Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия.
Таблица 1.3 – Исходные данные для корреляционного анализа
Наименование фактора | Значения по годам | |||||||||
Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | ||||||||||
Производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | ||||||||||
Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд.руб. | ||||||||||
Индекс физического объема продажи мясопродуктов , в % к пред. году | 99,2 | 100,1 | 112,0 | 103,7 | 101,0 | 113,9 | 115,4 | 107,2 | 116,7 | 121,9 |
Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн | 82,5 | 85,8 | 111,8 | 125,6 | 153,7 | 195,7 | 235,4 | 289,2 | 309,5 | 346,1 |
Удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций | 15,1 | 18,4 | 28,7 | 31,4 | 23,5 | 28,3 | 5,5 | 16,4 | 13,6 | 11,8 |
Численность населения Республики Беларусь, млн. чел. | 10,05 | 10,02 | 9,99 | 9,95 | 9,90 | 9,85 | 9,80 | 9,75 | 9,72 | 9,69 |
Доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, % | 7,8 | 8,4 | 8,8 | 7,5 | 7,0 | 6,6 | 6,3 | 5,8 | 9,9 | 5,4 |
Затраты на рекламу, млн. руб. | 10,3 | 13,7 | 26,2 | 29,6 | 45,1 | 48,2 | 50,3 | 60,4 | 68,7 | 94,8 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,23 | 0,88 | 2,32 | 1,07 | 0,98 | 0,23 | 0,47 | 0,54 | 2,64 | 0,22 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа необходимы следующие факторы: закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.; производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.; объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.; индекс физического объема продажи мясопродуктов, в % к пред. году; удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций; экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн; численность населения Республики Беларусь, млн. чел.; доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, %; затраты на рекламу, млн. руб.; коэффициент текущей ликвидности; прибыль отчетного периода, млн. руб.
На основе исходящих данных для корреляции,определим линейный коэффициент корреляции по следующей формуле (1.1) или с помощью функции MS Excel «Корреляция» или пакета АНАЛИЗ ДАННЫХ – корреляция.
(1.1)
где r – коэффициент корреляции Пирсона между величиной анализируемого фактора внешней среды предприятия и его исследуемой характеристикой в анализируемый промежуток времени;
у – результативный признак;
х – факторный признак;
n - количество периодов времени.
Данный показатель сравниваем с табличным критическим значением для уровня значимости и числа степеней свободы k = n-2=10–2=8 rкрит=0,632.
Показатели тесноты связи, исчисленные по данным сравнительно небольшой статистической совокупности, могут искажаться действием случайных причин. Это вызывает необходимость проверки их существенности.
Расчеты корреляционного анализа предоставлены в приложении Д. Результаты корреляционного анализа влияния фактора на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат» предоставлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Результаты корреляционного анализа влияния фактора на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Показатель | Коэффициент корреляции, r | Показатель t-статистики | Коэффициент детерминации, R2 | Теснота и направление связи |
Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. (Х1) | 0,16 | 0,46 | 0,03 | Слабая, прямая связь |
Производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. (Х2) | 0,62 | 2,23 | 0,38 | Заметная, прямая связь |
Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (Х3) | 0,67 | 2,56 | 0,45 | Заметная, прямая связь |
Индекс физического объема продажи мясопродуктов, в % к пред. году (Х4) | 0,62 | 2,23 | 0,38 | Заметная, прямая связь |
Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн (Х5) | 0,63 | 2,30 | 0,40 | Заметная, прямая связь |
Окончание таблицы 1.4 | ||||
Удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций (Х6) | -0,36 | -1,09 | 0,13 | Умеренная, обратная связь |
Численность населения Республики Беларусь, млн. чел. (Х7) | -0,58 | -2,02 | 0,34 | Заметная, обратная связь |
Доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, % (Х8) | -0,46 | -1,46 | 0,21 | Умеренная, обратная связь |
Затраты на рекламу, млн. руб. (Х9) | 0,75 | 3,20 | 0,56 | Заметная, прямая связь |
Коэффициент текущей ликвидности (Х10) | -0,32 | -0,95 | 0,10 | Умеренная, обратная связь |
Источник: собственная разработка
Для оценки значимости коэффициента корреляции применяется t-критерий Стьюдента. Фактическое значение этого критерия ( ) определяется по формуле (1.2)
(1.2)
где - критерий Стьюдента,
r – линейный коэффициент корреляции,
n – количество периодов времени, за которые имеются пары значений величины исследуемых переменных.
