Стратегические цели на разных иерархических уровнях

1. Корпоративная стратегия касается главным образом выбора областей бизнеса, в которых фирма будет действо­вать, а также разработки и координации портфеля направле­ний бизнеса. Стратегия на корпоративном уровне включает вопросы корпоративного видения и миссии, конкурентных контактов, системы управления бизнес-процессами, управления взаимодействием подразделений и практики менедж­мента.

2.К бизнес-стратегии относятся планы боевых дейст­вий и тактические приемы борьбы с конкурентами. Стратегической бизнес-единицей может быть любой центр прибыли, для которого возможно составление отдельных планов, независимо от других подразделений корпорации. На уровне подразделения рассматриваются такие стратеги­ческие вопросы, как практическая координация оператив­ных единиц и создание устойчивого конкурентного пре­имущества для производимых продуктов и услуг. Форму­лирование и реализация бизнес-стратегии осуществляются путем позиционирования и дифференцирования бизнеса по отношению к конкурентам; кросс-функционального управления бизнес-процессами на уровне подразделений; прогнозирования изменений в технологиях и покупатель­ских предпочтениях и адаптации стратегии к этим измене­ниям; влияния на природу конкуренции средствами стра­тегических и политических действий; построения страте­гических альянсов и коинновации с другими подразделе­ниями и покупателями.

3. Функциональная стратегия касается оперативных ме­тодов, относящихся к функциональным бизнес-процессам, цепочке формирования ценности и другим выбранным для данного бизнеса действиям по созданию добавочной стои­мости. Сюда также входят развитие и координация ресурсов (люди, разработки, финансы и т.д.), использование которых позволяет эффективно и продуктивно реализовать имею­щиеся бизнес-стратегии.

Вместо предисловия

Одна из наиболее важных задач менеджеров — вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения— стратегической пи­рамиды, — куда входят связанные между собой видение, миссия, цели и стремления.

Однако для подавляющего большинства компаний на­личие хорошо определенных видения и миссии ничего не меняет. Если видения и миссии используются лишь для опубликования в ежегодных отчетах и вывешивания для всеобщего обозрения в холле для посетителей, процесс их выработки окажется абсолютной потерей времени и пустой тратой задействованных талантов. Одна из основных при­чин бесполезности таких видений и миссий для достижения желаемых результатов — наивность большинства менедже­ров и руководителей. Ничто не происходит само собой, как по волшебству. Чтобы заряжать людей энергией и направ­лять их работу, видения и миссии не должны быть лишь над­писью на стене. Руководители и менеджеры должны дейст­вовать, руководствуясь ими, причем так, чтобы все это виде­ли, и постоянно напоминать о них своим сотрудникам.

Видение

Видение — это краткая, лаконичная и вдохновляющая констатация того, чем организация хочет стать и чего дос­тичь в обозримом будущем, часто выраженная в конкурент­ных терминах. Видение описывает широкие, активные и направленные в будущее намерения. Это — образ, который компания должна поставить выше своих целей еще до того, как приступить к их достижению. Он описывает желаемый будущий результат, не указывая, как он будет достигнут.

Пример видения: «Стать лидирующей в мире компанией в области производства автомобилей и сопутствующих товаров и услуг» (Ford).

Констатация миссии

Констатация миссии облекает в конкретную форму кор­поративное видение и взгляд лидеров на направление дея­тельности, намерение, ценности и стержневые компетен­ции организации. Для корпоративных лидеров она является жизненно важным элементом мотивирования сотрудников, поскольку позволяет им ощутить приоритеты фирмы.

Пример миссии: «Миссия компании Chrysler— удовле­творять покупателя. Мы достигаем этого с помощью совершенства инженерных решений, инновационных продуктов высшего качества и передовых услуг. И мы работаем как команда».

Постановка целей

Основным результатом стратегического планирования после сбора всей необходимой информации является по­становка корпоративных целей на основе видения и мис­сии. Цели должны быть конкретными, дерзкими, но дос­тижимыми в течение определенного периода времени.

Стратегическое устремление

Стратегическое устремление — это корпоративное виде­ние того, чего фирма хочет достичь в отдаленном будущем. Оно должно фокусироваться не на сегодняшних проблемах, а на завтрашних возможностях. Оно должно быть довольно дерзким, задавать направление, создавать атмосферу новых открытий и возможностей, чтобы зажечь подчиненных.

Для стратегического устремления важны логика, уни­кальность и атмосфера открытий, которые позволяют со­трудникам реализовать его максимально успешно. Люди должны его понимать, верить в него и действовать в соответ­ствии с ним. Стратегия должна быть дерзкой, а не удобной. Формулировка стратегического намерения должна помочь организации и ее сотрудникам разделить общее намерение выжить и процветать, а также заглянуть в будущее.

Наши рекомендации