.

В состав основных муниципальных спортивных объектов относятся 7 спортивных залов в образовательных учреждениях, 15 плоскостных спортивных площадок, 1 хоккейный корт, 9 футбольных полей, 2 тира, 5 плавательных бассейнов в дошкольных образовательных учреждениях.

Координацию работ по развитию физической культуры и спорта в городском округе осуществляет МКУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики городского округа Заречный», а также в рамках дополнительного образования - «Управление образования городского округа Заречный».

Возрастает интерес жителей к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, чему способствуют строительство и реконструкция спортивных дворовых площадок и кортов, развитие сети фитнес-центров.

На сегодняшний день в городском округе действует несколько спортивных организаций, в т.ч.:

1. Муниципальные:

- Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детско-юношеская спортивная школа»;

- Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Заречный «Детско-юношеская спортивная школа «Спортивный клуб «Десантник» городского округа Заречный»»;

- Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Заречный «Центр детского творчества» (спортивное направление);

- Спортивный клуб при МКУ культуры городского округа Заречный «Централизованная культурно-досуговая сеть «Романтик»»;

- Спортивные секции при образовательных учреждениях.

2. Спортивная организация Белоярской АЭС.

3. Фитнесс - центры: «Галант-клуб», «Атлант».

4. Общественные организации:

- Фонд развития автомотоспорта;

- Автономная Некоммерческая Организация Хоккейный Клуб «Феникс».

Развитие сферы физической культуры и спорта в городе осуществляется по двум основным направлениям: популяризация здорового образа жизни среди молодежи и поддержка спорта высших достижений. Комплексность данного подхода позволяет увеличивать охват занимающихся физической культурой и спортом, формировать положительное отношение населения к здоровому образу жизни.

На спортивных площадках города Заречный принимает соревнования любого уровня, и всегда с успехом их проводит.

Традиционно Заречный является площадкой для проведения соревнований по мотоспорту, водно-моторному спорту.

Тем не менее, в городском округе до сих пор остается ряд не решенных проблем в развитии сферы физической культуры и спорта.

Проблема обеспечения населения городского округа Заречный объектами физкультуры и спорта, в особенности объектами местного социально гарантированного уровня, продолжает оставаться актуальной.

На сегодняшний день большая часть сооружений КСС БАЭС практически исчерпала свой эксплуатационный ресурс и требует капитального ремонта и реконструкции.

Статистические данные показывают, что только 15% процентов населения городского округа Заречный целенаправленно занимаются спортом. До 30% населения никогда не занимались спортом, причем большая часть из них хотела бы заниматься, но не делает этого по причине отсутствия вблизи мест проживания объектов физической культуры и спорта, доступных для всех категорий граждан.

Одной из наиболее сложных проблем развития массового спорта является отсутствие средств на содержание спортивных объектов местного (социально гарантированного) уровня обслуживания, доступных населению города. К таким объектам относятся плоскостные спортивные сооружения во дворах жилого фонда, а также отсутствие крытых физкультурно-оздоровительные сооружения вблизи жилья.

Поскольку за счет роста вложений только бюджетных средств проблему решить не удается, привлечение внебюджетных источников финансирования остается одной из важнейших и нерешенных проблем отрасли. Сложность решения проблемы привлечения внебюджетных средств связана с социальным характером инвестиций в создание спортивных объектов, длительными сроками окупаемости затрат и, следовательно, необходимостью государственной поддержки инвесторов.

Существующая материально-техническая база учреждений физической культуры и спорта не отвечает в полной мере задаче обеспечения развития детско-юношеского спорта, не может удовлетворять потребность и растущий спрос детей и юношества на занятия физической культурой и спортом, поэтому необходимо ее реформирование, создание инфраструктуры, отвечающей всем требованиям развития массового и детско-юношеского спорта.

Многие спортивные объекты городского уровня не соответствуют постоянно возрастающим потребностям населения в новых видах спорта и качестве предоставляемых услуг, вследствие чего они нуждаются в реконструкции и модернизации. Имеющиеся в городе специализированные спортивные объекты спорта не соответствуют стандартам, не охватывают полный спектр видов олимпийского спорта, требуют развития и доведения до уровня технических требований сегодняшнего дня. До сих пор остается нерешенным вопрос о развитии водно-моторного вида спорта, в том числе детского.

