Максимизация прибыли, проблемы максимизации прибыли.

Прибыль предприятия = доходы – расходы:

П(q) = R(q) – C(q)

Если графически изобразить функцию прибыли в виде холма, то можно сделать следующие выводы:

1) Объем производства, при котором достигается максимальная прибыль, находится на вершине «холма».

2) Если вершина «холма» плоская, в этом случае наклон холма на вершине = 0, т.е. производная функции прибыли по объему выпуска = 0: R(q) = C(q)

Таким образом, при максимизации прибыли

MR = MC.

Проблемы максимизации прибыли:

1) получить максимальную прибыль предприятие может, если полностью обладает информацией о потребительском рынке, т.е. о ценах и объемах;

2) решение задач оптимизации, т.е. при разработке стратегии максимизации прибыли предприятие улучшает технологию производства, проводя структурную и производственную реорганизацию производства. Оно должно четко просчитывать последствия этих мероприятий, чтобы не допустить резкого роста издержек;

3) единственность цели. На любом предприятии цели у собственников, руководителей и наемных работников обычно разные, поэтому большое значение имеет работа по внедрению в сознание всех работников предприятия задачи по выполнению единственности цели, которая приведет к получению максимальной прибыли;

4) отсутствие оппортунистического поведения и у собственника, и у наемных работников.

Фактически максимизация прибыли не достигается в следующих случаях:

1) из-за рыночной неопределенности. В этом случае на предприятие поступает неполная и ассиметричная информация, что приводит к росту издержек по сбору и обработке дополнительной информации;

2) рост издержек при решении оптимизационной задачи, т.е. необходима подготовка квалифицированных специалистов, прозрачность материальных и информационных потоков. Возможен пересмотр организационной структуры в результате действия первого и второго факторов. Увеличивается разрыв между издержками и приобретаемыми выгодами.

3) сложная иерархическая структура, т.е. многообразие целей участников, оппортунистическое поведение приводят к необходимости согласования целевых устремлений.

Совокупность всех трех факторов приводит к невозможности достижения максимизации прибыли.

11. Продуктовая дифференциация: природа, экономическое содержание, степени, направления.

Все рынки в экономике делятся на две группы:

1. Рынок однородного продукта. На таких рынках товары разных производителей являются совершенными заменителями, конкурентоспособность зависит, главным образом, от цены, т. е. отсутствует необходимость в стимулировании сбыта.

2. Рынки неоднородных или дифференцированных продуктов. У разных производителей дифференцированный продукт подразумевает несовершенное замещение благ, на этих рынках преобладает неценовая конкуренция и необходимость стимулирования сбыта.

Природа продуктовой дифференциации: за счёт изменения внутренних и внешних свойств продукта можно добиться изменения его характеристики, т. е. дифференциации.

К характеристикам продукта относятся: - потребительские качества

- способы использования

- ремонтоспособность

- дизайн

- упаковка

- сервис

- информация по использованию.

За счёт дифференциации производитель стремится увеличить прибыль. Это возможно за счёт увеличения дохода и учёта потребительских предпочтений.

Экономическое содержание продуктовой дифференциации.

Продуктовую дифференциацию можно выделить двумя методами, при которых определяются специфические свойства продукции:

1. дать действительно разные свойства продукции - реальная продуктовая дифференциация

2. выделить продукт в глазах потребителя - фантомная продуктовая дифференциация

Последствия:

1. рост рыночной власти продавцов, что может привести к снижению эффективности

2. расширение выбора у потребителя.

Степени продуктовой дифференциации могут быть отражены через:

- индекс энтропии

- перекрестную эластичность спроса

- уровень рекламных расходов

Перекрестная эластичность спроса - это эластичность спроса на один товар относительно цен на другие товары.

Индекс энтропии - доля продукта в данном продуктовом ряду. Если продукт занимает 100% в продуктовом ряду, то индекс энтропии = 1,если 1%- индекс энтропии минимальный.

Чем выше доля расхода на рекламу, тем больше продуктовая дифференциация.

