Максимизация прибыли на различных рынках конечной продукции.

Как мы знаем, в микроэкономике различают 4 типа рыночных структур[23]:

1. рынок совершенной конкуренции;

2. рынок монополистической конкуренции;

3. олигополистический рынок;

4. монополия.

Эти четыре рыночные структуры распадаются на 2 группы:

1. - реальные;

2. - идеальные.

Олигополия и монополистическая конкуренция относятся к реальным рынкам. К числу олигополистических структур относятся отрасли обрабатывающей промышленности, а в сфере услуг телефонная связь. К рынку монополистической конкуренции относится большинство сфер обслуживания (СТО, банковская сфера).

Рынок же совершенной конкуренции и монополии представляют собой идеальные типы рыночных структур.

Не существует жесткой демаркационной линии разграничения двух групп-структур. Нелегко встретить фирмы, работающие в условиях совершенной конкуренции. Продукция разных фирм очень редко похожа друг на друга. Вход и выход на рынок редко свободны от ограничений, а информация никогда не бывает равнодоступной. Трудно найти и рынки абсолютной монополии (возможно, если только среди государственных монополий, например, ОАО «Газпром» на газовом рынке РФ и Европы). Даже у фирм, занимающих доминирующее положение, всегда есть мелкие конкуренты. Идеальные типы рынков обладают тем преимуществом, что позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкиваются фирмы на пути максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции и уровня цен.

Максимизация прибыли при совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции предприниматель не может повлиять на рыночные цены, поэтому каждаядополнительная произведенная и проданная единица продукции приносит ему предельный доход MR=P1 (рис. 1).

Максимизация прибыли на различных рынках конечной продукции. - student2.ru

P – цена; MR – предельный доход; Q – объем производства товара.

Рис.1. Равенство цены и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции

Фирма расширяет производство лишь до тех пор, пока ее предельные издержки (МС) ниже дохода (MR), в противном случае она перестает получать экономическую прибыль P, т. е. до MC = MR. Так как MR = P, то общее условие максимизации прибыли может быть записано[24]:

Максимизация прибыли на различных рынках конечной продукции. - student2.ru (8)

где MC– предельные издержки; MR– предельный доход; P– цена.

Максимизация прибыли при несовершенной (монополистической) конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли отличается от рассмотренного, так как фирма может влиять на рыночную цену.

Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это, как правило, дает некоторый эффект увеличения продаж, но одновременно фирма несет и потери из-за того, что все покупатели платят теперь более низкую цену. Этот относительный убыток снижает предельный доход MR, и поэтому он не совпадает с рыночной ценой, т. е. MR ≠ Р.

Вместе с тем условия максимизации при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой:

MC= MR, так как фирмы при любых условиях производят дополнительную единицу продукции, если получают дополнительный доход, превышающий дополнительные издержки (рис. 2).

[1]Курс лекций по «Политэкономии». Под ред. доц. э.н. Батенко Г.В. Симферополь, КЭИ КНЭУ, 2002 г. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[2]Курс лекций по «Политэкономии». Под ред. доц. э.н. Батенко Г.В. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[3]Большая публичная библиотека. Прибыль в условиях ее максимизации // (электронная версия www.0zn.ru/ekonomika/pribyl).

[4]Курс лекций по «Политэкономии». Под ред. доц. э.н. Батенко Г.В. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[5]Антология экономической классики. - М., Эконов. – Т 1. 1991 г. – с. 122.

[6]А.Смит // Галерея экономистов: (электронная версия: http://gallery.economicus.ru/cgibin/frame_rightn_newlife.pl?type).

[7]Курс лекций по «Политэкономии». Под ред. доц. э.н. Батенко Г.В. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[8]Курс лекций по «Истории экономических учений». Под ред. к.э.н. Скараник С.С.// Симферополь, КЭИ КНЭУ, 2005 г. – Лек.: Клас.школа политэкономии. Вульгарная бурж. политэкономия.

[9]Курс лекций по «Политэкономии»….. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[10]Теории прибыли в современной буржуазной политической экономии…./ Литвиненко О.И. - Тула, 1983. – с. 12.

[11]Курс лекций по «Политэкономии»….. – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[12]Курс лекций по «Политэкономии»…Батенко Г.В... – Лек.: Экономическая природа прибыли.

[13]Экономика предприятия.…Под ред. проф. Руденко А.И. – Симферополь, «Таврия», 2005. - с. 157.

[14]Экономика предприятия.…Под ред. проф. Руденко А.И. – с. 157.

[15]Экономика предприятия.…Под ред. проф. Руденко А.И. – с. 158.

[16]Планирование деятельности предприятия. Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 2003. – с. 138.

[17]Большая публичная библиотека. Прибыль в условиях ее максимизации // (электронная версия www.0zn.ru/ekonomika/pribyl).

[18]Экономика предприятия.…Под ред. проф. Руденко А.И. – с. 159.

[19]Планирование деятельности предприятия... – Симферополь: Таврия, 2003. – с. 139.

[20]Экономика предприятия.…Под ред. проф. Руденко А.И. – с. 161.

[21]Планирование деятельности предприятия... – Симферополь: Таврия, 2003. – с. 140.

[22]Седов В.В. «Экономическая теория. Часть 2. Микроэкономика»…- Челябинск, 2002.- с. 142.

[23]Курс лекций по «Микроэкономике» под ред. доц..э.н. ПодольногоВ.И.// Симферополь//СИЭУ, 2004 г. – Лек.: Понятие рыночной структуры.

[24]Конспект лекций по микроэкономике. Салов А.И. // (электронная версия: http://www.uhlib.ru/delovaja_literatura/yekonomika_konspekt_lekcii/).

Наши рекомендации