Характеристика областей стратегических позиций

Агрессивные позиции

«Лидер». Компания ведет свой бизнес в очень привлекательной отрасли, имея сильные конкурентные преимущества, Макросреда адекватна бизнесу компании, а ее стратегический потенциал позволяет полностью контролировать этот бизнес.

«Агрессор». Стратегический потенциал компании полностью позволяет контролировать условия бизнеса в адекватной макросреде. Компания ведет свой бизнес в достаточно привлекательной отрасли и имеет хорошие конкурентные преимущества.

Микроокружение
Макроокружение
2 квадрант:области стратегических позиций, занимая которые организация может развивать стратегию,агрессивную по характеру
3 квадрант: области самых слабых стратегических позиций, в которых от организации требуется максимально осторожная линия поведения
1 квадрант:области консервативныхстратегических позиций
4 квадрант:области стратегических позиций, в которых организации лучше всего разрабатывать конкурентные линии поведения
Рыночные условия
Отраслевые условия


Консер­ватор Скупой рыцарь Свой среди чужих, чужой среди своих Кандидат в мастера Агрессор Лидер
Кулак Середняк Гадкий утенок Еще не муж, уже не мальчик Надежда Авторитет
Хуторянин Люмпен Блэк Джек   Трудный ребенок   Испытатель Коллега
Колхозник Цыган   Дойная корова   Собака Стажер Подрас­тающая смена
  Сухой лист   Флюгер Коробочка Трутень Кокон Новый русский
Банкрот   Живой труп   Обломов Дон-Кихот Чичиков Баловень судьбы

Рис. 11. Пространство стратегических позиций

«Кандидат в мастера». Компания с высоким стратегическим потенциалом осуществляет свой бизнес в адекватных макроусловиях. Однако она, характеризуясь хорошими конкурентными преимуществами, функционирует в недостаточно привлекательной отрасли или ведет свой бизнес в привлекательной отрасли, но не обладает высокими конкурентными преимуществами.

«Авторитет». Компания обладает сильными конкурентными пре­имуществами, осуществляет свой бизнес в очень привлекательной отрасли. Степень адекватности стратегического потенциала компании макросреде достаточно высока. Некоторое ухудшение макроусловий нейтрализуется высоким стратегическим потен­циалом, и наоборот.

«Надежда». Наиболее типичный представитель стратегических позиций агрессивного профиля. Компания функционирует в достаточно привлекательной отрасли и характеризуется хорошими конкурентными преимуществами. Стратегический потенциал компании позволяет достаточно полно контролировать условия макросреды.

«Еще не муж, уже не мальчик». Компания с достаточно высоким стратегическим потенциалом и адекватностью его макроусловиям функционирует не в самой привлекательной отрасли или имеет недостаточные конкурентные преимущества.

«Коллега». Компания с очень высоким конкурентным статусом, осуществляющая деятельность в очень привлекательной отрасли; характеризуется в то же время недостаточным стратегическим потенциалом или функционирует в условиях нестабильной макросреды.

«Испытатель». Компания ведет свой бизнес в достаточно привлекательной отрасли и характеризуется хорошими конкурентными преимуществами, но обладает недостаточным стратегическим потенциалом, или макросреда, в которой она действует, является не совсем благоприятной.

«Трудный ребенок». Компания функционирует или в недостаточно привлекательной отрасли, или имеет не очень высокие конкурентные преимущества. Стратегический потенциал еще способен нейтрализовать неблагоприятные условия макросреды.

Консервативные позиции

«Консерватор». Компания характеризуется очень высоким стратегическим потенциалом, способным полностью контролировать условия макросреды. Однако бизнес свой ведет в одной из самых непривлекательных отраслей и не имеет практически никаких конкурентных преимуществ.

«Скупой рыцарь». Компания с очень высоким стратегическим потенциа­лом функционирует в очень благоприятных условиях макросреды. Но осуществляемый вид бизнеса имеет низкие конкурентные преимущества и ведется в малопривлекательной отрасли.

«Свой среди чужих, чужой среди своих». Бизнес, осуществляемый компанией, полностью адекватен макросреде. Стратегический потенциал очень высок. Однако деятельность ведется или не в той отрасли, которая отличается привлекательностью, или компания характеризуется низкими конкурентными преимуществами по сравнению с другими представителями этой отрасли.

«Кулак». Компания ведет свой бизнес в одной из самых непри­влекательных отраслей, не обладает никакими конкурентными преимуществами. Но при этом характеризуется высоким стратегическим потенциалом, позволяющим достаточно полно контролировать изменение условий макросреды.

«Средний класс». Компания относится к малопривлекательным отраслям деятельности и имеет низкие конкурентные преимущества, но имеет значительный стратегический потенциал, способный противостоять изменяющимся макроусловиям.

«Гадкий утенок». Стратегический потенциал компании достаточно полно контролирует условия макросреды. Потенциал относительно высок, макроусловия осуществления бизнеса благоприятны. Но отрасль, в которой функционирует компания, недостаточно привлекательна или не достигнуты необходимые конкурентные преимущества.

«Хуторянин». Компания занимается одним из самых непривлекательных видов деятельности и не имеет никаких конкурентных преимуществ. Однако стратегический потенциал компании еще способен в определенной мере нейтрализовать негативное действие изменяющихся условий макросреды.