Направления:

1. пространственная (горизонтальная) - зависит от месторасположения фирмы и её дистрибьюторской сети, даёт возможность обеспечивать присутствие продавца в местах скопления потребителей, может повлиять на транспортные издержки.

2. по качеству. Продукция обладает особыми свойствами, но повышение качества обычно влияет на уровень издержек.

3. форма обслуживания. Наличие сети сервисного обслуживания увеличивает срок службы продукции

4. имидж. Создаётся наличие торговой марки и приводит к рыночной власти производителя.

Все эти направления создают разнообразие цен.

Большую роль в продуктовой дифференциации играет платежеспособность населения. Рост платежеспособности приводит к вытеснению с рынка низкокачественных товаров, что приводит к снижению числа продавцов, а оставшиеся производители приобретают определенную рыночную власть.

Пространственная (горизонтальная) дифференциация

Всегда существует ситуация на рынке, когда продавцы и покупатели удалены друг от друга и покупатель должен нести транспортные расходы, чтобы купить товар у конкретного продавца (напр., автозаправочная станция).

Пространственную продуктовую дифференциацию можно рассматривать при помощи 3-х моделей:

· Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)

· Модель «кругового города» (модель Салопа)

· Модель «выбора направления дифференциации» (модель Ланкастера)

12. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)

Допустим, что покупателей очень много и они распределены на определенном пространстве x, а производителей 2.

Продавцы одновременно устанавливают цену Р1 и Р2, а покупатели принимают решение у кого из них покупать.

t – стоимость 1 единицы пути

tx1 – транспортные расходы покупателя А

1 + tx1) – издержки

(1 – х2) – транспортные расходы покупателя В

Покупатель, находящийся в точке х (х1, х2, х3…), должен пройти расстояние х (х1, х2, х3…), чтобы приобрести товар у фирмы 1. Его транспортные расходы в этом случае t*x (tx1, tx2, tx3…).

В целом общие издержки, связанные с покупкой товара у фирмы 1, будут равны Р1+t*x, где х – расстояние покупателя от фирмы 1, т.е. эти издержки являются функцией местоположения потребителя.

При х = 0 общие издержки равны Р1. по мере удаления потребителя от фирмы 1 общие издержки возрастают пропорционально цене на единицу расстояния.Потребитель, находящийся в районе расположения фирмы 2, должен будет нести издержки в размере Р1 + t*1.

Покупатель, находящийся в определенной точке от 0 до 1, для того, чтобы приобрести товар у фирмы 2, должен пройти расстояние (1 – х).

Общие издержки покупки у фирмы 2 составят Р2 + t*(1 – х).

Если покупатель находится в точке 1 и приобретает товару фирмы 2, то его общие издержки равны Р2.

В соответствии с моделью Хотеллинга следует, что для каждого продавца чистая цена, которую он сможет получить за свой товар, зависит от готовности покупателя платить за товар и от удаленности покупателя от продавца. Удаленность снижает возможность фирмы конкурировать друг с другом, но, тем не менее, возможность за передел рынка существует: покупатели будут приобретать товар даже у более отдаленного продавца, если тот назначит более низкую цену с учетом транспортных расходов.

Повышение транспортных тарифов оказывает влияние на увеличение предельных издержек предприятия, т.е. смещает прямые Д1 и Д2 вниз (Д1(т), Д2(т)). В этом случае образуется мертвая зона АВ, т.е. количество покупателей, которые в связи с ростом транспортных расходов не могут приобретать товар ни у фирмы 1, ни у фирмы 2.

Повышение транспортных расходов ведет к локализации продавцов при установлении одинаковых цен.

Транспортные издержки в случае повышения снижают их уровень платежеспособности, что ведет к снижению дифференциации.

13. Модель «кругового города» (модель Салопа)

еЭта модель рассматривает долгосрочную динамику на рынке продуктовой дифференциации, т.е. решение фирм о входе на рынок и выходе с него под воздействием изменения экономической прибыли в результате ценовой конкуренции.

В этой модели фирмы продавцов расположены по кругу, а покупатели равномерно распределяются по окружности.

Модель предложена в 1970-е годы. Есть нелинейный город (замкнутое пространство). Длина окружности 1=1. На этой окружности расположено п фирм, каждая из которых конкурирует с двумя своими соседями (постоянно конкурируют трое), претендуя на участок справа и слева от себя.