Недостаток бюджетных средств не позволяет в полной мере обеспечивать финансирование участия наших спортсменов в соревнованиях Федерального и Мирового уровня, что делает затруднительным реализацию направления «поддержка спорта высших достижений».

На сегодняшний день остается актуальным и сложным вопрос предоставления спортивных услуг людям с ограниченными физическими возможностями здоровья. Практически все существующие в городе спортивные сооружения не приспособлены для занятий людей с ограниченными физическими возможностями.

Туризм

Городской округ Заречный обладает огромным потенциалом для привлечения национального и международного туризма, в том числе по видам:

- рекреационный («Оздоровительный», познавательный (экскурсионный), спортивный, событийный);

- деловой туризм (бизнес-туризм, конгресс-туризм).

Привлекательность Заречного для въездного туризма определяется несколькими факторами:

- уникальность географического местоположения городского округа, сочетающего в себе расположение города на берегу Белоярского водохранилища в вековом сосновом бору и наличие естественной зоны рекреации;

- уникальность научных и промышленных предприятий ядерно-промышленного комплекса, иных инновационных производств;

- развитая инфраструктура города, где сосредоточено большое количество культурно-развлекательных и спортивных учреждений;

- расположение вблизи административно-промышленного и культурного центра Урала – города Екатеринбурга с его богатым историческим и культурным наследием, непосредственно связанным с историей и культурой России;

- расположение рядом с крупным транспортным узлом (международное воздушное, железнодорожное, автотранспортное сообщения);

- проведение различных видов массовых мероприятий (спортивных соревнований, фестивалей, концертной деятельности) регионального, российского и международного уровней.

Несмотря на это темпы развития сферы туризма до сих пор остаются на крайне низком уровне.

Недостаточно развита сфера гостинично-туристического бизнеса, сфера общественного питания.

Отсутствие внятной муниципальной программы развития туризма на территории городского округа, отсутствие бюджетного финансирования, создают сложности в поиске потенциальных инвесторов.

Экологическая ситуация

Состояние окружающей природной среды является одной из важнейших составляющих качества жизни, затрагивающих интересы каждого человека.

Территория городского округа Заречный занимает площадь 29 тыс. га, из них 16 тыс. га — это леса высокого бонитета, которые являются естественным барьером для транспереноса загрязняющих веществ с других территорий.

Подчинённая территория определена, как территория для развития объектов атомной промышленности, и размещение других промышленных объектов, не связанных с данным направлением, ограничено.

Данные производства относятся к особо опасным производствам, поэтому осуществляется жёсткий санитарный и экологический контроль со стороны государственных органов надзора.

Санитарный контроль возложен на ФМБА России, а экологический контроль в части отчётности за выбросы, сбросы загрязняющих химических веществ и движения отходов производства, на «Росприроднадзор» по Свердловской области. Радиационный контроль также осуществляют государственные надзорные органы.

Муниципальный контроль на территории осуществляется в части движения и размещения отходов производства и потребления, а также лесного контроля и земельного.

Учитывая, что на территории расположены специфические объекты, выбросы и сбросы которых строго регламентированы и подконтрольны, то качество окружающей среды на протяжении ряда лет формируется под влиянием взаимодействия между природными и антропогенными факторами. Негативного влияния на атмосферу воздуха, на водные объекты предприятия не оказывают. Территория не является экологически неблагополучной.

Учитывая расположения атомных объектов, водоснабжение в зоне влияния практически централизовано. Питьевой водозабор имеет утверждённые санитарные зоны.

Точки сброса загрязняющих веществ, строго регламентированы. Жилые дома, а это в основном сельская территория, где нет канализационных сетей, передает жидкие отходы на очистные сооружения города.

На территории расположен городской полигон ТБО, деятельность которого осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством. Движение отходов производства и потребления контролируется.