Вычисленное по формуле (1.2) значение сравнивается с критическим которое берется из таблицы значений t-Стьюдента с учетом заданного уровня значимости и числа степеней свободы k = n-2 либо при помощи функции
MS Excel «СТЬЮДРАСПОБР». Расчеты регрессионного анализа представлены в «ПРИЛОЖЕНИИ Е». Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлены в таблице 1.6. Если , то величина коэффициента корреляции признается существенной.
С учетом принятых в экономико-статистических исследованиях значимости и числа степеней свободы k = 10-2 табличное критическое значение tk=2,306.
Коэффициент детерминации рассчитывается как квадрат коэффициента корреляции. Он показывает, на сколько процентов изменение результата (в нашем случае прибыли) объясняется изменением данного фактора.
Для получения выводов о практической значимости синтезированной в анализе модели показаниям тесноты связи дается качественная оценка представлена в таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Качественная оценка тесноты связи
Теснота связи | Значение коэффициента корреляции при наличии | |
прямой связи | обратной связи | |
Слабая | 0,1 – 0,3 | (-0,1) – (-0,3) |
Умеренная | 0,3 – 0,5 | (-0,3) – (-0,5) |
Заметная | 0,5 – 0,7 | (-0,5) – (-0,7) |
Высокая | 0,7 – 0,9 | (-0,7) – (-0,9) |
Очень высокая | 0,9 – 0,99 | (-0,9) – (-0,99) |
Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 – Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Переменная (фактор) уравнения регрессии | Значение переменной | t-значение | p-уровень |
Общая статистика регрессионной модели | |||
1. Множественный R: | 0,81 | - | - |
2. Коэффициент детерминации – фактическое значение – нормативное (табличное) значение | 0,66 0,704 | - - | - - |
3. F-статистика – фактическое значение (1/F) – нормативное (табличное) значение | 3,80 0,26 4,76 | - - | 0,077 0,05 |
Переменные регрессионной модели | |||
4. Y-пересечение – фактическое значение – нормативное (табличное) значение | -4718,75 - | 0,63 2,44 | 0,55 0,05 |
5. Фактор маркетинговой среды | |||
5.1. Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (Х3) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение | 0,94 - | 0,11 2,44 | 0,92 0,05 |
5.2. Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн (Х5) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение | -131,64 - | 0,89 2,44 | 0,41 0,05 |
5.3. Затраты на рекламу, млн. руб. (Х9) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение | 692,63 - | 1,78 2,44 | 0,13 0,05 |
Источник: собственная разработка
По данной таблице оценивается полученное уравнение регрессии
ŷ = -4718,75 + 0,94х3 – 131,64х5 + 692,63х9
Критерии проверки:
t – значение фактическое должно превышать табличное, по данным регрессионного анализа не соблюдается.
R2 фактическое должно превышать табличное, по данным регрессионного анализа не соблюдается.
F – критерий фактический должен быть меньше табличного, по данным регрессионного анализа не соблюдается.
Р – уровень должен быть меньше табличного (он равен 0,05 при вероятности 95%), по данным регрессионного анализа не соблюдается.
Так как не все критерии проверки выполняются, то уравнение не значимо и не может быть использовано в дальнейших расчетах.
Опасности и возможности
Оценим ситуацию вне предприятия и определим существующие возможности, а также угрозы для предприятия, которых следует опасаться.
Основные возможности и опасности в макросреде для ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Таблица 1.7 – Возможности и опасности предприятия
Возможности (S) | Опасности (W) |
1. увеличение доходов и сбережений населения способствует повышению покупательской способности; | 1. снижение численности населения и рождаемости, старение населения ведет к уменьшению числа потребителей; |
2. снижение ставки рефинансирования делает более доступным привлечение дополнительных средств; | 2. увеличение налогового бремени приводит к снижению прибыли предприятия; |
3. мотивация работников повышает результаты их деятельности (улучшение качества и рост объемов производства продукции); | 3. опережение конкурентов в использовании новейших технологий; |
4. поддержание и совершенствование имиджа предприятия обеспечивает наличие постоянных и привлечение новых потребителей. | 4. несвоевременная поставка сырья и, как результат, приостановление процесса производства; |
Источник: собственная разработка.
ГЛАВА 2