Рыночное равновесие и равновесные цены
Из таблицы 6.1. видно, что только при цене 3 руб. за 1 кг яблок величина равна спроса равна величине предложения (4 250 кг = 4 250 кг). При этой цене нет ни излишков, ни дефицита данного продукта. На рынке возникло равновесие, которое свидетельствует о том, что ни у покупателей, ни у производителей нет желания изменять цену и количество предложенных и спрашиваемых яблок.
Рис.6.5. Равновесие на рынке яблок
При цене меньше трех рублей за 1 кг яблок существует нехватка или дефицит яблок вследствие того, что величина спроса на яблоки больше их величины предложения. Это свидетельствует о несбалансированности рынка.
При цене выше 3 рублей за 1 кг яблок на рынке появляются их излишки по причине того, что величина предложения яблок превышает величину спроса на них. Это также свидетельствует о несбалансированности рынка яблок.
Если величина спроса на яблоки больше величины их предложения, цена на яблоки повышается, приближаясь к 3 рублям за 1 кг. Если величина спроса на яблоки меньше величины их предложения, цена на яблоки снижается, приближаясь к 3 рублям за 1 кг.
Колебания цен будут продолжаться до тех пор, пока не установится устойчивая цена, то есть цена равновесия, уравнивающая величину спроса и величину предложения яблок. Иначе говоря, равновесная цена, в нашем примере равная трем рублям за 1 кг, синхронизирует и согласует решения, интересы потребителей и производителей. На конкурентном рынке процесс установления равновесной цены осуществляется стихийно, автоматически, в результате конкуренции между производителями и потребителями.
На графике равновесная цена и равновесное количество яблок определяется в точке пересечения кривых спроса DD и предложения SS.
Рассмотрев, как изменяется величина спроса и величина предложения под влиянием изменения цены яблок, переходим к следующему этапу исследования конъюнктуры рынка предполагает анализ влияния изменений спроса и предложения под влиянием неценовых факторов на равновесную цену.
Сначала рассмотрим последствия изменений спроса, допуская, что предложение остается постоянным и что вследствие роста доходов населения, спрос возрастает. Как это повлияет на равновесную цену продукта ?
Увеличение спроса при неизменном предложении порождает два эффекта: эффект повышения равновесной цены с ОР до ОР1 и эффект увеличения равновесного количества продукта с OQ до OQ1 в долговременном периоде.
Рис.6.6 Изменение равновесной цены и равновесного количества продукта
Уменьшение спроса порождает эффект уменьшения равновесной цены с ОР до ОР2 и эффект сокращения равновесного количества продукта с OQ до OQ2.
Теперь предположим, что спрос постоянен, а изменяется предложение, но предложение увеличивается вследствие снижения цен на ресурсы. Как это повлияет на равновесную цену и равновесное количество продукта?
Рис.6.7 Изменение равновесной цены и изменение равновесного
количества продукта
Равновесная цена продукта снизится с ОР до ОР1, а равновесное количество продукта возрастет с OQ до OQ1.
Повышение налога на прибыль сокращает предложение продукта, вследствие чего равновесная цена повышается с ОР до ОР2, а равновесное количество продукта уменьшается с OQ до OQ2.
На рынке товаров и услуг могут возникать и более сложные случаи, когда спрос и предложение изменяются одновременно:
1) в одном направлении, но в разной степени или в одинаковой;
2) в разном направлении в одинаковой степени или в разной степени - например, спрос сокращается в большей мере, а предложение увеличивается, но в меньшей мере и т.д.
Эти и другие случаи изменения равновесной цены и равновесного количества продукта под влиянием изменения спроса и предложения можно исследовать самостоятельно, используя графический метод.
Рассмотренная нами модель рынка яблок является базовой для объяснения функционирования не только рынка товаров и услуг, но и рынка ресурсов.
Например, какие формы принимают кривые спроса и предложения на рынке ресурсов?
Как и на рынке продуктов, кривые предложения ресурсов (например, труда) обычно восходящие, а кривые спроса нисходящие. Почему? Величина спроса на ресурс зависит от его цены: при повышении цены на ресурс величина спроса на него сокращается и наоборот. Предприниматели, как правило, заменяют дорогие ресурсы дешевыми.
Кривые предложения ресурсов являются восходящими: рост цены на ресурс увеличивает величину его предложения и наоборот. Например, рост заработной платы юристов увеличивает величину предложения труда со стороны работников данной специальности.
