Характеристика состояния рынка ОАО» Калинковичский мясокомбинат»

Мясоперерабатывающая отрасль в Беларуси относится к категории активных в отношении внедрения новых технологий и обновления оборудования. В рамках повышения конкурентоспособности белорусской мясной продукции за 2011 год — первый квартал 2013-го в отрасль направлено 1 трлн 163 млрд белорусских рублей.

Показатели рентабельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» за 2013 – 2014 гг. указаны в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

В насыщении потребительского рынка республики приоритеты отданы продукции отечественных производителей. Доля отечественной продукции в объеме продаж превышает 99%: мясо и птица — 99,7%, продукты из мяса — 99,8%, мясные консервы- 99,1%. На сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается более 100 предприятий.

Характеристика состояния рынка ОАО» Калинковичский мясокомбинат» - student2.ru

Рисунок 1 Мировая динамика потребления мяса

Примечание. Источник: http://investinbelarus.by/

Мясная промышленность Беларуси ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынок. При этом объемы производства мяса вдвое превышают потребности внутреннего рынка. В 2012 г. его производство в стране достигло 110 килограммов на человека, потребление – 88 килограммов. Все, что сверх него, отправляется на экспорт. Беларусь занимает ведущие позиции по производству продукции сельского хозяйства на душу населения среди стран СНГ. На одного жителя Беларуси производится мяса вдвое больше, чем в России и Украине, почти в 5 раз больше, чем в Азербайджане, в 4 раза больше, чем в Армении и Молдове. В 2012 г. абсолютное лидерство среди произведенных мясных продуктов принадлежало мясным консервам — 39,3 муб (миллионов условных банок), или 119,1 процента к уровню 2011 года. Следующими значатся мясо и мясопродукты — 366,9 тысячи тонн (105,6 процента). Замыкают перечень колбасные изделия, на их долю приходится 215,2 тысячи тонн, что составляет 97 процентов к предыдущему году. В 2012 г. мясоперерабатывающими предприятиями произведено 262,4 тыс. тонн колбасных изделий. При этом более половины рынка колбасных изделий представлено вареными колбасами и сосисками с сардельками. Производственный потенциал мясной отрасли Республики Беларусь очень высок и составляет в общем объеме мяса, производимого в странах СНГ, свыше 6 %. Это четвертое место после России, Украины и Казахстана. Однако используется этот потенциал в пределах 55-60 %.

Объем производства мяса и мясопродуктов в Беларуси ежегодно увеличивается, также неуклонно растет и качество продукции предприятий мясной отрасли страны. Быстрое развитие отрасли подтверждается ежегодными высокими темпами роста производства мяса и мясных субпродуктов. Так, в 2012 году объем производства мяса и мясных продуктов в Беларуси составил более 770,6 тыс. тонн. Предприятиями мясной промышленности было произведено товарной продукции на 5,7 трлн. рублей, на 21% выше уровня 2011 г. Наиболее существенный объем производства товарной продукции по мясной отрасли в 2012 г. приходится на мясо птицы – 42,8%. Доля говядины – 24,5%, свинины – 25,7%.

Финансовое положение предприятия определяется на основе анализа ликвидности и платежеспособности, а также оценки финансовой устойчивости, которая формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности.

Чистые активы – средства, остающиеся у предприятия при погашении всех обязательств. ОАО "Калинковичский мясокомбинат" имеет положительную динамику роста чистых активов при стабильном уровне уставного капитала. Динамика чистых активов говорит о том, что удельный вес кредиторской задолженности имеет тенденцию к сокращению, предприятие развивается, и данный рост в основном происходит за счет внутренних источников.

Чтобы повысить доверие потребителей к своей продукции, белорусские производители внедряют системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Достаточного резкого изменения конъюнктуры мирового рынка мяса в последние годы не происходило. Несмотря на ряд вспышек эпизоотий животных, быстрых цен на энергоносители и корма, отрасль развивалась стабильно в условиях потребления. Хотя с начала 2013 года в силу наличия дефицита финансовых средств, предоставляемых банками, сложившиеся на рынке производственные отношения начинают переживать период кризиса. Это касается не только сегмента международной торговли, но и внутренних взаимоотношений перерабатывающих предприятий с отраслью животноводства.