«Люмпен». Стратегический потенциал компании или недостаточно высок в благоприятных условиях макросреды, или же в основном тратится на преодоление ее негативного влияния. Бизнес осуществляется в непривлекательной отрасли и не имеет преимуществ по сравнению с конкурентами.

«Блэк Джек». Компания ведет бизнес в недостаточно привлекательной отрасли или еще не достигла необходимых конкурентных преимуществ. Стратегический потенциал способен противостоять изменяющимся условиям макросреды.

Оборонительные позиции

«Банкрот». Компания, функционирующая в сугубо неблагоприятных условиях макросреды, характеризуется полным отсутствием стратегического потенциала. Бизнес, осуществляемый компанией, не имеет никаких конкурентных преимуществ и ведется в одной из самых непривлекательных отраслей.

«Живой труп». Компания, обладающая низким конкурентным статусом, ведет свой бизнес в непривлекательной отрасли. Вся деятельность компании полностью определяется неблагоприятным климатом макросреды, так как стратегический потенциал компании, способный противостоять его воздействию, отсутствует.

«Обломов». Деятельность компании ведется или не в той отрасли, которая достаточно привлекательна, или компания характеризуется низкими конкурентными преимуществами по сравнениюс другими представителями этой отрасли. Стратегический потенциал компании минимален, макроусловия осуществления бизнеса абсолютно неблагоприятны.

«Сухой лист». Бизнес ведется водной из самых непривлекательных отраслей, у компании отсутствуют какие бы то ни было конкурентные преимущества. В связи с тем, что стратегический потенциал компании не способен противостоять негативным факторам макросреды, ее деятельность находится в основном под воздействием этих факторов.

«Флюгер». Решающее воздействие на функционирование компании оказывает неблагоприятная макросреда иизменения, происходящие в ней. Стратегический потенциал компании очень низок. Деятельность компании, обладающей низким конкурентным статусом, ведется в малопривлекательной отрасли.

«Коробочка». Стратегический потенциал компании очень мал и не способен нейтрализовать воздействие неблагоприятных макроусловий. Кроме того, отрасль, в которой функционирует компания, недостаточно привлекательна или не достигнуты необходимые конкурентные преимущества.

«Колхозник». Конкурентные преимущества компании, ведущей свой бизнес в очень непривлекательной отрасли, отсутствуют. Стратегический потенциал не позволяет компании полностью нейтрализовать негативное воздействие макроусловий.

«Цыган». Компания, функционирующая в малопривлекательной отрасли, характеризуется низкими конкурентными преимуществами. Воздействие макросреды значительно ине перекрывается стратегическим потенциалом компании.

«Дойная корова». Стратегический потенциал компании не позволяет полностью контролировать макроусловия осуществления бизнеса. Конкурентный статус компании недостаточно высок или бизнес осуществляется в отрасли, характеризующейся незначительной привлекательностью.

Конкурентные позиции

«Баловень судьбы». Компания, имеющая максимальный конкурентный статус, осуществляет свою деятельность в одной из самых привлекательных отраслей. Приэтом компания, функционирующая в абсолютно неблагоприятных условиях макросреды, характеризуется полным отсутствием стратегического потенциала.

«Чичиков». Компания функционирует в достаточно привлекатель­ной отрасли и характеризуется хорошим конкурентным статусом. Однако вся деятельность компании полностью определяется неблагоприятной макросредой, так как стратегический потенциал компании, способный противостоять ее воздействию, отсутствует.

«Дон Кихот». Негативное воздействие макроусловий абсолютно не перекрывается стратегическим потенциалом компа­нии, так как он минимален. Кроме того, компания функционирует или в недостаточно привлекательной отрасли, или имеет не очень высокие конкурентные преимущества.

«Новый русский». Вид бизнеса, выбранного компанией, относится к очень привлекательным. Конкурентный статус компании максимален. Однако стратегический потенциал компании очень мал и не способен нейтрализовать воздействие неблагоприятных макроусловий.

«Кокон». Компания осуществляет свой бизнес в привлекательной отрасли и характеризуется значительными конкурентными преимуществами. Но стратегический потенциал компании не способен противостоять негативным факторам макросреды, поэтому ее деятельность находится в основном под воздействием этих факторов.

«Трутень». Компания, ведущая свой бизнес в привлекательной отрасли, имеет невысокий конкурентный статус, или статус компании среди конкурентов достаточно высок, но отрасль не относится к привлекательным. При этом решающее воздействие на функционирование компании оказывает неблагоприятная макросреда и изменения, происходящие в ней.

«Подрастающая смена». Компания, обладая сильными конкурентными преимуществами, осуществляет свой бизнес в очень привлекательной отрасли. Однако стратегический потенциал не позволяет компании полностью нейтрализовать негативное воздействие макроусловий.

«Стажер». Компания, имеющая хорошие конкурентные преимущества, ведет свой бизнес в достаточно привлекательной отрасли. Но воздействие макросреды значительно и не перекрывается стратегическим потенциалом компании.

«Собака». Стратегический потенциал компании не позволяет полностью контролировать изменяющиеся факторы макросреды. Кроме того, компания ведет свой бизнес или в недостаточно привлекательной отрасли, или имеет не очень сильные конкурентные преимущества.

Литература

1. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2003. – 416 с.

2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 236 с.

3. Литвак Б.Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс. – 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 384 с.

4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – 288 с.

5. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. – 336 с.

6. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. - М.: Вильямс, 2003. – 928 с.

7. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

Приложение

Стратегическое управление

Наши рекомендации