Итак, базовая модель рынка товаров и услуг нужна для следующего:
1) создание рынка ресурсов;
2) прогнозирование спроса и предложения товаров вследствие изменения их цен;
3) прогнозирование цен вследствие изменения спроса и предложения товаров.
Нужно помнить, что ключевую роль в рыночном механизме ценообразования играет спрос, который определяет структуру производства в экономике. Вследствие этого в рыночной экономике не возникает дефицит, нет излишков товаров и услуг. Это свидетельствует о том, что в условиях рынка экономические ресурсы используются эффективно, в соответствии с предъявляемым спросом населения. Колебания цен служат сигналом для перелива ресурсов из экономически неэффективных отраслей, продукция которых не пользуется спросом, в эффективные отрасли, продукция которых пользуется спросом.
В результате переливов ресурсов устанавливается равновесная цена на тот или иной товар, услугу. Так работает механизм рынка в условиях совершенной конкуренции.
Вмешательство в процесс ценообразования государства и монополий превращает рынок свободной конкуренции в несовершенный. Например, в целях поддержания потребителя государство назначает цену ниже равновесной, в результате чего образуется дефицит товаров и услуг. В целях поддержания производителя государство назначает цену выше равновесной, в результате чего возникают излишки товаров и услуг. К таким же последствиям приводит манипулирование ценами монополиями, которые устанавливают их чаще всего выше равновесной, что позволяет сокращать производство и получать экономическую прибыль. Таким образом, в следствие вмешательства государства и монополий в процесс ценообразования - ограниченные ресурсы используются неэффективно. Более того, такое вмешательство может парализовать рыночный механизм и привести к фиаско рыночную систему.
Чтобы не допустить этого, государство прибегает не к прямым, административным методам регулирования экономики, а к косвенным, экономическим, с помощью субсидий и дотаций, льготных кредитов и налогообложения, создания стабилизационных фондов и т.д. Нужно помнить, что главной экономической функцией государства является поддержание благоприятных условий для конкуренции, стабильное развитие экономической системы в целом.
6.4 Эластичность: виды и оценка
Исследуем влияние изменения цены на спрос, объем покупаемой продукции и выручку предпринимателя.
Мера гибкости, или чувствительности потребителей и производителей к изменению цены продукта называется эластичностью.
Степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от продукта к продукту. Например, рост цены на хлеб незначительно сократит спрос на него. А вот рост цены на шоколад - значительно.
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие продукты называетсянеэластичным (например, спрос на хлеб). Как правило, спрос на продукты первой необходимости является неэластичным.
Если небольшие изменения в цене ведут к значительному изменению в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты является эластичным (например, спрос на шоколад). Как правило, на предметы роскоши спрос бывает эластичным.
Эластичность измеряется отношением процентного изменения одной переменной величины к процентному изменению другой переменной величины:
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
ЕD = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Приведенное отношение (ЕD) называется ценовым коэффициентом дуговой эластичности. Оно показывает, на сколько процентов изменяется спрос в результате изменений на 1% цены. Коэффициент спроса по цене можно рассчитать следующим образом:
где Q1и Q2 - первоначальный и текущий спрос;
Р1 и Р2 - первоначальная и текущая цена это коэффициент дуговой эластичности.
Он позволяет определить эластичность спроса в центре отрезка кривой спроса.
Нисходящая кривая спроса показывает обратную зависимость между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Поэтому ценовой коэффициент эластичности (ЕD) будет всегда иметь отрицательное значение. Экономисты игнорируют отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента спроса по ценам.
Р
D
1 D
1 2 3 Q
Рис.6.8. Случай снижения цены
Подсчитаем ЕD, используя данные (рис.6.8) Р1=2, Q1=1, Р2=1,Q2=2.
ЕD=1 означает: снижение цены на 1% повышает спрос на 1% и наоборот, повышение цены на 1% снижает спрос на 1%.
- если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Отсюда ЕD больше 1;
- если снижение цены на 3% даёт в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Отсюда ЕD меньше 1;
- если падение цены на 1% вызывает рост спроса на 1%, то такой вид спроса называется единичной эластичности;
- если ЕD равен 0,спрос абсолютно неэластичен, т.е. изменение цены не отражается на величине спроса;
- если ЕD равен бесконечности, спрос абсолютно эластичен, т.е. любое повышение цены приведет к полному отказу от приобретения товара, а если цена понизится, то к неограниченному росту спроса.