Поскольку ОАО «Калинковичский мясокомбинат» функционирует в составе национальной экономики страны, то на него воздействуют следующие факторы макросреды: экономические, демографические, природные, политические, научно-технические и факторы развития культуры.

Таблица 1.1 – Тенденции развития внешней среды

Тенденции Угроза Возможность Отклик предприятия
Повышение уровня доходов населения Возможность Расширение ассортимента выпускаемой продукции
Снижение численности нас. Угроза Работа, направленная на повышение интенсивности покупок
Повышение цен на сырье Угроза Либо повышение цен на продукцию, либо поиск более дешёвого сырья-заменителя.
Повышение налоговых ставок, пошлин Угроза Вынуждает предприятие повышать цены на продукцию.
Появление конкурентов-импортёров Угроза Повышение качества продукции, расширение ассортимента, снижение цен на продукцию.
Появление нового высоко-технологического оборудования Возможность Увеличение объёмов производства, снижение себестоимости продукции.

Источник: собственная разработка.

Среди факторов макросреды наиболее значимое влияние оказывают следующие:

- демографические: изменение численности населения, рождаемости, возрастного состава и состава семьи;

- экономические – уровень доходов и сбережений населения, платежеспособность предприятий, налоговая политика в отношении отрасли;

- политические – нормативные акты органов власти, международные соглашения по тарифам и торговле, протекционизм, правовое регулирование экономики государством, кредитная и антимонопольная политика;

- технологические: технологические инновации, изменения в технологии производства, прогресс в использовании сырья и материалов;

- факторы природной и культурной среды: дефицит сырья, удорожание топливно-энергетических ресурсов, социальные ценности, движение в защиту прав потребителей.

Мясо и мясная продукция составляет существенную часть диеты человека. 20 лет назад мировое потребление мяса составляло немногим более 170 млн. тонн. Сегодня ежегодный спрос на мясо достигает 285 млн. тонн (Rabobank, 2012). Потребительский спрос на мясо и мясную продукцию в Беларуси отражает мировые тенденции. За последние 7 лет производство мяса в Беларуси увеличилось более чем на 160%. Заглядывая в будущее, можно с уверенностью предположить, что к 2030 г., чтобы удовлетворить потребности растущего населения, мировое производство мяса вырастет более чем на 40 % и достигнет 400 млн. тонн (ОЭСР-ФАО, 2009). Ожидается, что в следующем десятилетии мировая торговля мясом будет расти стремительными темпами, при этом стимулом для роста будет служить высокий спрос, определяемый увеличением численности населения и растущими доходами потребителей. Рост населения и дохода наряду с изменениями в предпочтениях по отношению к видам пищевых продуктов приведут к резкому росту спроса на продукты животноводства.

В связи с этим, Беларусь является очень перспективным рынком, поскольку страна имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на мясо и мясную продукцию. В соответствии с недавними исследованиями ФАО, основанными на долгосрочных прогнозах роста численности и дохода населения, мировое производство продовольствия должно вырасти более чем на 40% к 2030 году и до 70% к 2050 г. по сравнению со средним уровнем в течение 2005-2010 гг. Сельскохозяйственный обзор ОЭСР-ФАО на 2011-2020 годы. В настоящее время мировое производство мяса и мясной продукции на душу населения составляет около 42 кг в год, однако размер потребления значительно варьируется в зависимости от региона и уровня его социально-экономического развития. В развивающихся странах приходится около 30 кг мяса и мясной продукции в год на человека. В странах ЕС в среднем потребляют порядка
87 кг на душу населения. По производству мяса на душу населения Беларусь на первом месте в СНГ. Беларусь с ее 88 кг не отстает от Европы и в два раза опережает среднемировое потребление. В то время, как потребление мяса остается относительно стабильным в развитых странах, в развивающихся странах потребление мяса на душу населения с 1980 г. удвоилось. Фактически 60% произведенного в мире мяса приходится на развивающиеся страны. По прогнозам к 2050 году производство мяса в мировом масштабе должно удвоиться за счет, в основном, развивающихся стран. Растущий рынок мяса и мясной продукции предоставляет существенную возможность Республике Беларусь нарастить и резко увеличить объемы экспорта мяса и мясной продукции за рубеж.

