Стратегические цели на разных иерархических уровнях
1. Корпоративная стратегия касается главным образом выбора областей бизнеса, в которых фирма будет действовать, а также разработки и координации портфеля направлений бизнеса. Стратегия на корпоративном уровне включает вопросы корпоративного видения и миссии, конкурентных контактов, системы управления бизнес-процессами, управления взаимодействием подразделений и практики менеджмента.
2.К бизнес-стратегии относятся планы боевых действий и тактические приемы борьбы с конкурентами. Стратегической бизнес-единицей может быть любой центр прибыли, для которого возможно составление отдельных планов, независимо от других подразделений корпорации. На уровне подразделения рассматриваются такие стратегические вопросы, как практическая координация оперативных единиц и создание устойчивого конкурентного преимущества для производимых продуктов и услуг. Формулирование и реализация бизнес-стратегии осуществляются путем позиционирования и дифференцирования бизнеса по отношению к конкурентам; кросс-функционального управления бизнес-процессами на уровне подразделений; прогнозирования изменений в технологиях и покупательских предпочтениях и адаптации стратегии к этим изменениям; влияния на природу конкуренции средствами стратегических и политических действий; построения стратегических альянсов и коинновации с другими подразделениями и покупателями.
3. Функциональная стратегия касается оперативных методов, относящихся к функциональным бизнес-процессам, цепочке формирования ценности и другим выбранным для данного бизнеса действиям по созданию добавочной стоимости. Сюда также входят развитие и координация ресурсов (люди, разработки, финансы и т.д.), использование которых позволяет эффективно и продуктивно реализовать имеющиеся бизнес-стратегии.
Вместо предисловия
Одна из наиболее важных задач менеджеров — вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения— стратегической пирамиды, — куда входят связанные между собой видение, миссия, цели и стремления.
Однако для подавляющего большинства компаний наличие хорошо определенных видения и миссии ничего не меняет. Если видения и миссии используются лишь для опубликования в ежегодных отчетах и вывешивания для всеобщего обозрения в холле для посетителей, процесс их выработки окажется абсолютной потерей времени и пустой тратой задействованных талантов. Одна из основных причин бесполезности таких видений и миссий для достижения желаемых результатов — наивность большинства менеджеров и руководителей. Ничто не происходит само собой, как по волшебству. Чтобы заряжать людей энергией и направлять их работу, видения и миссии не должны быть лишь надписью на стене. Руководители и менеджеры должны действовать, руководствуясь ими, причем так, чтобы все это видели, и постоянно напоминать о них своим сотрудникам.
Видение
Видение — это краткая, лаконичная и вдохновляющая констатация того, чем организация хочет стать и чего достичь в обозримом будущем, часто выраженная в конкурентных терминах. Видение описывает широкие, активные и направленные в будущее намерения. Это — образ, который компания должна поставить выше своих целей еще до того, как приступить к их достижению. Он описывает желаемый будущий результат, не указывая, как он будет достигнут.
Пример видения: «Стать лидирующей в мире компанией в области производства автомобилей и сопутствующих товаров и услуг» (Ford).
Констатация миссии
Констатация миссии облекает в конкретную форму корпоративное видение и взгляд лидеров на направление деятельности, намерение, ценности и стержневые компетенции организации. Для корпоративных лидеров она является жизненно важным элементом мотивирования сотрудников, поскольку позволяет им ощутить приоритеты фирмы.
Пример миссии: «Миссия компании Chrysler— удовлетворять покупателя. Мы достигаем этого с помощью совершенства инженерных решений, инновационных продуктов высшего качества и передовых услуг. И мы работаем как команда».
Постановка целей
Основным результатом стратегического планирования после сбора всей необходимой информации является постановка корпоративных целей на основе видения и миссии. Цели должны быть конкретными, дерзкими, но достижимыми в течение определенного периода времени.
Стратегическое устремление
Стратегическое устремление — это корпоративное видение того, чего фирма хочет достичь в отдаленном будущем. Оно должно фокусироваться не на сегодняшних проблемах, а на завтрашних возможностях. Оно должно быть довольно дерзким, задавать направление, создавать атмосферу новых открытий и возможностей, чтобы зажечь подчиненных.
Для стратегического устремления важны логика, уникальность и атмосфера открытий, которые позволяют сотрудникам реализовать его максимально успешно. Люди должны его понимать, верить в него и действовать в соответствии с ним. Стратегия должна быть дерзкой, а не удобной. Формулировка стратегического намерения должна помочь организации и ее сотрудникам разделить общее намерение выжить и процветать, а также заглянуть в будущее.