Простейшим способом проверки эластичности спроса в случае изменения цены продукта является определение общей выручки. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение выручки в том же направлении. В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без изменения.
Таблица 6.2.
Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности
Кол-во спрашиваемой в течение недели продукции, ед. | Цена ед. продукта, долл. | Общая выручка, долл. | Оценка по показателю общей выручки | Коэффициент эластичности ED | |||
эластичный | |||||||
эластичный | |||||||
эластичный | |||||||
эластичный | |||||||
16000 | неэластичный |
Рис.6.9. Кривая спроса
Кривая спроса фирмы состоит из двух отрезков: эластичного (при цене от 5 до 2 дол.) и неэластичного (при цене от 2 до 1 дол.).
Выручка растет при цене на продукт от 5 до 2 долл., падает при цене от 2 до 1 долл.
Ценовая эластичность, как мы видим, имеет важное значение для фирм - ценоискателей, то есть для фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.)
Рассмотрим факторы ценовой эластичности спроса.
1. Наличие заменителей. Спрос на продукт тем эластичнее, чем больше хороших заменителей он имеет.
2. Удельный вес в бюджете потребителя. Спрос тем эластичнее, чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно бывает неэластичен, а эластичен на предметы роскоши.
4. Фактор времени. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения.
Спрос на товары зависит от дохода потребителя. Степень эластичности спроса относительно дохода (ЕL) измеряется следующим образом:
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
EL= -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение дохода
Она рассчитывается так же, как и ценовая эластичность спроса. Только в знаменателе вместо процентного изменения цены берется процентное изменение дохода.
Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение, которое свидетельствует о том, что по мере роста дохода увеличивается потребление нормальных товаров, или товаров высшей категории.
Отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на то, что по мере снижения дохода увеличивается потребление товаров низкого качества.
Спрос на определенный продукт зависит от цен на продукты, которые его заменяют или дополняют. Поэтому рассчитываютперекрестную эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса Еху позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на один продукт (например, Х) к изменению цены другого продукта (например, У).
Формула перекрестной эластичности:
процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х
Еху = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены продукта У
Если коэффициент Еху имеет положительное значение, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами.
Если коэффициент Еху имеет отрицательное значение, продукты Х и У взаимодополняемы.
Нулевой или почти нулевой коэффициент Еху свидетельствует о том, что продукты не связаны между собой, т.е. являются независимыми товарами.
Концепция перекрестной эластичности позволяет более глубоко понять смысл явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров.
Итак, для того чтобы предвидеть спрос, надо рассчитать, по крайней мере, один прямой (Ед) и серию перекрестных коэффициентов эластичности по цене, а также показатель эластичности спроса по доходу (Е1).
Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению продуктов. Мерой реакции производителя на изменение цены на продукт являетсяэластичность предложения по цене.
Коэффициент ценовой эластичности предложения ЕL рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса Еc, ,только вместо величины спроса в числителе берется величина предложения.
процентное изменение количества предлагаемой продукции
Ec= -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, или фактор времени. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения.
При анализе влияния фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают следующие рыночные периоды:
1) кратчайший – период, недостаточный для изменения объема выпускаемой продукции. Поэтому предложение в этом периоде является неэластичным;
2) среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения производства на существующих площадях. Поэтому предложение в этом периоде является более эластичным;
3) долгосрочный – период, достаточный не только для расширения или сокращения существующего производства, но и для вступления на рынок новых или ухода с него ранее действовавших предприятий. Поэтому предложение в долгосрочном периоде более эластично, чем в предыдущих периодах.
Одно замечание: кривая предложения представляет собой восходящую линию. Поэтому, цена продукта и суммарный доход производителя всегда изменяются в одном и том же направлении независимо от степени эластичности или неэластичности.
Концепция ценовой эластичности предложения имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую - потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем. Почему?
В случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-заменители. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее, что учитывается правительством в осуществлении своей налоговой политики.
Предприниматели учитывают закономерности спроса при осуществлении своей ценовой стратегии. Правительство опирается на них при разработке бюджетно-налоговой политики. Например, выбирая, какие товары обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен (спирт, табак).