Характеристика состояния рынка ОАО» Калинковичский мясокомбинат» - student2.ru

Рисунок 2 Соотношение производства мяса по странам на душу населения.

Примечание.Источник: http://investinbelarus.by/

Модель Портера

Беларусь является крупным экспортером мяса и мясной продукции. Самыми крупными категориями в структуре экспорта являются свежая и замороженная свинина, говядина, куриное мясо, колбасные изделия и мясные консервы. В 2012 г. экспорт белорусского мяса достиг рекордного уровня и составил в стоимостном выражении 1,01 млрд. долларов. При этом объем экспорта вырос на 18,3% по сравнению с 2011 г. За пределы республики реализуется 36% производимого в стране мяса и мясной продукции. Россия остается крупнейшим импортером белорусской мясной продукции (в 2012 г. экспорт мяса в Россию оценивался в 973 млн. долларов. Крупнейшими рынками белорусского экспорта мяса и мясной продукции являются также Казахстан, Узбекистан, Армения, Украина, Польша и Германия. Более 99% экспорта белорусского мяса и мясной продукции приходится на страны СНГ (в стоимостном выражении экспорт в эти страны составил 1006 млн. долларов в 2012 г.). В натуральном выражении объем экспорта в 2012 г. составил 341,1 тыс. тонн.

Таблица 1.2 – Характеристика поставщиков в ОАО «Калинковичский мясокомбинат» за 2011 – 2014 гг.

№ п/п Наимено-вание постав-щиков Ассорти-мент товаров, названия изделий продукта Объем товарооборота. Темп роста по сумме, % 2014 г. к 2012 г.
Годы
2011-2012
сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, %
1. Совхоз «Рассвет» Живой скот 16521,2 42,7 66254,25 43,7 70524,25 43,2 254,97
2. Колхоз «На Ростанях» Живой скот 13528,575 41,6 58214,23 40,5 55644,45 39,9 215,53
Окончание таблицы 1.2
3. ООО «Красное Знамя» Живой скот 7419,965 5,8 25361,254 33503,67 5,8 354,74
4. СПК «Гомель» Живой скот 4548,555 13254,2 5,5 15011,34 5,2 65,72
5. Иные постав-щики Живой скот 3584,25 4,9 5335,612 4,3 8736,49 5,9 12,67
ИТОГО 45602,545 168419,546 183420,2 180,726

Примечание. Источник: собственная разработка.

В таблице данной таблице с 1 по 5 пункты указаны основные поставщики товаров, с которыми у ОАО «Калинковичский мясокомбинат» налажены хозяйственные связи на долговременной основе. Договора с ними заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками–посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров.

Так, можно сказать, что ОАО «Калинковичский мясокомбинат» к системе закупок подходит очень серьезно, особенно при выборе поставщиков. При этом постоянное наличие на складе поставщика товара полной номенклатуры делает его более привлекательным для предприятия. Поэтому маркетинговая стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика.

Специалистами предприятия проводится большая работа по увеличению сроков годности и безопасности выпускаемой продукции, за счет использования парогазонепроницаемых оболочек, термоусадочной и вакуумной упаковки.

Определим конкурентоспособность предприятия по сравнению с самым опасным и самым близким конкурентом. Самым опасным конкурентом для ОАО «Калинковичский мясокомбинат» является ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат».

А самым близким конкурентом является ОАО «Барановичский мясоконсервный комбинат».

Проведём опрос экспертов и сначала оценим наше предприятие. Оценка будет проводится по пятибалльной системе.

Факторы Эксперты Средний балл
Применение инновационных технологий производства 4,3
Качество выпускаемой продукции 4,3
Удалённость от потребителя 4,7
Наличие разветвлённой системы сбыта 5,0
Представленность предприятия в сети интернет 4,1
Широта и глубина выпускаемого ассортимента

Теперь оценим самого опасного конкурента – ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат». (Конкурент 1).