Для всех присутствующих фирм здесь важен фактор плотности размещения, то есть параметр п. Пусть Т — транспортные расходы, которые необходимы для того, чтобы обойти весь круг. Таким образом, расходы по каждому участку это — Т/п.

Дня сохранения п стабильного, вводится барьер нестратегического типа. То есть, величина f, которая представляет собой издержки вхождения в данный круг. Они не существуют для тех, кто уже вошел, и представляют барьер для тех, кто входит.

Максимизация прибыли существующих фирм должна учитывать параметр f. Если они допустят величину конкурентной прибыли больше f, то их число возрастет, плотность увеличится, доля каждого уменьшится. Если они будут держать прибыль строго на уровне f, то прибыль входящей фирмы будет равна нулю.

Ценовая конкуренция в модели Салопа зависит от числа продавцов на рынке, максимальной готовности платить и от ставки транспортного тарифа. В этом случае, если продавцов на рынке мало, каждый из них обладает монопольной властью, вплоть до полной невозможности ценовой конкуренции.

Покупатели, расположенные вдоль окружности, имеют одинаковые предпочтения и максимальную готовность платить за товар.

Ценовая конкуренция в модели Салопа зависит от числа продавцов на рынке и от ставки транспортного тарифа.

Если продавцов на рынке мало, каждый из них обладает монопольной властью, что может полностью устранить ценовую конкуренцию.

На рынке возникают «мертвые потери», т.е. неудовлетворенный платежеспособный спрос покупателей, которые готовы платить за товар сумму, превышающую предельные издержки на его производство.

Если максимальная готовность платить позволяет продавцам получать экономическую прибыль, это вызовет выход на рынок продавцов, между которыми возникнет ценовая конкуренция.

14. Модель «выбора направления дифференциации» (модель Ланкастера)

Модель Ланкастера представляет рынок дифференцированного продукта как рынок определенных наборов характеристик товара. Модель Ланкастера представляет товар как определенную комбинацию качеств.

В этой системе координат товары представлены в виде товарных лучей, исходящих из начала координат. Характеристика каждого луча — это тангенс угла его наклона к оси X.

Каждый человек выбирает какой-либо набор характеристик (х и у), ориентируясь на собственные предпочтения, выраженные кривыми безразличия. Кривые безразличия — это не наборы товаров, а набор характеристик. Ограничения в выборе накладываются в связи с доходом и ценами. Мы строим бюджетную линию, но бюджетная линия может ломаться. Она не единая, а состоит из многих участков и на каждом участке свой тангенс угла наклона к оси X. Возьмем два товарных луча "А" и "В". Товар "А" от товара "В" отличается углом . Для товара "В" характерно больше наличие характеристики X по сравнению с Y, для товара "А" — наоборот. Y

I /Ра

Ym М

Ya Аm I/Рб

Yб Вm

Ха Хб Хm Х

Функция полезности, которая графически выражена семейством кривых безразличия, — это функция от набора X, Y, который потребитель может получить за величину I, за величину его дохода в соответствии с ценой Ра и Рв.

Потребитель старается максимизировать U, подбирая набор (X,Y), который максимизирует полезность, исходя из обычных предпосылок поведения потребителя.

В модели Ланкастера в случае попадания точки между товарами (точка М) предлагается некоторое разложение характеристик точки М на Хm и Ym. Рациональный потребитель купит в этом случае определенное количество товара "А" в сочетании с определенным количеством товара "В", чтобы в сумме получить набор характеристик Хm и Ym.

Через точку М проводим прямые, параллельные лучам "А" и "В". Получаются две точки пересечения Аm и Вm. В этом случае, если есть товары "А" и "В, то рациональный потребитель купит Am, товара "А" и Вm товара «В».

Рассмотрим эту модель в связи с тем, как формируется остаточный спрос на различные марки товара в связи с сочетанием «цена-характеристика»

На рынок выходит товар "С". Если технология производства товара "С" принципиально не изменилась, то можно предположить, что цена товара "С" попадет в точку М.