В результате комплексного геологического исследования на территории выявлены проявления меди, молибдена, силикатного никеля, месторождения цветных металлов, строительных материалов, керамического и стекольного сырья, торфа, цветных камней.

Важнейшим элементом природно-хозяйственной системы территории является гидрографическая сеть, представленная главным образом рекой Пышмой, с её многочисленными притоками (10 малых рек) и Белоярским водохранилищем. Малая река Каменка расположена в ЗСО Каменского месторождения подземных вод.

В последние годы наблюдается концентрация населения и увеличение хозяйственной деятельности в долинах малых рек таких как, Камышенка, Гагарка, Мезенка, Черемшанка и др. Загрязнение малодебитных водотоков сточными водами, усиление эрозии почв, вследствие распашки под огороды привело к эвтрофикации малых рек территории муниципального образования. Можно констатировать, что в настоящее время потенциал малых рек на подчиненной территории близок и исчерпанию.

Сохраняется проблема запыленности жилой зоны д. Курманка побочными продуктами добычи и переработки щебеночного камня.

Гражданское общество

Гражданские институты городского округа Заречный - активная и динамичная часть местного сообщества. В городе представлен широкий спектр общественных организаций (около 40 единиц), включающий ветеранские, патриотические, культурно-национальные, молодежные, женские, экологические объединения.

В Заречном активно развивается система партнерства между властью, общественностью, бизнесом, которая основана на системе процедурных механизмов - общественные слушания, «круглые столы», рабочие группы; конкурсных механизмов - субсидии некоммерческим организациям, а также имеет институциональную основу в виде Общественной палаты и различных общественных советов.

Одним из основных элементов межсекторного партнерства является Программный совет стратегического развития городского округа Заречный - общественный коллегиальный орган, объединяющий представителей деловых кругов, общественности, науки и Администрации городского округа, осуществляющий публичное обсуждение Стратегического плана (процесса его разработки, доработки и реализации) и стратегических проектов развития города. Кроме этого, эффективно функционирует механизм публичных слушаний, на которые выносятся наиболее важные вопросы городского развития.

В целях обсуждения широкого круга общественно значимых проблем и внесения предложений по их решению в органы местного самоуправления в городе создана Общественная Палата муниципального образования «городской округ Заречный», состав которой формируется из активных представителей общественности. Основными ее задачами являются: привлечение населения к решению важнейших социальных и экономических вопросов местного значения, проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Важное значение в развитии гражданского общества имеет система информирования населения города о планах и итогах деятельности органов местного самоуправления через средства массовой информации. Взаимодействие Главы городского округа Заречный с населением города осуществляется через личный прием, пресс-конференции, выступления, доклады, отчеты, через средства массовой информации и электронную приемную, расположенную на официальном портале города - http://gorod-zarechny.ru.

Безопасность

Обеспечение общественной безопасности на территории городского округа Заречный осуществляется комплексно и включает в себя несколько направлений:

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

- Профилактика правонарушений;

- Повышение безопасности дорожного движения;

- Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотиков.

Организация и выполнение указанных задач возложено на следующие учреждения и структуры:

- Администрация городского округа Заречный;

- МКУ городского округа Заречный «Центр спасения»;

- Отдел гражданской защиты г. Заречный государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области»;

- Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Заречный;

- 99 пожарная часть 59 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Свердловской области;

- Межмуниципальный отдел МВД России «Заречный»;

- иные государственные и муниципальные учреждения.

Важная роль в охране общественного порядка отводится общественной организации – Центру охраны общественного правопорядка, казачеству. При подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения создана народная дружина по своему профессиональному назначению. Развивается рынок частной охранной деятельности.

С целью обеспечения безопасной эксплуатации ядерно-опасных объектов привлечена специализированная воинская часть, а также создано специализированное подразделение охраны в структуре ГК «Ростатом».

Реализация системного подхода, предусматривающая координацию деятельности субъектов, и внедрение новых технологий, направленных на обеспечение правопорядка, позволит снизить масштабы и динамику регистрируемых правонарушений и повысить общественную безопасность в городском округе Заречный.

Наши рекомендации