Факторы Эксперты Средний балл
Применение инновационных технологий производства 4,7
Качество выпускаемой продукции 4,7
Удалённость от потребителя 4,6
Наличие разветвлённой системы сбыта 4,6
Представленность предприятия в сети интернет 4,3
Широта и глубина выпускаемого ассортимента 4,6

А теперь оценим самого близкого конкурента ОАО «Барановичский мясоконсервный комбинат» (Конкурент 2)

Факторы Эксперты Средний балл
Применение инновационных технологий производства
Качество выпускаемой продукции 3,6
Удалённость от потребителя 4,6
Наличие разветвлённой системы сбыта 4,4
Представленность предприятия в сети интернет 3,4
Широта и глубина выпускаемого ассортимента 3,6

Теперь определим значимость каждого из факторов.

Факторы Эксперты Сумма Значимость
Применение инновационных технологий производства 0,07
Качество выпускаемой продукции 0,09
Удалённость от потребителя 0,2
Наличие разветвлённой системы сбыта 0,2
Представленность предприятия в сети интернет 0,3
Широта и глубина выпускаемого ассортимента 0,1
Итого:              

Далее определяем значения для построения многоугольника конкурентоспособности. Для этого мы умножаем средние баллы на значимость.

Факторы ОАО «Калинковичский мясокомбинат» ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» ОАО «Барановичский мясоконсервный комбинат»
Применение инновационных технологий производства 0,301 0,329 0,21
Качество выпускаемой продукции 0,387 0,423 0,324
Удалённость от потребителя 0,94 0,92 0,92
Окончание таблицы Наличие разветвлённой системы сбыта     0,92   0,88
Представленность предприятия в сети интернет 1,23 1,29 1,02
Широта и глубина выпускаемого ассортимента 0,5 0,46 0,36
       

Характеристика состояния рынка ОАО» Калинковичский мясокомбинат» - student2.ru

Рис.3 Модель конкурентоспособности предприятия

Источник: собственная разработка

Вывод: наибольшим конкурентным преимуществом обладает ОАО «Калинковичский мясокомбинат» и Конкурент 1, по таким факторам, как Качество продукции, широта и глубина ассортимента, применение инновационных технологий, наличие разветвлённой системы сбыта. Что касается Конкурента 2, то его положение менее привлекательно.

Для достоверной оценки конкурентоспособности, анализ деятельности предприятий был проведен для одного и того же территориального сегмента рынка – рынка города Калинковичи. Большинство предприятий выпускают широкий ассортимент продукции. Это отличает их от большинства западных компаний, для которых характерна узкая специализация на какое-либо определенной рыночной нише. Анализ показал, что цены на основные сопоставимые виды мясной продукции не отличаются более чем на 20%. Все предприятия находятся в условиях жесткой ценовой конкуренции с предприятиями других регионов. Несмотря на острую проблему нехватки первичного сырья предприятия решают ее по- разному. Лишь часть из них имеет собственные предприятия. Значительное влияние на потребительские предпочтения потребителей оказывает имидж предприятия, приверженность их к определенной торговой марке. Конкурентные преимущества различны для старых и новых предприятий. Одним из направлений обеспечения конкурентоспособности мясной продукции является совершенствование упаковки. Преобладающим способом укрепления своих конкурентных позиций предприятия мясной промышленности признают в настоящее время наряду с ценовой и неценовую конкуренцию. В качестве конкурентного преимущества активно используется дифференциация товара и поиск новых рыночных нишВ настоящее время в мясной промышленности большей частью инновации выражаются в приобретении технологических линий. Это процессинговые технологические линии по производству нового продукта,по производству традиционного для данного предприятия продукта, но более эффективными способами, а также для более полного использования сырья. Кроме этого инновационные стратегии направлены на совершенствование технологического оборудования по упаковке продуктов. Очень часто процессинг и упаковка совмещены.

Покупатели: риск снижения покупательской способности.
Соперничество конкурентов в отрасли:ОАО«Березовский мясоконсервный комбинат», ОАО «Барановичский мясоконсервный комбинат»
Поставщики: угроза повышения цен, поставка сырья по предоплате.
Потенциальные новички на рынке: барьеры входа.  

Продукты заменители: соя,курица,рыба.

Рис. 4 Модель Портера

Наши рекомендации