Возникновение, сущность и функции денег.
Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.
Деньги не являются изобретением, продуктом разума или социального конструирования, они возникли самопроизвольно, независимо от воли и желания людей много тысячелетий тому назад. В связи с тем, что на разные товары затрачен не одинаковый труд, товары имеют и неодинаковую стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость товаров, т. е. появляется понятие меновой стоимости. Наилучшую пригодность в этом плане показали золото и серебро. Затем на смену слиткам появились монеты. Они обладали твердым номиналом, поскольку содержали точные весовые характеристики. Вслед за монетами в денежном обращении появились бумажные деньги.
Следующим этапом в эволюции денег был переход функции эмиссии (выпуска) денег к центральным банкам. При этом первоначально центральные банки обеспечивали полную конвертируемость банкнот в золото, что называлось системой золотого стандарта.
Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Сущность денег характеризуется тем, что:
- деньги являются всеобщим товарным эквивалентом;
- деньги служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и т.д.
- деньги улучшают условия сохранения стоимости.
- деньги фактически выступают формой всеобщей общественной связи между экономическими субъектами.
Функциям денег присуща стабильность, они мало подвержены изменениям, в то время как роль денег в различных условиях может меняться.
Функции денег:
- мера стоимости - заключается в оценке стоимости товаров путем установления цены. Цена - это денежное выражение стоимости товара;
- средства обращения - деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене;
- средства платежа - данную функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами, при погашении задолженности по заработной плате и т.д. . Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами;
- средства накопления - обеспечивая его владельцу получения любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции;
- мировые деньги - Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег; это всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
Теории цен. Виды цен.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
- Цена обусловлена объективными затратами,
- Цена обусловлена субъективной оценкой полезности.
Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы:Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.
Строго говоря, Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа рассматривает противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление.
Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов.
Жан Батист Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены.
Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:
- вида рынка:
- цены товарных аукционов;
- биржевые котировки;
- цены торгов;
- времени:
- постоянная цена;
- сезонная;
- ступенчатая;
- объема продаж:
- оптовые цены (в т. ч. биржевые);
- розничные цены;
- государственного воздействия, регулирования:
- свободные цены (цена спроса, цена предложения);
- регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);
- способа фиксации:
- фиксированные (твердые);
- подвижные (зафиксированные на момент подписания контракта с возможностью пересмотра с учетом изменений на рынке);
- скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);
- информации об уровне цены:
- публикуемые – справочные и прейскурантные;
- расчетные и проч.
Выделяют следующие виды цен:
- фиксированные – цены, установленные государством;
- свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;
- стандартные цены – ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;
- единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;
- базисные цены – используемые для определения сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте;
- цены купли-продажи (или фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;
- мировые цены – цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли;
- номинальные цены – публикуемые в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
- рыночные цены – продажные цены, определяемые условиями рынка;
- цены спроса – складываются на рынке покупателя;
- твердые цены – устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;
- лимитные цены – предельно допустимые цены;
- оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;
- отпускные цены – включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;
- розничные цены – цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.