Если товары делятся по характеристикам для потребителей, то у потребителя будет выбор — покупать товар "С" или набор товаров "А" и "В".

Получается, что товар "С" не вытесняет товары "А" и "В", а представляет собой конкурентный товар. Фактически на участке рынка, представленном для потребителя прямым отрезком бюджетной линии АВ возникает ценовая конкуренция, появляется товар "С" и они делят между собой рынок.

Пусть товар "С" производится по новой технологии, которая позволяет экономить издержки. Тогда цена Рс1 окажется меньше цены Рс.

. Товар "С" имеет преимущество перед "А" и "В". В этом случае товар "С" занимает себе какой-то участок спроса, и если он будет продвигаться все дальше и дальше, то потребители, которые предпочитали "А" и "В" будут переключаться на "С". Товар "С" начинает вытеснять с рынка товары "А" и "В".

15. Вертикальная дифференциация продукта

При горизонтальной дифференциации возможности ценовой конкуренции снижаются благодаря формированию приверженности марки выпускаемого товара и предпочтению покупателей.

На рынке вертикальной дифференциации методы ценовой и неценовой конкуренции сочетаются иначе: разделение рынка в этом случае основано на различной платежеспособности потребителей, на доступности для них разных комбинаций «цена – качество».

Функцию полезности потребителя можно рассматривать как функцию от 2-х благ:

Vk = f [Цк; (1 – Рцк)],

где Vk – предельная полезность единицы товара качества К.

Цк - цена единицы продукции.

(1 – Рцк) – расходы на все остальные товары.

Предположим, что полезность товара находится в прямой зависимости от его качества. Цена отражает средние экономические издержки на его производство.

Джон Саттон предложил методологию выбора потребителя на рынке товаров, различающихся своим качеством.

Пример:

Доход покупателя – 100 единиц. Он приобретает не более 1 единицы товара, удовлетворяющую данную потребность.

Первоначально на рынке продают товар А и С, для которых:

А: ЦА = 30 РЦА = 30

С: ЦС = 70 РЦС =70

Часть покупателей предпочитают товар А, часть – товар С, а другие выбирают и товар А и товар С.

Рассмотрим последствия входа на рынок новой фирмы с новой торговой маркой В, для которой:

В: ЦВ = 50 РЦВ = 50

Фирма приобретает свой круг покупателей, но её вход на рынок не приведет к вытеснению с рынка фирм, выпускающих товар А и товар С.

Иное воздействие окажет на рынок: вход фирмы Д с продуктом, для которого:

Д: ЦД = 50 РЦД =35

В этом случае товары фирм А В становятся конкурентоспособными в глазах большинства покупателей.

Различное влияние на рынок входа нового продавца, предполагающего новую комбинацию «цена – качество», на положение уже действующих на рынке продавцов объясняется разной зависимостью издержек на единицу продукции от качества товара.

Если средние издержки сильно зависят от качества товара, завоевание рынка, который зависит от уровня доходов и платежеспособного спроса покупателей, существенно ограничивает возможности ценовой конкуренции.

Если зависимость издержек от качества относительно невысока, то вход нового продавца может привести к вытеснению с рынка товаров более низкого качества.

С вертикальной дифференциацией существует 2 типа рынка:

1) когда издержки на единицу продукции растут быстрее качества

2) когда издержки на единицу продукции растут медленнее качества

На рынках второго типа существует повышенный риск хозяйствования. Это приводит к формированию особых стратегий фирм продавцов.

Для формирования барьеров на входе на рынок для потенциальных конкурентов фирмы, относящиеся к этому типу рынка, несут большие расходы на рекламу и НИОКР. Особенно часто используется стратегия «избыточных» расходов на рекламу, т.е. расходы на рекламу служат важнейшим фактором конкурентоспособности товара.

Конкуренция рекламоемких рынков направлена ни столько на повышение спроса на свой товар, сколько на положение потенциальных конкурентов.

Наиболее рекламоемкие рынки: рынок продуктов питания, фармацевтический рынок (в США доля расходов на рекламу в выручке колеблется от 12 до 26 %).

Наши рекомендации